1 Ответ
Задание 1. В лаборатории цитологии провели эксперимент с белой планарией. Для него учёные использовали три неглубокие ёмкости, которые соединили каналами, благодаря которым планария могла свободно перемещаться из одной ёмкости в другую. В первую ёмкость налили раствор с большим количеством соли (гипертонический раствор), во вторую — с небольшим количеством соли (гипотонический раствор), а в третью ёмкость добавили столько же соли, сколько в пресном озере (изотонический раствор). Лаборант поместил планарию в первую ёмкость и стал наблюдать за её движением. Планария медленно переползла по каналу во вторую ёмкость, а затем и в третью, где осталась. Эксперимент повторили на десяти планариях и во всех случаях получили один и тот же результат. Какой вывод мог сделать лаборант, основываясь на результатах этого опыта?
планарии способны к ресничному движению
планарии невосприимчивы к соли
планария из данного опыта обычно обитает в пресных водоёмах +
планария двигалась хаотично и случайно попала в третью ёмкость
Задание 2. Как изменятся результаты эксперимента, описанного в задании 1, если заменить планарию на морского многощетинкового червя нереиса?
нереисы переползут в воду без соли
невозможно определить, так как неизвестна концентрация солей во всех ёмкостях
нереисы останутся в солёной воде +
результаты эксперимента не изменятся
Задание 3. На рисунке изображена схема эксперимента, который проводил немецкий биолог на одноклеточной зелёной водоросли. Как вы думаете, роль какого органоида клетки пытался установить учёный?
ДНК
аппарата Гольджи
вакуоли
ядра +
Задание 4. В магазине можно купить свежие грибы – шампиньоны и вёшенки. Их выращивают в искусственных условиях, так как они
образуют микоризу
не образуют микоризу +
обитают на древесине
обитают на почве
Задание 5. К моховидным или мхам относится:
А
Б
В + (торфяной мох)
Г
Задание 6. Как называется диплоидное поколение в жизненном цикле морской капусты?
заросток
спорофит +
протонема
гаметофит
Задание 7. На картинке изображены соцветие и плоды одного из растений семейства Розоцветные. Выберите, с помощью чего распространяются плоды этого растения.
ветер
животные +
насекомые
вода
Задание 8. Выберите все функции, которые может выполнять ксилема в стебле растения.
покровная, механическая, проводящая
покровная, механическая, выделительная
механическая, проводящая, запасающая +
запасающая, механическая, транспорт газов
Задание 9. Выберите верное утверждение о растении на картинке.
Из сока, получаемого из данного растения, производят шины и резину.
Части данного растения могут быть сильнейшими аллергенами для человека. +
Для семян данного растения характерна зоохория (распространение с помощью животных).
Плоды данного растения в древности служили основой для чернил.
Задание 10. К какому семейству относятся такие известные косточковые, как слива, вишня, черешня?
крестоцветные
лилейные
розоцветные +
паслёновые
Задание 11. На рисунке изображён поперечный срез беспозвоночного животного. Для этого животного характерно
выделительная система протонефридиального типа +
полное отсутствие нервной системы
обширная первичная полость тела
замкнутые пищеварительная и кровеносная системы
Задание 12. Большинство групп беспозвоночных животных — морские организмы. Однако существуют некоторые группы, которые, напротив, населяют преимущественно пресные водоёмы. Среди этих групп
тип Иглокожие (Echinodermata)
отряд Ветвистоусые ракообразные (Cladocera) +
класс Сцифоидные медузы (Scyphozoa)
класс Стеклянные губки (Hexactinellida)
Задание 13. Известно, что большинство пиявок питается кровью животных, которую они способны сохранять в организме долгое время, постепенно переваривая. На рисунке показано строение пиявки. Элемент какой системы органов обозначен знаком вопроса?
пищеварительной +
выделительной
половой
нервной
Задание 14. Существует множество различных механизмов адаптации живых организмов к окружающей среде. Выберите общий признак, который характерен для всех организмов на картинке.
выработка большого количества токсина
наличие покровительственной окраски +
переход к наземному образу жизни
развитие конечностей
Задание 15. Листопад – пример классической адаптации растений к холодам для
увеличения фотосинтеза в новых листьях
защиты от вредителей
удаления вредных веществ, накопившихся в листьях +
уменьшения потерь испаряемой растением воды зимой
Задание 16. Вы видите схему, иллюстрирующую эксперимент, который проводил знаменитый французский естествоиспытатель Луи Пастер. Выберите верные утверждения об этом эксперименте.
Пропускание жидкости через такие колбы специальной формы носит название пастеризация в честь Луи Пастера.
Длинный носик убивает бактерии в колбе.
Длинный носик колбы задерживает микроорганизмы из воздуха и провоцирует порчу жидкости.
Кипячение жидкости убивает микроорганизмы в колбе. +
В качестве жидкости в колбе можно использовать воду или раствор фурацилина.
Задание 17. Возбудители каких заболеваний не имеют клеточного ядра?
сонной болезни
ботулизма +
малярии
гриппа +
холеры +
Задание 18: Какие организмы из предложенных на изображении имеют ризоиды?
растение 1 +
растение 2
растение 3 +
растение 4
растение 5
Задание 19: Сапротрофы − это организмы, разлагающие органические вещества живых существ или отходы их жизнедеятельности. Одним из примеров сапротрофов являются плесени − одни из самых нежеланных гостей в доме человека, ведь они портят продукты питания. Выберите адаптации, которые помогают плесени вести сапротрофный образ жизни.
способность расти на субстрате с низким содержанием воды
большое количество потомков +
образование спор, распространяемых ветром +
длительный жизненный цикл, длящийся от месяца до двух лет
наличие маскирующей окраски
Задание 20: Выберите адаптацию(-и) к обитанию в Антарктиде, которая(-ые) НЕ характерна(-ы) для пингвинов.
когти для карабканья по льду
покровительственная окраска +
способность накапливать подкожный жир
впадение в спячку +
обтекаемая форма тела
Задание 21: Выберите верные суждения.
Омела – представитель растений-полупаразитов. +
Среди съедобных грибов есть грибы-паразиты. +
При адаптации к жизни в солёных водоёмах у животных могут накапливаться вещества, которые повышают осмотическую концентрацию крови и жидкости полости тела. +
Португальский военный кораблик − это представитель морской фауны, обладающий ядовитыми стрекательными клетками, опасными для животных. Этот организм передвигается по морям при помощи паруса, заполненного воздухом, и приспособлен к питанию водорослями и растительными организмами.
Чем больше солнечного света в экосистеме, тем темнее окраска листьев обитающих там растений.
Задание 22: Соотнесите растения и их адаптации к различным климатическим условиям.
увеличение объёма запасаемой воды — 3
образование дыхательных корней — 6
наличие воздухоносной ткани -5
отражение солнечных лучей — 1
фотонастии или гелиотропизм (способность поворачивать части растения к источнику света) -2
уменьшение размеров в холодном климате — 4
Задание 23: На рисунке изображены силуэты живых организмов. Сопоставьте изображения (1-6) и утверждения, которые им соответствуют.
Это споровое растение, для которого характерно наличие очень тонких и коротких листьев. =3
Это споровое растение, листоподобные органы которого могут расти верхушкой как побег. = 6
Это семенное растение, листья которого представляют собой тонкие иголки. = 1
Это семенное растение, у которого органы для размножения обладают специальными приспособлениями для привлечения опылителей. =4
Этот организм не является растением и питается готовыми органическими веществами. =5
Большинство представителей этой группы живут в воде и способны к фотосинтезу. =2