С помощью каких дополнительных ингредиентов (компонентов), добавляемых в тесто, можно увеличить количество газа, получающегося из разрыхлителя?
1 Ответ
Задание 1.
Мальвина укоризненно покачала головой:
— Буратино, ты собираешься стать великим учёным, а до сих пор путаешь такие понятия, как изомеры и гомологи. Попробуем ещё раз!
Даны соединения:
Метилацетат +
Пентин
Пропановая кислота
Этиловый эфир уксусной кислоты +
Пентен
Бутановая кислота +
Изомерами являются:
Метилацетат +
Пентин
Пропановая кислота
Этиловый эфир уксусной кислоты +
Пентен
Бутановая кислота +
Задание 2
Гомологами являются:
Метилацетат
Пентин
Пропановая кислота
Этиловый эфир уксусной кислоты
Пентен
Бутановая кислота
Задание 3
Определите химическую формулу зашифрованного вещества. Рисунки содержат ассоциации к элементам, входящим в состав вещества, а приведённые числа показывают их процентное содержание по массе. На первом изображении представлены сосуды, которые используют для хранения сжиженного простого вещества, образованного атомами зашифрованного элемента. В ответ запишите брутто‑формулу зашифрованного вещества, расположив элементы в том же порядке, что и в ребусе. При расчётах атомные массы элементов округляйте до десятых. = N2O3H4
Задание 4
Выберите тривиальное название зашифрованного вещества.
индийская селитра
чилийская селитра
аммонийная селитра +
норвежская селитра
Задание 5
…Профессор продолжал:
— Таким образом, с использованием химических реактивов вам надо установить содержимое четырёх неподписанных склянок, в которых находятся фенол, пентаналь, глицерин и уксусная кислота.
— А я могу и без реакций их определить, — выкрикнула Катя Пятёрочкина.
— Повторяю, с использованием химических реактивов.
— А чем мы располагаем? — осведомился Коля Лабораторкин.
— Мы располагаем растворами хлорида железа (III), гидрокарбоната калия, гидроксида натрия, а также свежеосажденным гидроксидом меди (II) и соляной кислотой. Но… прошу ответить на два вопроса.
Какое наименьшее количество реактивов понадобится для этой цели?
1
2
3 +
4
5
Задание 6
Какие реактивы для этого понадобятся?
раствор хлорида железа (III)
раствор карбоната калия
свежеосаждённый гидроксид меди (II)
раствор гидроксида натрия
соляная кислота +
Для определения содержимого четырёх неподписанных склянок понадобится три реактива: раствор хлорида железа (III), раствор гидроксида натрия и соляная кислота.
Сначала раствор хлорида железа (III) используется для того, чтобы определить фенол. Этот реактив вызовет появление бурой окраски.
Затем реактивы раствор гидроксида натрия и соляная кислота используются для определения уксусной кислоты. Раствор гидроксида натрия вызовет появление осадка, который укажет на наличие уксусной кислоты.
Последний из реактивов, т.е. соляная кислота, используется для того, чтобы определить пентаналь, вызывая характерный запах в этом случае.
Таким образом, минимальное количество реактивов, необходимых для идентификации содержимого склянок — 3.
Задание 7
Для придания выпечке пышности (обильной пористости) в тесто добавляют разрыхлитель, он же «пекарский порошок» — вещество, которое при нагревании разлагается с образованием безопасных продуктов, содержащих хотя бы одно газообразное вещество. В качестве такого разрыхлителя может использоваться пищевая сода. Определите максимальный объём газа (н.у.), который может выделиться при термическом разложении 6 граммов пищевой соды (это около половины чайной ложки). Ответ выразите в миллилитрах, округлите до целых.
2NaHCO₃ → Na₂CO₃ + СО₂↑ + Н₂О
М(NaHCO₃) = 23 + 1 + 12 + 16 * 3 = 84 г/моль
n(NaHCO₃) = 6 / 84 = 0,0714 моль
n(СО₂) = 0,07 / 2 = 0,0357 моль
V(СО₂) = 0,0357 * 22,4 = 0,79999 л = 800 мл.
Ответ: V(СО₂) = 800 мл.
Задание 8
С помощью каких дополнительных ингредиентов (компонентов), добавляемых в тесто, можно увеличить количество газа, получающегося из разрыхлителя? Укажите эти ингредиенты.
сахар
столовый уксус +
поваренная соль
сок лимона +
крахмал
Задание 9
Установите соответствие между химическими реакциями и именами учёных, в честь которых они названы.
М.И. Коновалов — 4 реакция
Н.Н. Зинин — 1 Нитробензол
Е.Е. Вагнер
Ш.А. Вюрц — 6 реакция
М.Г. Кучеров
С.В. Лебедев — 3 Метилат натрия
Задание 10
Покинув третью планету системы Медузы, корабль механика Зелёного отправился в соседнюю галактику. И — о чудо! — первая же встреченная планета была покрыта океанами, в которых виднелись зелёные острова.
«Ура! Снова можно гулять без скафандров!» — обрадовалась Алиса.
«Осторожно, дочка, — предостерёг профессор Селезнёв. — Сначала надо проверить состав атмосферы. Итак, что мы имеем:
• Кислорода в воздухе примерно 20 объёмных процентов.
• Воздух этой планеты примерно на 30% легче воздуха на корабле.
• При пропускании через воду объём уменьшается почти на 80%».
«Профессор! — вмешался тут Зелёный. — Посмотрите: я открыл банку с соляной кислотой в атмосфере этой планеты, и сразу начал образовываться белый дым».
«Все ясно, — заключил профессор. — Без скафандров походить не удастся».
Присутствие какого газа в атмосфере планеты (помимо кислорода) обнаружил профессор Селезнёв? Определите молярную массу газа. Ответ выразите в г/моль, округлите до целых.
Ответ
Задание 11
Дана последовательность превращений органических веществ, с помощью которой может быть получено вещество C, являющееся природным консервантом. Известно, что вещество A является распространённым органическим растворителем и простейшим представителем одного из классов углеводородов, а в состав вещества B входит бром.
Массовая доля углерода в соединении C равна 68.85%. Запишите молярные массы веществ A — C. Ответ выразите в г/моль, округлите до целых.
A
B
C
Задание 12
Выберите название вещества C.
бензойный альдегид
бензиловый спирт
бензойная кислота
Задание 13
Доктор Медуница из Зелёного города рассказала жителям Зелёного города о том, как приготовленный ею из лишайников индикатор — лакмус — меняет цвет в зависимости от среды раствора. После лекции она решила проверить, насколько усвоен материал, и, конечно же, выбрала для проведения контроля Незнайку. Ему было поручено установить соответствие между названием соли и цветом, который приобретает лакмус в водном растворе этой соли. Вот что он написал:
сульфид калия — жёлтый
карбонат натрия — синий
нитрат цинка — розовый
хлорид аммония — синий
нитрат алюминия — зелёный
Сколько ошибок допустил Незнайка в этой проверочной работе?
Задание 14
Помогите ему исправить неверные ответы и установите соответствие между названием соли и цветом лакмуса в её водном растворе.
1. Сульфид калия — розовый
2. Карбонат натрия — синий
3. Нитрат цинка — жёлтый
4. Хлорид аммония — красный
5. Нитрат алюминия — синий
Задание 15
В молекуле алкана X число атомов водорода в 2,22 раза больше числа атомов углерода. Известно, что алкан X имеет четвертичный атом углерода, а при хлорировании на свету он может образовать 5 монохлорпроизводных, являющихся структурными изомерами. Выберите название алкана, соответствующего условию задачи.
3,5-диметилгептан
2,2,3-триметилпентан
2,2,3-триметилбутан
4,4-диметилгептан
2,2,5-триметилгексан +
2,2,5-триметилгексан:
Число углеродов: 6
Число атомов водорода: 15
Отношение числа атомов водорода к числу атомов углерода: 15/6 = 2,5 (соответствует условию)
Задание 16
Жёлто‑зелёный газ B, полученный электролизом раствора соли A, пропустили через водный раствор едкого кали на холоде, при этом образовался раствор смеси веществ A и C. Полученный раствор нагревали при 80°C, после чего испарили воду при небольшом нагревании. При этом вещество C превратилось в D, а количество вещества A увеличилось. Полученную смесь веществ A и D прокалили при температуре 500°C. В качестве твёрдого продукта было получено только вещество A. Запишите молярные массы веществ A — D. Ответ выразите в г/моль, округлите до десятых.
A
Задание 17
В
Задание 18
C
Задание 19
D
Задание 20
Смешали 10 граммов уксусной кислоты и 10 граммов н‑бутилового спирта и прокипятили с каплей серной кислоты. В результате из реакционной смеси выделили 10 граммов органического вещества с фруктовым запахом.
Какое вещество было получено?
Этиловый эфир бутановой кислоты
Бутиловый эфир бутановой кислоты
Этилацетат
Бутилацетат
Бутен‑1
Уксусный ангидрид
Задание 21
Определите выход этого продукта. Ответ выразите в процентах, округлите до целых.
Задание 22
В каталитической грелке происходит беспламенное сгорание паров жидкого органического топлива на поверхности мелкораздробленной платины (катализатора). В быту обычно используют грелки с объёмом резервуара для жидкого топлива от 15 до 30 мл, одного заряда хватает на 10–18 часов непрерывной работы.
Изучите справочные данные таблице 1.
Какое количество теплоты выделится за всё время работы грелки, заправленной 25 мл циклогексана либо октана? В ответ запишите наибольшее из рассчитанных по справочным данным значений (кДж), округлите до целых.