1 Ответ
Яклассную олимпиаду можно пройти до 1 февраля 2026 года. Официальные ответы будут доступны после 01.02.2026. Поэту здесь даны ответы в качестве ознакомления и для информационных целей.
Задание 1. Школьник сфотографировал на каникулах похожее на ель дерево. Оказалось, что шишки на его ветвях отличаются от еловых, их длина составляет 2-4 см, а ширина — 2-3 см. Укажи, какая из перечисленных характеристик относится к этому растению:

каждый год меняет листья +
опыляется насекомыми
цветёт ранней весной
образует сухие раскрывающиеся плоды
является многолетним вечнозелёным
Задание 2. Какие утверждения верны для птиц, изображённых на фотографиях?

Обе птицы строят гнёзда под крышами домов — верно
Вылупившиеся птенцы этих птиц без перьев, слепые и глухие — верно
Обе птицы защищают сады от насекомых — нет
Одна из птиц не умеет петь — да
Задание 3. На прогулке в лесу Лёня сделал несколько фотографий. В школе он рассматривал их и обсуждал с друзьями. Определи, какие этапы жизни растений увидели ребята на этой фотографии.

Цветение — нет (цветёт летом, на фото ягоды — цветков уже нет).
Плодоношение — да (висят ягоды).
Прорастание семян — нет (не видно проростков).
Отмирание наземной части — нет (это многолетний кустарник, стебли живые).
Листопад — нет (листья еще не опали, хоть и осень).
Набухание почек — нет (осенью почки спят, не набухшие).
Задание 4. В жизнедеятельности растений важную роль играют пигменты (красители). Эти вещества участвуют в процессе фотосинтеза, а также придают окраску листьям, цветкам и плодам. Выбери названия структур клетки, содержащих пигменты, которые окрашивают показанные на фотографиях лепестки (1) и листья (2).

Органы растения
Структуры клетки
Пигменты
Лепестки
Листья
Варианты ответов:
ядро
оболочка
вакуоли
хлорофилл
каротиноиды
антоцианы
пластиды
митохондрии
цитоплазма
фикобилины

Задание 5. В биологической систематике живые организмы делятся на царства. Определи, к каким царствам относятся живые организмы, показанные на фотографиях (Укажи названия царств в выпадающих списках.) Выбери названия видов, которые относятся к тем же царствам.
Царство — Морская звёзда
Царство — Раффлезия Арнольда
Варианты ответов:
Усач серый
Хвощ полевой
Стафилококк золотистый
Сальвиния плавающая
Дождевик грушевидный
Кладония листоватая
Хариус обыкновенный
Коромысло зелёное
Жерлянка краснобрюхая
Туя западная
Говорушка беловатая
Нефролепис возвышенный
Трюфель летний
Ответ:

Задание 6. В городах на старых деревьях можно увидеть зелёные шары необычного растения. Это вечнозелёное растение с шарообразной кроной, толстыми простыми листьями. Цветки невзрачные сидячие, с простым околоцветником. Созревший плод имеет форму белого полупрозрачного шарика размером около 1 см. Семена покрыты липкой оболочкой.

вопрос 1. Каким способом растение попадает на дерево?
Семена смывает вода во время дождя
Плоды переносит ветер
Плоды переносят на клювах хищные птицы
Ветер переносит растения с одного дерева на другое
Плоды растрескиваются и разбрасывают семена
Семена переносят растительноядные птицы +
вопрос 2. Это растение обычно растёт на высоких старых деревьях, но почти не встречается на молодых. Как можно
объяснить такой факт?
(Выбери «верно» или «неверно».)
На старых деревьях теплее и больше света — неверно
Старые деревья чаще посещают разные животные — верно
Сквозь ткани старых деревьев легче прорастают корни этого растения — неверно
В ветки молодых деревьев поступает мало воды — неверно
В коре старых деревьев много трещин — верно
вопрос 3. В какой слой ствола дерева прорастает корень данного растения?
Запиши номер, которым этот слой обозначен на рисунке:
Ответ:
На рисунке слои: 1-кора, 2-луб, 3-камбий, 4-заболонь (наружные слои древесины), 5-сердцевина. Корни прорастают в слой 4 (заболонь — молодая древесина, по которой идёт восходящий ток).
Задание 7. Фермер занимается производством семян овощных культур, одна из которых — свёкла столовая (Beta vulgaris). На следующий год он запланировал получение семян свёклы сорта «Бордо 237». Определи, в каком порядке будет происходить развитие растений свёклы от посева в почву и до получения новых семян. (Перенеси этапы развития в соответствующие поля для ответов.)
Ответ:
1. Набухание семян.
2. Появление корешка из семени.
3. Развитие проростка.
4. Формирование розетки прикорневых листьев.
5. Образование корнеплода (конец первого года).
6. Появление стебля с листьями (весной второго года).
7. Цветение.
8. Образование семян.

Задание 8. В познавательной литературе по биологии для школьников можно найти рисунки разных клеток.

Рис. 1 (растительная) — Растения
Рис. 2 (бактериальная) — Бактерии
Рис. 3 (грибковая) — Грибы
1. Определи, организмы каких царств состоят из клеток такого строения. (Выбери названия царств в выпадающих списках.)
Царство: животные, растения, грибы, бактерии
1 рисунок
2 рисунок
3 рисунок
2. Запиши номер клетки, к которой относится каждая характеристика.
Нет оформленного ядра — 2
На поверхности находится только цитоплазматическая мембрана — 0
Содержатся органоиды с фотосинтезирующим пигментом — 1
Имеются прозрачные пузырьки с клеточным соком — 1
Снаружи находится клеточная стенка из целлюлозы — 1
Не образует тканей — 2
Задание 9. Бактерии
Ястреб-перепелятник
Рыжая лисица
Соловей
Синица
Личинка жука
Мышь
оленя
Дуб
вопрос 1. Составь две цепи питания для представленной на рисунке экосистемы, одну — из трёх уровней, другую — из четырёх (перенеси подходящие слова в окошки для ответов):
а) Дуб → Мышь → Рыжая лисица
б) Дуб → Личинка жука-оленя → Синица → Ястреб-перепелятник.
вопрос 2. Укажи, какой из перечисленных организмов замыкает круговорот веществ в этой экосистеме.
Бактерии +
Синица
Дуб
Мышь
Ястреб
вопрос 3. Определи функции указанных в пункте 2 организмов в экосистеме (выбери «верно» или «неверно»):
разлагают остатки других организмов — верно
создают питательные вещества для животных — неверно
очищают воздух от углекислого газа — неверно
превращают опавшие листья в минеральные вещества — верно
образуют минеральные вещества из органических — верно
превращают минеральные вещества в органические — неверно
Задание 10. Одним из показателей качества почвы является число живущих в ней дождевых червей. Дождевые черви (Lumbricina) — ценные помощники в растениеводстве. Они рыхлят почву и обогащают её перегноем, улучшая условия для роста растений.
Учёные-почвоведы изучали плодородие почвы на одном из сельскохозяйственных предприятий. Для исследования на поле выделили 10 контрольных площадок, которые представляли собой квадраты со стороной 50 см. На каждой площадке было обнаружено по 100 особей. Определи, какое примерно число червей живёт на 1 га пашни. Вычисли их общую массу в тоннах. Один червь имеет массу 1,5 г.
Решение:
Площадь одной площадки: 0,5 м × 0,5 м = 0,25 м².
100 червей на 0,25 м² → на 1 м² = 100 / 0,25 = 400 червей.
1 га = 10 000 м² → 400 × 10 000 = 4 000 000 червей.
Масса одного = 1,5 г → общая = 4 000 000 × 1,5 = 6 000 000 г = 6 т.
Ответ: число червей = 4 000 000, масса червей = 6.
