Задание 1. Аналитическое задание. Границы литературных жанров до сих пор являются вопросом для литературоведов. Вот и приходится авторам самостоятельно решать эту задачу. Перед вами два прозаических произведения, автор обоих – А.П. Чехов. Обратите внимание на авторский стиль, используемые приёмы и детали каждого текста.
Текст 1. Часть I Был полдень… Заходящее солнце своими багряно-огнистыми лучами золотило верхушки сосен, дубов и елей… Было тихо; лишь в воздухе пели птицы, да где-то вдали грустно выл голодный волк… Ямщик обернулся и сказал: — А снегу все прибывает, барин! — Что? — Я говорю, что снегу прибыло… — А! Владимир Сергеевич Табачкин, о котором идет речь, в последний раз взглянул на солнце и помер. *** Прошла неделя. Над свежей могилой со свистом носились птицы и перепела. Солнце светило. Молодая вдова, вся в слезах, стояла, возле и с горя обмочила весь платок…
Текст 2. Граф, графиня со следами когда-то бывшей красоты, сосед-барон, литераторлиберал, обедневший дворянин, музыкант-иностранец, тупоумные лакеи, няни, гувернантки, немец-управляющий, эсквайр и наследник из Америки. Лица некрасивые, но симпатичные и привлекательные. Герой — спасающий героиню от взбешенной лошади, сильный духом и могущий при всяком удобном случае показать силу своих кулаков.
Высь поднебесная, даль непроглядная, необъятная… непонятная, одним словом: природа!!! Белокурые друзья и рыжие враги. Богатый дядя, либерал или консерватор, смотря по обстоятельствам. Не так полезны для героя его наставления, как смерть. Тетка в Тамбове. Доктор с озабоченным лицом, подающий надежду на кризис; часто имеет палку с набалдашником и лысину. А где доктор, там ревматизм от трудов праведных, мигрень, воспаление мозга, уход за раненым на дуэли и неизбежный совет ехать на воды. Слуга — служивший еще старым господам, готовый за господ лезть куда угодно, хоть в огонь. Остряк замечательный. Собака, не умеющая только говорить, попка и соловей. Подмосковная дача и заложенное имение на юге. Электричество, в большинстве случаев ни к селу ни к городу приплетаемое. Портфель из русской кожи, китайский фарфор, английское седло, револьвер, не дающий осечки, орден в петличке, ананасы, шампанское, трюфели и устрицы. Нечаянное подслушиванье как причина великих открытий. Бесчисленное множество междометий и попыток употребить кстати техническое словцо. Тонкие намеки на довольно толстые обстоятельства. Очень часто отсутствие конца. Семь смертных грехов в начале и свадьба в конце. Конец.
Задание: Подумайте, как эти отрывки соотносятся со знакомыми вам жанрами.
Догадались ли вы, о каких именно жанрах идет речь?
В чем особенность текстов Чехова на уровне художественных приёмов?
Почему А.П. Чехов пишет именно в таком стиле?
Знаете ли вы тексты, подобные чеховским?
Почему вы выбрали именно эти примеры?
Опираясь на стилистические особенности, и идею, которая из них вырастает, подумайте о том, зачем авторы использует такой прием и напишите в эссе ваше мнение о том, зачем автору понадобилось затевать такую игру.
1 Ответ
Мы считаем, что оба текста Чехова, это пародии. То есть он специально смеётся над разными книжными штампами.
Первый текст — это насмешка над грустными романтическими рассказами. Там набрано много красивых фраз («багряно-огнистые лучи», «грустно выл голодный волк»), а конец получается нелепый и внезапный: герой «взглянул на солнце и помер». Тем самым Чехов показывает, как такие истории иногда бывают наигранными и неестественными.
Второй текст, это уже шутка над длинными романами с кучей одинаковых героев и сюжетов. Чехов даже не рассказывает историю, а просто перечисляет, как бы по списку: вот должен быть граф, вот злодей-барон, вот верный слуга, вот случайное наследство и обязательная свадьба в конце. Когда всё это собрано в кучу, сразу видно, насколько такие сюжеты предсказуемы и похожи друг на друга. Чехов таким образом хочет показать, что многие писатели его времени писали одно и то же, не думая. Они использовали готовые шаблоны, и от этого их книги становились скучными и неживыми. Но мы это можем увидеть сами, так как очень часто читая одну книгу, ты невольно ловишь себя на мысли, что такое ты уже где-то читал. Или когда ты читаешь и знаешь на все 100% ее финал, от чего чтение становится не интересным.
