Официальное прохождение данной работы у ребят будет 11-12 ноября 2025 по Москве. Сейчас же мы вам в качестве ознакомления приведем пример заданий и ответов демоверсии данной темы, которую можно уже решать сейчас.
1 Ответ
Задания 1-5:
Удивительный мир океана:
Водная оболочка планеты Земля, которая занимает почти три четверти её поверхности, объединяет реки, озёра, болота, подземные воды, ледники и Мировой океан. Вода служит источником пищи и ценных ресурсов. А морские пути связывают между собой страны и континенты. В далёком прошлом именно в воде зародилась жизнь. Большая часть обитателей моря живёт на такой глубине, где доступен солнечный свет и можно добыть пищу. Жизнь морских обитателей в солёной воде отличается от жизни обитателей рек и озёр. Чтобы выжить в непростых условиях, морским существам, в отличие от своих сородичей, которые живут в пресной воде, необходимо иметь особые приспособления для зрения, слуха, дыхания и передвижения.
Например, морские обитатели, живущие возле берега, обладают приспособлениями, которые позволяют им защитить себя в условиях прибоя. Так, благодаря наличию на теле очень жёстких пластин, рыба Кузовок-кубик из семейства кузовковых кажется одетой в ярко-жёлтый панцирь, который покрыт чёрными пятнами. Такой твёрдый «жилет» защищает своего обладателя от ударов волной о прибрежные камни. Эта рыба длиной до 45 см, похожая на кубик, проворно спасается от крутых волн или от морских хищников: быстро взмахивая своими мягкими плавниками, рыба легко разворачивается, «зависает» в воде и быстро разгоняется, уходя от опасности. А водная улитка Морское блюдечко перед наступлением отлива при помощи присоски очень прочно цепляется за камни. Благодаря этому раковина плотно накрывает её своим «зонтиком» и защищает от высыхания до следующего прилива воды. На большой глубине, где царит полная темнота, некоторые рыбы в погоне за добычей начинают светиться, приманивая к себе любопытных обитателей моря, чтобы затем с удовольствием полакомиться ими.
1. На основе содержания текста 1 укажите верное утверждение.
Суша занимает большую часть поверхности Земли.
Рыба в воде приманивает пищу плавниками.
Живые существа могут жить в солёной воде. +
Твёрдый панцирь делает рыб неповоротливыми.

2. На основе информации из текста 1, текста 2 (таблицы) и текста 3 разместите таблички с названиями рыб под аквариумами.
Бычок -бабочка = 3
Удильщик = 5
Желтокрылка = 4
Кузовок-кубик = 1
Морское блюдечко = 2
3. Ознакомьтесь с информацией из текста 2 (таблицы). Определите, какие из приведённых утверждений не соответствуют содержанию текста 2 и о чём информация в тексте 2 отсутствует (о чём не сказано). В каждой строке выберите соответствующую ячейку.
Рыба Бычок-бабочка получила своё название из-за яркого окраса и усиков. = не соответствует
Скорость передвижения Бычка-бабочки выше, чем у Желтокрылки. = отсутствует
Желтокрылки откладывают икру на большой глубине. = не соответствует
Самки и самцы Бычка-бабочки окрашены одинаково. = отсутствует
4. На основе информации, приведённой в текстах 1–3, укажите все верные утверждения.
Представители одного семейства рыб могут обитать на разной глубине.
«Удочка-фонарик» защищает удильщика от ударов о прибрежные камни.
Водные улитки Морские блюдечки обитают в сумеречной зоне.
Тело рыб всегда длиннее их головы.
Желтокрылку можно встретить в озере Байкал. +
5. В тексте 1 указана одна из природных способностей обитателей моря, о которой вы могли прочитать во всех трёх текстах. Выберите утверждение, в котором говорится об этой способности.
Маскировка является единственным способом адаптации к непростым условиям окружающей среды. Развитые плавники позволяют рыбам ловко и быстро передвигаться в толще воды. +
Морские обитатели приспосабливаются к жизни на мелководье проще, чем на большой глубине. Прочный панцирь, развитые плавники и чешуя защищают морских обитателей от высыхания.
Задания 6–8:
Аквариумные рыбки Трое пятиклассников – Ольга, Марина и Илья – записались в клуб аквариумистов и получили от своих родителей разрешение самостоятельно выбрать в интернет-магазине всё необходимое для домашних аквариумов с рыбками. Родители разрешили Ольге разместить аквариум на тумбе с прямоугольной столешницей. Тумба и её столешница представлены на рисунках.
А. Ольга уже измерила длину столешницы. Длина составила 70 см. Воспользуйтесь виртуальной линейкой, чтобы измерить ширину столешницы. В ответ запишите только число.
Ответ: 40 см
Б. Помогите Ольге выбрать аквариум наибольшей вместимости, который сможет уместиться на такой столешнице. Для этого изучите информацию об аквариумах в каталоге интернет-магазина и отложите нужный аквариум в корзину нажатием кнопки «добавить в корзину».
Аквариум А1 — вместимость 60 л, длина — 50 см, ширина — 30 см , цена 1190
Аквариум А2 — вместимость 65 л, длина — 65 см, ширина — 25 см , цена 1289 = выбрать
Аквариум А3 — вместимость 80 л, длина — 60 см, ширина — 45 см , цена 1587
Аквариум А4 — вместимость 70 л, длина — 92 см, ширина — 25 см , цена 1388
Найдите в каталоге интернет-магазина информацию о том, какой объём воды нужен для содержания одной рыбки каждого выбранного Мариной вида. Занесите информацию в ответ.
Ответ:
Петушок вуалехвост синий = 15 л на 1 рыбку
Красный неон = 4 л на 1 рыбку
Помогите Марине рассчитать по полученной формуле и отложить в корзину интернет-магазина наибольшее для её аквариума количество рыбок Красный неон, которое можно поселить вместе с рыбкой Петушок Вуалехвост синий. Добавьте полученное количество рыбок Красный неон в корзину нажатием кнопки «добавить в корзину».
Ответ:
Петушок вуалехвост синий 1 шт. = 490 руб.
Красный неон 11 шт. = 120 руб.
120*11 = 1320 + 490 = 1810 рублей всего.
Найдите в каталоге интернет-магазина информацию о длине взрослой рыбки каждого выбранного Ильёй вида. Занесите информацию в ответ.
Ответ:
Меченосец красный = 10 см.
Ляпиус красный = 7 см.
Помогите Илье рассчитать, пользуясь полученной рекомендацией, и отложить в корзину интернет-магазина наибольшее для его аквариума количество рыбок Лялиус красный, которое можно поселить вместе с парой рыбок Меченосец красный. Добавьте полученное количество рыбок Лялиус красный в корзину нажатием кнопки «добавить в корзину».
Ответ:
Меченосец красный 2 шт. 350 руб. за 1 шт.
Лялиус красный 7 шт. 390 руб. за 1 шт.
350*2 = 700 руб.
390*7 = 2730 руб.
2730 + 700 = 3430 руб. за рыбок.
8. Дайте Ольге совет, стоит ли ей воспользоваться промокодом F10. Сейчас она имеет право на бесплатную доставку товара, а после применения промокода может потерять это право. Вы можете вводить промокод в корзину с заказом и удалять его, чтобы выяснить, становится ли доставка платной, увеличивается или уменьшается итоговая сумма. Отметьте правильный совет и обоснуйте его, заполнив пропуски в предложении.
Использовать
Не использовать +
Если Ольга воспользуется промокодом, то она потратит на 25 рублей больше.
Задание 9-10:
Вася и Катя провели лето в деревне у бабушки с дедушкой. Наблюдая за тем, как бабушка делает квас и солит огурцы, они поспорили, какого вещества может раствориться в воде больше: сахара или соли. Чтобы выяснить это, ребята решили провести ряд опытов. Они взяли литровую и двухлитровую банки и наполнили каждую из них наполовину водой из колодца. После этого ребята стали добавлять в одну из них крупную соль, а в другую такую же массу сахара, встряхивая банки после каждого добавления для того, чтобы размешать вещества в воде.
Соль
Caxap
Стеклянные банки
9. Но наблюдавший за ними дедушка сказал, что при такой организации опыта его результаты не будут верными. Какую ошибку в условиях проведения опыта допустили Вася и Катя?
Растворяли вещества в разных количествах воды. +
Для растворения использовали колодезную воду.
Добавляли одинаковое количество соли и сахара.
Перемешивали вещества в воде, встряхивая банки.
10. Вася и Катя выполнили ряд измерений, по итогам которых ребята вместе с дедушкой заполнили таблицу. В ней показано, сколько сахара и соли может раствориться в 100 г воды при разной температуре.
Температура воды = 0℃, 20℃, 50 ℃, 80℃
Масса сахара = 179г, 204г, 260г, 362г
Масса соли = 36г, 36г, 37г, 38г
Вставьте слова из выпадающих списков, чтобы выводы по итогам опыта получились верными.
Ответ:
Вывод 1. При всех указанных в таблице температурах в воде может раствориться сахара больше чем соли.
Вывод 2. При увеличении температуры воды от 20 до 50 °С масса сахара, которая может раствориться в ней, увеличивается на 56 г, а масса соли на 1г . Вероятно, с ростом температуры масса сахара, которая может раствориться в воде, увеличивается на большее
значение, чем масса соли.
Задания 11–13:
Учёные-метеорологи каждый день регистрируют разнообразную информацию о погоде: температуру, количество осадков, направление и силу ветра, а также другие показатели. Данные этих наблюдений за месяцы и годы позволяют учёным-климатологам анализировать колебания климата в прошлом и прогнозировать, как он может измениться в будущем. С помощью представленной ниже базы данных вы можете узнать, какие средние месячные температуры и месячные суммы осадков наблюдались в городе Москве с 1990 по 2023 год. Для этого вам необходимо выбрать год, месяц, показатель и нажать кнопку «Выполнить».
Ответ:
год = 2021
месяц = август
показатель = месячная сумма осадков
11. Используя базу данных, определите месячную сумму осадков, которая выпала в Москве в августе 2021 года.
Ответ: 110 мм
12. Используя базу данных, выясните, какой месяц был самым тёплым в Москве в 2013 году. Выберите название этого месяца из выпадающего списка.
Ответ: июнь
13. Используя базу данных, определите, верны ли следующие утверждения.
А) В 1998 году весной выпало больше осадков, чем осенью.
Б) В 2020 году март был теплее, чем апрель.
верно только А +
верно только Б
оба утверждения верны
оба утверждения неверны
