1 Ответ
Задание 1. Перед Вами современные фотографии сохранившихся римских амфитеатров. Вспомните, как выглядит римский Колизей: его внешнее и внутреннее устройство, композиционные особенности, архитектурные детали. Пожалуйста, посмотрите внимательно на фотографии.
Отметьте изображения, на которых запечатлён Колизей.

Задание 2-3. Перед Вами несколько фресок из Папского дворца в Ватикане и искусствоведческие тексты, в которых авторы (П. Муратов, Н. Дмитриева, П. Волкова) размышляют об одной из этих работ.
Прочитайте тексты.
Текст 1
На противоположной стене <…> (фреска – ред.) показывает, что золотой век искусства был наконец действительно обретён, когда волшебный дар ритмической композиции мог соединиться с благородной и свободной темой.
Текст 2
С 1508 года он постоянно работал в Риме, главным образом при дворе папы Юлия II и его преемника Льва X, где исполнил большое количество монументальных работ. Из них самые выдающиеся – это росписи ватиканских станц – апартаментов папы.
Текст 3
Мы воспринимаем Рафаэля как художника эмоционального и гармоничного, как совершенного в своей форме и духе, а он является художником очень конструктивным, и в основе всех его работ лежит архитектурно-конструктивная основа. Выражаясь современным языком, он является идеальным сценографом своих картин: и живописным, и монументальным.
О какой фреске размышляют искусствоведы?
Подумайте и ответьте:
1. В каком тексте автор описывает пространство фрески, отталкиваясь от точки зрения зрителя, а затем продолжает, продвигаясь вглубь изображения?
2. В каком тексте автор осмысляет пространство фрески, двигаясь из глубины изображения к зрителю?
3. Кто из искусствоведов соотносит композицию фрески с архитектурными особенностями стены?
4. Кто из историков искусства рассуждает о композиционной формуле, к которой
можно привести большинство работ Рафаэля?
5. В каком тексте автор говорит о колористическом решении фрески?
6. Кто из авторов сравнивает Рафаэля с представителем одной из профессий театрального искусства?
7. В каком тексте историк искусства утверждает, что во фреске «художник воплотил представление ренессансных гуманистов о золотом времени античного гуманизма»?
8. Кто из искусствоведов говорит о том, что героев фрески – античных философов –
автор переносить в современную для него среду?
Ответы:
П. Муратов
Н. Дмитриева
П. Волкова
Афинская школа
Задание 4-5. Истоки органной музыки Нового времени следует искать на рубеже XVI–XVII веков, во времена общего подъёма инструментализма. К классикам органной музыки раннего барокко относится Джироламо Фрескобальди (1583–1643).
Рассмотрите фотографии ниже.
Выберите среди них ту, на которой представлен подлинный римский орган XVII века.
1. Прослушайте аудиофрагменты трёх различных записей «Арии под названием Фрескобальда» (Aria detta la Frescobalda) из сборника «Вторая книга токкат».
Выберите аудиофрагмент, который менее остальных удовлетворяет требованиям
аутентичного исполнительства.
2. Прослушайте аудиофрагменты трёх произведений для органа, среди которых одно написано Джироламо Фрескобальди, а остальные – отечественными композиторами второй половины XX века.
Аудиофрагмент 1
Аудиофрагмент 2
Аудиофрагмент 3
Выберите аудиофрагмент, соответствующий произведению Фрескобальди.
Ответы: 3, 3, 1
Задание 6. Посмотрите на изображение пяти построек Рима XX–XXI веков. Обратите внимание на пространственное решение каждого из зданий, форму и ритм его объёмов, характер членения.
1. Составьте из представленных фотографий пары так, чтобы в каждой были внешний и внутренний вид одного и того же сооружения.
2. Отметьте внешний вид сооружения, который принято называть «Квадратный Колизей».
3. Отметьте внутренний вид здания Европейского конгресса в Риме, который называется «Облако».
4. Заказчиком какого из этих сооружений был папа Иоанн Павел II? Отметьте внешний вид этого здания.
Ответы:
4, 2,
1,3,5,7
5
