1 Ответ
1. Как называется наука, которая изучает физические процессы в атмосфере Земли, определяющие составляющие погоды?
климатология
гидрология
синоптика +
лимнология
2. Какому азимуту соответствует направление «восток-юго-восток»?
67,5∘
112,5∘ +
135∘
157,5∘
3. Ближе всего к высочайшей горной вершине какого материка Солнце будет находиться в зените 23 сентября в полдень по Гринвичу?
Евразия
Австралия
Африка +
Южная Америка
4. Выберите водные объекты, которые посещал во время «Хожения за три моря» Афанасий Никитин.
Аравийское море +
Красное море
Чёрное море +
Средиземное море
Каспийское море +
5. Выберите изображения двух животных, чей естественный ареал обитания расположен не на том же материке, что ареалы трёх других животных.
Зебра — Африка.
Горилла — Африка.
Капибара — Южная Америка.
Лемур — Мадагаскар (является частью Африки, но часто рассматривается как отдельный регион). Однако в контексте этого задания, если считать Мадагаскар частью африканского континента, то лемур — африканское животное.
Броненосец — Южная Америка (некоторые виды — в Северной).
Ответ: Зебра и лемур
6. Заполните пропуски в тексте словами из выпадающего списка. Кавказ, Камчатка, лава, магма, гранитный, базальтовый. Самый высокий действующий вулкан России – Ключевская Сопка, расположен на (1) и сложен застывшей (2) . Он сформировался вблизи границы двух литосферных плит – Тихоокеанской и Охотоморской. Для Тихоокеанской литосферной плиты характерна океаническая земная кора, которая состоит из двух слоёв – (3) и осадочного.
Ответ:
1. Камчатка
2. лава
3. базальтовый
7. Заполните пропуски в тексте словами из выпадающего списка. Наводнение, атмосферные осадки, артезианские воды, гейзер, грунтовые воды, межпластовые воды. Основной источник пополнения подземных вод – (1). Воды, накапливающиеся на первом водоупорном слое, называются (2). Если слои горных пород залегают чашеобразно, вода под напором поднимается по скважине и иногда бьёт фонтаном. Такие воды называются (3)
Ответ:
атмосферные осадки
грунтовые воды
артезианские воды
8. Соотнесите контуры островов и полуостровов с областями складчатости, в которых они расположены.
Мезозойская = В
Герцинская = В
Кайнозойская = Б
Каледонская = Г, А
9. Установите соответствия между спутниковыми снимками заливов и контурами океанов, к которым они относятся.
Ответ:
А: Каспийское море 1 (Атлантический)
Б: Чёрное море — 2 (Тихий)
В: Озеро Байкал — 3 (Арктический)
Г: Северное море — 4 (Индийский)
10. Установите соответствия между терминами, обозначающими опасные метеорологические явления и процессы, и их правильным описанием.
тайфун
гололёд
гололедица
туман
бора
сильный и порывистый холодный ветер, направленный вниз по горному склону, дующий преимущественно в холодное время года и приносящий значительное похолодание.
местное название тропического атмосферного вихря в Юго-Восточной Азии и западной части Тихого океана, приносящего с моря сильные дожди и сопровождающегося ураганным ветром.
слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улиц и на предметах (деревьях, проводах и т.д.) при намерзании переохлаждённого дождя и мороси (тумана).
тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся в результате замерзания мокрого снега или воды при понижении температуры.
скопление у земной поверхности водяных капель (кристаллов), взвешенных в воздухе.
Ответ:
Туман — скопление у земной поверхности водяных капель (кристаллов), взвешенных в воздухе.
Тайфун — местное название тропического атмосферного вихря в Юго-Восточной Азии и западной части Тихого океана…
Бора — сильный и порывистый холодный ветер, направленный вниз по горному склону…
Гололёд — слой плотного льда, образовавшийся… при намерзании переохлаждённого дождя и мороси (тумана).
Гололедица — тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся в результате замерзания мокрого снега или воды…
11. Установите соответствия между кадрами из мультфильмов и природными зонами, которые на них изображены. Две природные зоны являются лишними.
Ответ:
А: Пустыня
Б: Лесостепь
В: Тундра
Г: Степь
12. Установите соответствия между горными породами и их происхождением.
габбро –
магматические
метаморфические
осадочные
базальт –
магматические
метаморфические
осадочные
мрамор –
магматические
метаморфические
осадочные
мел –
магматические
метаморфические
осадочные
гнейс –
магматические
метаморфические
осадочные
гранит –
магматические
метаморфические
осадочные
глина –
магматические
метаморфические
осадочные
гипс –
магматические
метаморфические
осадочные
Ответ:
габбро — магматические
базальт — магматические
мрамор — метаморфические
мел — осадочные
гнейс — метаморфические
гранит — магматические
глина — осадочные
гипс — осадочные
13. Перед вами фрагменты карт. Расставьте карты в порядке увеличения масштаба (от наиболее мелкого к наиболее крупному).
А: Мировая карта — климатические зоны
Б: Карта России — административные субъекты
В: Москва — транспорт
Г: Волга — гидрология
14. Установите соответствия между датами и первыми кругосветными путешествиями, совершенными представителями разных стран.
Российская экспедиция под руководством И. Крузенштерна и Ю. Лисянского
Британская экспедиция под руководством Ф. Дрейка
Французская экспедиция под руководством Л. Бугенвиля
Испанская экспедиция под руководством Ф. Магеллана и Х. Элькано
1519-1522
1577-1580
1766-1768
1803-1806
Ответ:
Российская экспедиция под руководством И. Крузенштерна и Ю. Лисянского — 1803 – 1806
Британская экспедиция под руководством Ф. Дрейка — 1577 – 1580
Французская экспедиция под руководством Л. Бугенвиля — 1766 – 1768
Испанская экспедиция под руководством Ф. Магеллана и Х. Элькано — 1519 – 1522
15. Укажите числом максимальную высоту Солнца над горизонтом (в градусах), которую можно наблюдать в Санкт-Петербурге (60° с.ш.) в день осеннего равноденствия в 2025 году.
Ответ: 53°
16. Перед вами представлены маршруты знаменитых путешествий. Соотнесите букву маршрута и имена руководителей данных путешествий.
Джеймс Кук = Д
Витус Беринг и Алексей Чириков = А
Виллем Баренц = В
Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев = Б
Фернан Магеллан = Г
17. Подберите для каждого утверждения соответствующие маршруты. Одно утверждение может подходить к нескольким маршрутам.
1. Во время данной экспедиции её руководитель или один из руководителей погиб.
Выбрать = Г А
2. Во время путешествия участники экспедиции могли наблюдать полярный день.
Выбрать = В Б
3. Экспедиция проплыла через все четыре полушария Земли.
Выбрать = Г Б Д
4. Экспедиция проходила под флагом Российской империи.
Выбрать = А Б
5. В честь руководителя экспедиции на карте мира названо море.
Выбрать = А Б В
6. Руководители экспедиции приняли участие в двух и более кругосветных экспедициях.
Выбрать = Д
7. Во время экспедиции её участники могли отметить Праздник Нептуна (праздник в честь пересечения самой длинной параллели Земли).
Выбрать = Б Г Д
18. Во время каждой из экспедиций были открыты европейцами новые объекты. Вам представлены космические снимки 5 архипелагов/островов, каждый из которых был открыт во время одной из экспедиции. Выберите название островов и укажите экспедицию, во время которой они были открыты.
Канарские острова
Большие Антильские острова
Филиппинские острова = Г
Гавайские острова = Д
Канадский Арктический архипелаг
Земля Александра
Канадский Арктический архипелаг
Земля Александра | = Б
Северная Земля
Шпицберген = В
Исландия
Командорские острова
Полуостров Камчатка = А
19. Следуя алгоритму, установите соответствия между слоями атмосферы и номерами на
схеме.
экзосфера = 5
тропосфера = 2
мезосфера = 3
термосфера = 4
стратосфера = 1
20. Используя предложенные утверждения, восстановите причинно-следственные связи в
метеорологических и климатических закономерностях.
А. Образование области высокого атмосферного давления над сушей и низкого атмосферного давления над океаном. +
Б. Образование области низкого атмосферного давления над сушей и высокого атмосферного давления над океаном.
В. Образование зимнего муссона, направленного с суши на море. +
Г. Образование зимнего муссона, направленного с моря на сушу. Более быстрое остывание суши зимой по сравнению с океаном. — +
21. Используя предложенные утверждения, восстановите причинно-следственные связи в
метеорологических и климатических закономерностях.
А. Неоднократное замерзание и оттаивание ранее выпавших осадков.
Б. Переход водяного пара в твёрдое состояние, минуя жидкую стадию, при соприкосновении с сильно выхоложенными предметами.
В. Намерзание частиц атмосферных осадков при соприкосновении с поверхностью Земли и другими предметами, имеющими отрицательную температуру. +
Г. Образование гололёда. +
Д. Образование гололедицы.
22. Используя предложенные утверждения, восстановите причинно-следственные связи в
метеорологических и климатических закономерностях.
А. Повышение максимально возможного содержания влаги в воздухе.
Б. Понижение максимально возможного содержания влаги в воздухе. +
В. Повышение температуры воздуха.
Г. Понижение температуры воздуха. +
23. Используя предложенные утверждения, восстановите причинно-следственные связи в
метеорологических и климатических закономерностях.
А. Движение Земли вокруг своей оси.
Б. Угол наклона земной оси к плоскости орбиты — 66,5°. +
В. Смена времён года. +
Г. Смена дня и ночи.
Д. Угол наклона земной оси к плоскости орбиты — 90°.
Е. Изменение расстояния от Земли до Солнца на протяжении года.
24. Перед вами представлены изображения метеорологических приборов. Выберите: их название, метеорологический показатель, значение которого фиксируется данными приборами, единицы измерения данного показателя.
Ответ:
1-барометр — давление — мм.рт.ст
2-анемометр — сила ветра — м/с
3-осадкомер — количество осадков — мм
4-психрометр — относительная влажность — %
5-гелиограф — продолжительность солнечного – часы
25. В какой синоптической ситуации должна находиться метеостанция, чтобы приборы 1
и 5 зафиксировали высокие значения своих метеорологических элементов, а приборы 2 и 3
бездействовали, из-за отсутствия своего элемента погоды?
центр антициклона
центр циклона +
периферия циклона
периферия антициклона
тёплый атмосферный фронт
холодный атмосферный фронт
26. Перед вами представлены фрагменты топографических карт на территории, расположенные в разных природных зонах нашей страны. Используя ваши знания о природных зонах и умение читать топографические карты, выберите из предложенных списков для каждого из фрагментов: название природной зоны, характерные для этой зоны формы рельефа и вид растений, абсолютную высоту наивысшей точки, видимой в пределах карты, а также объект, который обозначен условным знаком на соответствующем фрагменте,
Ответ:
1- Лесостепь, балка, дуб, 255,2, мост
2- Пустыни, бархан, верблюжья, -6, колодец
3- Смеш.леса, морены, сосна, 152,5, больница
4-тундра, термокарст,ягель,115, сопка
