1 Ответ
1. Отгадайте загадки и запишите отгадки в лист ответов:
А) «Он пушистый, серебристый, Но рукой его не тронь, Станет капелькою чистой, Как поймаешь на ладонь».
Ответ: Снег
Б) «Дождь прошёл, и вырос мост, Растянулся на семь вёрст. И висит он золотой Над деревней и рекой».
Ответ: Радуга
2. Какой писатель в своей сказке заставил цвести подснежники в феврале?
Ответ: Маршак «12 месяцев»
3. Вспомните, кто авторы приведённых пейзажных зарисовок.
Ответ: А. Тютчев, Б. Бунин
4. Кто автор сказки «Серебряное копытце»?
Ответ: П. Бажов
5. В названиях рассказов Льва Николаевича Толстого не дописано одно слово. Дополните это слово пропущенными буквами и запишите его в лист ответов.
А. «Аку…» — Акула
Б. «Лев и соба…» — собачка
В. «Прыж…» — Прыжок
Г. «Фили…» — Филипок
6. Составьте два предложения, описывающие лесную поляну в летний день, с использованием:
А) сравнения — Лесная поляна, залитая солнцем, была похожа на огромную зеленую чашу, наполненную светом и теплом.
Б) эпитет — На уютной, изумрудной поляне стоял пьянящий, цветочный аромат.
Творческое задание:
1. Отгадайте загадку и запишите отгадку в лист ответов:
«Говорит она беззвучно, А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней – Станешь вчетверо умней».
Ответ: Эхо
2. Вот как героиня этой сказки появилась на свет: «И только женщина поцеловала лепестки, там внутри, в бутоне, что-то щёлкнуло, и цветок распустился. Это был …, в самой чашечке на зелёном пестике цветка сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом. Её так и прозвали … запишите пропущенные слова: название цветка, имя героини, а также фамилию автора произведения.
Ответ:
Название цветка: тюльпан
Имя героини: Дюймовочка
Фамилия автора: Андерсен
Полная фраза:
Это был тюльпан, в самой чашечке на зелёном пестике цветка сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом. Её так и прозвали Дюймовочка.
Автор произведения: Ганс Христиан Андерсен.
3. В названиях произведений не дописано последнее слово. Дополните это слово пропущенными буквами и запишите его в лист ответов:
А. С.А. Аксаков. «Аленький цве…». — цветочек
Б. А.П. Гайдар. «Голубая чаш…». — чашка
В. А.И. Куприн. «Белый пу…». — пудель
Г. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шей…». — Шейка
4. Найдите все эпитеты и метафоры в отрывке из стихотворения. Определите их роль в тексте.
«Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит».
Ответ:
Эпитеты:
Эпитет — это образное определение, которое придает слову выразительность и эмоциональность.
«волнистые туманы» — создает зрительный образ, рисуя не статичную, а подвижную, дымчаую пелену, сквозь которую пробивается лунный свет.
«печальные поляны» — олицетворяющий эпитет. Поляны не могут быть печальными сами по себе, но автор передает им свое мрачное, тоскливое настроение.
«зимней, скучной» (дороге) — прямо указывает на причину тоски: время года и монотонность пути.
«борзая (тройка)» — указывает на породу лошадей, подчеркивая скорость, но в этом контексте эта скорость кажется напрасной.
«однозвучный» (колокольчик) — ключевой эпитет, передающий монотонность, отсутствие разнообразия, что рождает скуку и усталость.
«утомительно» (гремит) — не просто описывает звук, а прямо называет чувство, которое он вызывает (утомление).
Роль эпитетов: Эпитеты в этом отрывке выполняют две главные функции:
Создают мрачный, тоскливый эмоциональный фон («печальные», «скучной», «утомительно»).
Передают монотонность и однообразие пути («однозвучный», «утомительно гремит»).
Метафоры:
Метафора — это скрытое сравнение, перенос свойств одного предмета или явления на другой на основе их сходства.
«Пробирается луна» — это метафора-действие. Луна не человек, чтобы «пробираться», но этот глагол создает образ чего-то осторожного, медленного, что с трудом преодолевает преграду в виде туманов.
«Льёт печально свет она» — это двойная метафора.
Во-первых, свет «льется», как жидкость. Это обычная для описания света метафора, но здесь она усиливается второй частью.
Во-вторых, свет не просто льется, а льется «печально». Это перенос человеческой эмоции на неодушевленное явление (свет), то есть олицетворенная метафора.
Роль метафор: Метафоры оживляют картину, делая ее динамичной и одушевленной. Они показывают, что природа (луна, ее свет) не просто является фоном, а соучастником переживаний лирического героя, отражая и усиливая его тоску.
5. Объясните, что обозначают данные фразеологизмы:
А. Повесил нос — Быть грустным
Б. Задрал нос — Быть высокомерным
В. Держать нос по ветру — Быть приспособленцем
Г. Носа не кажет — Не появляться
6. В городе Ганнибал, расположенном на реке Миссисипи (США), установлен памятник Марку Твену, а неподалёку – памятник его любимым персонажам. Как их зовут?
Ответ: Том Сойер, Гек Финн
