1 Ответ
1. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Ответ:
В природе центральной части России особенно приятны глазу лесные опушки. Есть какая-то сила, влекущая и человека, и зверя к ним. Идёшь полем – глаз дразнит неровная линия леса. Подходишь ближе – хочется идти вдоль стены склонившихся под тяжестью снега деревьев. У опушки обязательно обнаружишь тропинку – не ты первый заворожён границей леса и поля, многих опушка вела куда-то извилистым краем: по одну руку – таинственный полог деревьев; по другую – пространство, залитое солнцем. И зимой вдоль опушки обязательно вьётся лыжня. В поле ветрено, скучновато, в лесу местами не продерёшься сквозь заросли кустарников. А на опушке хорошо! И строчка лисьего следа тоже вьётся вблизи опушки. Вот видно: стояла лиса, прислушиваясь к заснеженному жнивью. Испугавшись чего-то, быстро метнулась к опушке и остановилась, обернулась мордочкой к полю. (По В. Пескову)
2. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) К лесным опушкам и людей, и животных манит неведомая сила. +
2) Вблизи лесных опушек невозможно найти тропинки.
3) На опушке хорошо, потому что в поле дует ветер, скучновато, а в лесу местами не проберёшься. +
4) В западной части России приятно видеть лесные опушки.
5) Недалеко от опушки можно увидеть следы зайца.
3. Найдите многозначное слово в 1-м предложении 2-го абзаца. Составьте и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
Ответ:
1. распознавание многозначного слова: линия
2. самостоятельно составленное предложение: Начертите в тетради линию с помощью линейки и карандаша.
4. Выполните морфологический анализ слова, обозначенный в тексте цифрой 3.
Ответ:
Залитое (пространство) – причастие.
I. Обозначает признак предмета по действию (какой?). Образовано от глагола залить.
Н. ф. – залитый.
II. Морфолог. признаки:
пост.: страдат., прош. вр., сов. вид, невозвр.;
непост.: в полн. ф., в ср. р., в ед. ч., в И. п.
III. Пространство (какое?) залитое солнцем.
5. Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.
1) (В)следстви.. дождя рейсы были отменены.
2) (Не)смотря под ноги, Петя шёл вдоль оврага.
3) Мы положили деньги (на)счёт в банке.
4) Репетиции шли (в)продолжени.. двух недель.
Ответ:
1) распознавание предложений с предлогом: Вследствие дождя рейсы были отменены. Репетиции шли в продолжение двух недель
2) правильное написание предлогов: вследствие, в продолжение
6. Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
1) Комната маленькая, за(то) уютная.
2) Что(бы) мне почитать?
3) Ты то(же) пойдёшь в кино?
4) Иван сделал так(же), как и его брат.
Ответ:
1) распознавание предложений с союзом: Комната маленькая, зато уютная. Ты тоже пойдёшь в кино?
2) правильное написание союзов: зато, тоже
7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Обоснуйте Ваш выбор.
1) К беседке вела расчищенная от снега дорожка.
2) Роса выпавшая ранним утром была обильной.
3) Пароход уходил вверх по реке догоняя дождевую тучу.
4) Рядом прижимаясь к самой дороге зеленел лес.
Ответ:
1) распознавание предложения и места постановки запятой: Пароход уходил вверх по реке, догоняя дождевую тучу.
2) обоснование выбора предложения: деепричастный оборот в конце предложения выделяется запятой.
