Заряженные предметы (например, эбонитовая палочка, потертая о мех) могут притягивать пылинки. Предлагается две теории для объяснения этого явления:
1) Заряженный предмет создает электрическое поле. В результате действия этого поля пылинки поляризуются, т.е. на ближайшей к предмету стороне пылинок скапливается заряд, противоположный заряду предмета, а на дальней стороне – такой же по модулю одноименный. Электрическое поле предмета действует на эти заряды, что и приводит к наблюдаемому эффекту
2) Пылинки могли приобрести заряд в результате взаимодействия друг с другом (например, они терлись друг о друга под воздействием ветра). Поэтому заряженный предмет может притягивать или отталкивать их.
Что стоит сделать прежде всего, чтобы выяснить, какая из теорий лучше описывает эксперимент?
a. аккуратно измерить силу взаимодействия между пылинками и заряженным телом с помощью современной аппаратуры
b. Измерить зависимость силы притяжения от расстояния между пылинками и заряженным телом
c. Постараться наблюдать не только притяжение, но и отталкивание пылинок заряженным предметом
1 Ответ
Чтобы выяснить, какая из теорий лучше описывает эксперимент, прежде всего, стоит (c) Постараться наблюдать не только притяжение, но и отталкивание пылинок заряженным предметом.
Вот почему:
Теория 1: (поляризация) предсказывает только притяжение. Если пылинка поляризуется в электрическом поле, то ближняя сторона всегда будет иметь заряд, противоположный заряду предмета, что приведет к притяжению.
Теория 2: (заряженные пылинки) допускает как притяжение, так и отталкивание. Если пылинки имеют разные заряды (как положительные, так и отрицательные), то заряженный предмет будет притягивать пылинки с противоположным зарядом и отталкивать пылинки с одноименным зарядом.
Если в эксперименте будет наблюдаться только притяжение, это будет подтверждать первую теорию. Если же будет наблюдаться как притяжение, так и отталкивание, это будет аргументом в пользу второй теории.
Измерение силы взаимодействия (варианты a и b) полезны, но они не позволят однозначно различить теории на начальном этапе. Сначала нужно качественно определить, возможно ли отталкивание, прежде чем приступать к количественным измерениям.
Ответ: верный вариант — с
