Текст А. П. Гайдара:
Действующая армия, «Комсомольская правда», фронтовой очерк, 1941, 21 августа.
(1)Дети! (2)На десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на взрослых, уже хотя бы потому, что сброшенные над мирными городами фашистские бомбы имеют для всех одинаковую силу. (3)Остро, чаще острее, чем взрослые, подростки мальчуганы, девочки переживают события Великой Отечественной войны. (4)Они жадно, до последней точки, слушают сообщения Информбюро, запоминают все детали героических поступков, выписывают имена героев, их звания, их фамилии.(5)Они с беспредельным уважением провожают уходящие на фронт эшелоны, с безграничной любовью встречают прибывающих с фронта раненых. (6)Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта. (7)И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига.(8)Фронтовая полоса. (9)Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам на восток, к перекрёстку села, машина останавливается. (10)На ступеньку вскакивает хлопчик лет пятнадцати. (11)Он что-то просит.(12)Что мальчишке надо?(13)Нам непонятно.(14)Хлеба? (15)Потом вдруг всё встаёт на свои места. понимал, что это для нас очень важно. (57)Паренёк удивился: — Так они же, товарищ командир, говорили по-немецки! – (58)Знаю, что не по-турецки. (59)Ты сколько окончил классов? (60)Девять? (61)Так ты же должен был хоть что-нибудь понять из их разговора? (62)Он уныло и огорчённо развёл руками: – Эх, товарищ командир! (63)Кабы я про эту встречу знал раньше…
1 Ответ
1. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?
1) Дети в силу возраста не принимали участия в войне. +
2) Рассказчик не дал Якову обойму с патронами.
3) Парнишка очутился в расположении немцев, потому что был юным разведчиком.
4) Война повлияла на судьбы как взрослых, так и детей. +
5) Парнишка, подслушав разговор немецких командиров, не смог передать его содержание советским солдатам, потому что плохо учил немецкий язык в школе. +
2. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) Может быть, тебе дать вот эту чёрную, яйцом, гранату?
2) Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта.
3) На ступеньку вскакивает хлопчик лет пятнадцати.
4) Боясь, что ему не поверят, он вытягивает из-за пазухи завёрнутый в клеёнку комсомольский билет.
5) Они с беспредельным уважением провожают уходящие на фронт эшелоны, с безграничной любовью встречают прибывающих с фронта раненых.
Ответ: 1, 2, 5
чёрную, яйцом, гранату – «чёрную» (цвет как характеризующий признак).
тревожной прифронтовой полосе – «тревожной» (эмоциональная характеристика).
с беспредельным уважением, с безграничной любовью – «беспредельным», «безграничной» (усилительные эпитеты).
3. В предложениях 57–63 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.
Ответ: «развёл руками» (предложение 62)