Что мы видим на переднем плане картины?
Какие смысловые нагрузки несет картина?
Какое возникает чувство, когда смотришь на картину?
1 Ответ
Картина Аркадия Пластова «Фашист пролетел» (1942) — одно из самых пронзительных произведений советского искусства времен Великой Отечественной войны. Она передает ужас войны через образ мирной жизни, внезапно разрушенной фашистским налетом.
Что изображено на переднем плане?
На переднем плане мы видим осенний пейзаж: желтеющий лес. Вернее скорее всего это подлесок. Маленькие березки, уже одеты в «золотые» наряды осени. Трава пожухла, сухая и больше похожа на сено. Но вдалеке видно колхозное поле, оно еще зеленое. Небо закрыто облаками. Наводит на хмурость и как буд-то должна быть гроза. Рядом пасутся овцы и козы. Их ничего не тревожит, даже тот факт, что над полем пролетел немецкий самолет. Только маленький щенок истошно лает, на удаляющуюся точку. Казалось все наполнено смирением и спокойствием. Только это спокойствие наполнено ужасом — смерть. В траве лежит маленький мальчик, пастушок. Его кнут и сумка откинуты в сторону и он лежит недвижим. На его голове мы видим кровоточащую рану. Мальчик погиб. Вернее фашист пролетая мимо, оборвал жизнь маленького человека, который был далеко от войны. Зачем он это сделал, сейчас сказать никто не сможет. Да мы и не будем искать ответ на этот вопрос, так как его нет. Этому деянию нет оправдания.
О чем хотел сказать автор?
Пластов показывает бессмысленную жестокость войны, которая обрушивается на самых беззащитных — детей, стариков, животных. Картина подчеркивает контраст между мирной, почти идиллической природой и страшным преступлением фашизма.
Смысловые нагрузки картины:
Трагедия мирного населения — война убивает не только солдат, но и тех, кто далек от фронта.
Символ разрушенного детства — мальчик-пастушок олицетворяет всех детей, погибших в войне.
Природа как свидетель зла — осенний пейзаж подчеркивает необратимость потери.
Осуждение фашизма — картина стала одним из символов антивоенной пропаганды в СССР.
Какое чувство вызывает картина?
Горечь и скорбь — от осознания невинной жертвы. Кажется, что это неправда, что сейчас этот мальчик встанет, отряхнется и побежит дальше пасти свое маленькое стадо.
Безысходность — из-за контраста между красотой природы и человеческой жестокостью.
Эта картина даже была показана на Тегеранской конференции (1943) и, по некоторым свидетельствам, произвела сильное впечатление на Рузвельта и Черчилля.