1. Доброта и жестокость в рассказе Александра Солженицына «Матрёнин двор»
2. Как трактовать образ главной героини: жертва или святая?
3. В чём трагизм жизни и судьбы Матрёны?
1 Ответ
1. В рассказе Солженицына противопоставлены два начала: доброта Матрёны и жестокость окружающего мира.
Доброта Матрёны проявляется в её бескорыстии, готовности помогать другим без вознаграждения, в её смирении и отсутствии злобы. Она живёт по совести, не накапливает богатства, отдаёт последнее нуждающимся.
Жестокость общества выражается в равнодушии, жадности и эгоизме людей вокруг. Родственники (особенно Фаддей) видят в Матрёне лишь источник выгоды, соседи и власти не ценят её труда. Даже после её гибели они больше думают о дележе имущества, чем о её смерти.
Конфликт между добротой и жестокостью подчёркивает нравственную деградацию советской деревни, где человеческие отношения заменены расчётом.
2. Образ Матрёны: жертва или святая?
Матрёну можно трактовать и как жертву, и как святую, но второе ближе к авторскому замыслу.
Жертва: Она страдает от несправедливости, её жизнь полна лишений, а смерть нелепа и жестока. Общество использует её, не давая ничего взамен.
Святая: Солженицын рисует её как праведницу, без которой «не стоит село». Её доброта, терпение и самопожертвование носят христианский характер. Она не ропщет, не мстит, прощает обиды. Её гибель символизирует гибель последней праведницы в мире, где торжествует бездуховность.
Сам Солженицын писал, что хотел показать человека, «без которого… не стоит вся наша земля», что сближает Матрёну с образами юродивых и святых в русской литературе.
3. Трагизм жизни и судьбы Матрёны
Трагедия Матрёны в том, что её доброта и праведность остаются неоценёнными, а сама она гибнет из-за алчности других.
Одиночество и непонимание: Она живёт в бедности, потеряла мужа и детей, но не озлобилась. Люди не понимают её бескорыстия.
Без благодатная жертва: Она помогают не из благодарности, а потому что ей «не жалко». Даже после смерти родня делит её дом, а на поминках говорят о ней с осуждением.
Абсурдная гибель: Она погибает, помогая перевозить собственные же брёвна – символ того, что добро в этом мире обречено на уничтожение.
Трагизм также в том, что такие люди, как Матрёна, – последние носители истинной нравственности, но их уход остаётся незамеченным для мира.
В заключении, если отвечать на главные вопросы, то можно сказать, что Солженицын показывает то, что доброта в жестоком мире обречена на страдание, но именно такие люди, как Матрёна, сохраняют в жизни смысл и свет. Её образ – упрек обществу, утратившему человечность.