1 Ответ
1. Как называется последовательность событий, описанных в художественном произведении?
Ответ: сюжет
2. Каким термином обозначается изображение внешности героя в литературном произведении?
Ответ: портрет
Прочитайте фрагмент произведения Л.Н. Толстого «После бала» и выполните задания 3 и 4.
Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая,
грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась
вокруг залы. Грациозная фигура Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя
шаги своих маленьких белых атласных ножек. Вся зала следила за каждым движением пары. Я же
не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них. Особенно умилили меня его сапоги,
обтянутые штрипками, — хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные,
с четверо угольными носками и без каблуков. Очевидно, сапоги были построены батальонным сапожником.
3. Опираясь на текст, выберите танцевальный шаг». слово, которое означает «движение в танце,
топот
па +
пара
круг
4. Установите соответствие между выделенными примерами из текста и названиями средств художественной выразительности.
ПРИМЕРЫ
«Я обнимал в то время весь мир своей любовью». — метафора
« … вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек». — эпитет
« … он когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен … » — антитеза
Вспомните произведение Л.Н. Толстого «После бала» и выполните задания 5 и 6.
5. Установите соответствие между героями произведения Л.Н. Толстого «После бала» и их
характеристиками.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
«оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его» — 2
«весёлый и бойкий малый, да ещё и богатый <… > катался с гор с барышнями (коньки ещё не были
в моде), кутил с товарищами <… >. Танцевал <… > хорошо и был не безобразен» — 1
«не любил света и не ездил на балы, теперь же готовился к кандидатскому экзамену и вёл самую
правильную жизнь»
«очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми
a la Nicolas I * подвитыми усами, белыми же, подведёнными к усам бакенбардами и с зачёсанными вперёд
височками» * a la Nicolas I — как у Николая I. — 3
ГЕРОИ
1. Иван Васильевич
2. Татарин
3. Полковник
Вспомните произведение Л.Н. Толстого «После бала» и выполните задания 5 и 6.
6. Выберите два верных утверждения, характеризующих произведение Л.Н. Толстого.
Произведение «После бала» является поэмой.
Иван Васильевич рассказывает историю своей женитьбы.
Героя-рассказчика глубоко потрясла жестокость наказания солдата. +
События на плацу после памятного бала заставили героя полюбить Вареньку ещё сильнее.
Варенька отвечала взаимностью на чувства Ивана Васильевича. +
Прочитайте произведение М.Ю. Лермонтова «Узник» и выполните задания 7 и 8.
Узник
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую,
На коня потом вскочу,
В степь, как ветер, улечу.
7. Какая тема определяет содержание стихотворения М.Ю. Лермонтова?
тема любви
тема дружбы
тема свободы +
тема природы
8. Выберите два верных утверждения, характеризующих произведение.
Стихотворение М.Ю. Лермонтова написано ямбом.
В первой строфе раскрывается мечта героя. +
Герой стихотворения чувствует безысходность своего положения. +
Во второй строфе автор использовал анафору.
В финале стихотворения исполняется мечта героя.
Вспомните произведение А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и выполните задания 9-11.
9. Установите соответствие между героями произведения А.С. Пушкина и их характеристиками.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
« … в течение двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям; почти все почтовые
тракты мне известны; несколько поколений ямщиков мне знакомы» — 3
« … человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зелёный сюртук с тремя
медалями на полинялых лентах» — 2
«Сняв мокрую, косматую шапку, отпутав шаль и сдёрнув шинель, проезжий явился молодым, стройным гусаром с чёрными усиками» — 1
мальчик, « … оборванный » рыжий и кривой …
ГЕРОИ
1. Минский
2. Вырин
3. Белкин
Вспомните произведение А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и выполните задания 9-11.
10. Установите соответствие между героями и событиями произведения А.С. Пушкина «Станционный
смотритель».
ГЕРОИ
Вырин — 2
Дуня — 1
Минский — 4
СОБЫТИЯ
1. тайно сбегает из родного дома
2. умирает в одиночестве
3. рассказывает историю о станционном смотрителе
4. притворяется больным
11. Выберите верное утверждение, характеризующее произведение.
В произведении А.С. Пушкина «Станционный смотритель» создан образ «маленького человека». +
Повествование в произведении ведётся от имени сына пивовара.
Станционный смотритель — одна из самых почётных должностей в России начала XIX века.
Рассказчик относится к Вырину с презрением и осуждением.