1 Ответ
Текст для выполнения заданий:
(1)Приближается время сенокоса. (2)Первый покос начинается в конце июня. (3)Звенят полевые кузнечики, луга наполнены жизнью и пением. (4)Работники положили косы на плечи и пошли на луга, на зелёную траву. (5)Шумит трава, и то в одном, то в другом месте точильный брусок звенит о железное лезвие косы. (6)Работники знают, что острой косой больше травы накосишь. (7)Косить выходят рано утром, пока на траве остаётся роса: коса не любит сухую траву. (8)Пусть травушка сохнет подкошенною как можно ниже, под самый корешок, пусть досыхает и превращается в сено. (9)В сухую погоду траву переворачивают и перетряхивают, чтобы высохла и та трава, которая легла внизу на земле: только тогда будет сено. (10)Косьба с виду весёлая работа: косари любят украсить её песнями. (11)Ни одна работа не любит такой спешки, как эта, когда любой ясный, солнечный день дорог. (12)Надо спешить складывать сухое сено в большие кучи; эти кучи называются стога. (13)Это, однако, ещё не конец работе: надо его перевозить на сеновалы.
Задание 1. Обведи номера двух слов, в которых ударение поставлено верно.
1) жаворонок +
2) баловать
3) столяр +
4) красивее
5) километр
Задание 2. Обведи номер слова, в котором все согласные звуки звонкие.
1) врачом
2) сквозной
3) нарубил +
4) выберет
Прочитай текст для заданий 3–11
Задание 3. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Ответ: Автор хотел показать важность и особенности сенокоса как трудового процесса, передать его красоту и необходимость спешки в хорошую погоду.
Задание 4. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
Ответ:
1. Начало сенокоса и подготовка к работе.
2. Процесс кошения травы и сушки сена.
3. Завершение работы – складывание и перевозка сена.
Задание 5. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание.
Ответ: Почему косить траву лучше рано утром?
Задание 6. Прочитай объяснение слова, которое встретилось в тексте. Музыкальные произведения для исполнения голосом, «украшающие» работу, – это … . Выпиши из текста слово, которое соответствует этому значению.
Ответ: песнями (из предложения 10).
Задание 7. Замени слово «весёлая» из 10-го предложения близким по значению словом. Определи соответствующий синоним (близкое по значению слово). Обведи номер верного ответа.
1) улыбчивая
2) радостная +
3) смешливая
4) юмористическая
Задание 8. В 4-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме: Выпиши это слово, обозначь его части.
Ответ: работники
Задание 9. Выпиши из 8-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
Ответ:
Задание 10. Выпиши из 12-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).
Ответ:
1. травушка (ж. р., 1 скл., ед. ч., им. п.)
2. корешок (м. р., 2 скл., ед. ч., вин. п.)
3. сено (ср. р., 2 скл., ед. ч., им. п.)
Задание 11. Прочитай предложение. Косить выходят рано утром, пока на траве остаётся роса: коса не любит сухую траву. Сколько глаголов содержится в этом предложении? Определи их количество.
Ответ: 3 (выходят, остаётся, любит).
Задание 12. В какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение «Дерево ценят по плодам, а человека – по делам»? Запиши ответ на вопрос в виде продолжения фразы. Выражение Дерево ценят по плодам, а человека – по делам будет уместно в ситуации, когда … .
Ответ: Выражение «Дерево ценят по плодам, а человека – по делам» будет уместно в ситуации, когда хотят подчеркнуть, что о человеке судят не по словам, а по его поступкам и результатам труда.