1 Ответ
Прочитайте текст 1 и выполните задания 1 и 2.
(1)В утренние часы огромный город кипит, и его неугомонные жители: спешащие прохожие, задумчивые мечтатели, неутомимые труженики – сплетают суету улиц в единое живое полотно. (2)Дома подслушивают их разговоры, витрины магазинов подмигивают заманчивым светом, а мостовые гудят от нескончаемого потока шагов. (3)В этом круговороте, в этом каменном улье каждый – часть пульсирующего ритма, и город, словно огромное сердце, бьётся в такт миллионам жизней. (4)А вечером улицы и площади окутываются мягким светом фонарей и ощущается особая атмосфера.
Задание 1.Подберите и запишите синоним к слову «неутомимый» из предложения 1.
Ответ: Энергичный
Задание 2.
А. Определите, о каком средстве художественной выразительности идёт речь: «Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит связь предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака».
гипербола эпитет сравнение метафора
Ответ: Метафора
Б. Выберите два верных примера этого средства выразительности.
«город кипит» (предложение 1)
«утренние часы» (предложение 1)
«дома подслушивают» (предложение 2)
«особая атмосфера» (предложение 4) «свет фонарей» (предложение 4)
Ответ: город кипит, дома подслушивают
Задание 3. Поставьте знак ударения в следующих словах.
досуг, дождалась, надолго, столяр
Ответ: досУг, дождалАсь, надОлго, столЯр
Задание 4. Установите соответствие между видами речевых ошибок и примерами, в которых допущены такие ошибки:
смешение паронимов
неправильное употребление фразеологического оборота
речевая избыточность
ПРИМЕРЫ
В спорах с Павлом Петровичем Базаров ведёт себя непочтительно, насмешливо, поскольку он невежда. — смешение паронимов
Партнёры после прошедших переговоров ждали ответной реакции на свои предложения — речевая избыточность
Он любил пускать туман в глаза, поэтому окружающие посмеивались над его рассказами. — неправильное употребление фразеологического оборота
Из поездки по Золотому кольцу России мы привезли целую коллекцию памятных подарков.
Родителям хочется оградить ребёнка от влияния улицы.
Задание 5. Укажите предложения, в которых формы выделенных слов образованы в соответствии с нормами русского литературного языка.
На своё день рождение друг пригласил бывших одноклассников.
В экологическом форуме приняли участие директора крупных предприятий города.
Всем известно, что самая высочайшая гора в России – Эльбрус.
Хозяин дома вышел из комнаты, не проронив ни слова, и гости многозначительно переглянулись.
Ответ: директора; проронив
Задание 6. А. Укажите слова, в которых пропущена гласная в суффиксе глагола.
Завис..шь от обстоятельств, спелая виш..нка, завед..вать кафедрой, намер..ваться выполнить, снега та..т, писаный красав..ц, обязательно выполн..те просьбу, посе..т зерно, ма..лся от безделья, старое пальт..цо, вывед..вать тайну, постро..нный объект, реж..щий нож, тонкая солом..нка, холщ..вый мешок.
Б. Вставьте в выделенные слова недостающие буквы.
Ответ:
А. Глаголы с пропущенной гласной в суффиксе:
зависишь
намеряваться
выполните
посеят
маялся
Б. Вставленные буквы:
крестнику
возрасте
непрестанно
станешь
неприятеля
никак
расказ
новоопределившихся
появлении
просил
Задание 7. Выберите правильный вариант написания слов, расположенных в скобках. Определите части речи этих слов, используя выпадающие списки.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЧАСТЬ РЕЧИ
Эта спортсменка всегда (собрана, собранна) и пунктуальна.
причастие
имя прилагательное
наречие
союз
предлог
имя существительное с предлогом местоимение с предлогом
Ответ: Эта спортсменка всегда собранна и пунктуальна — имя прилагательное
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8–10.
(1)Своё представление об истинном герое Александр Васильевич Суворов изложил в письме к своему крес..нику, Александру Карачаю, названному в его честь. (2)Ещё в детском возр..сте крес..ник Суворова, продемонстрировавший особые качества характера() был зачислен на военную службу поручиком.
Задание 8. Выберите все ключевые слова и/или словосочетания, раскрывающие тему текста.
письмо Родина книга патриотизм военная служба
Ответ: Ключевые слова/словосочетания:
письмо
патриотизм
военная служба
Задание 9. Укажите все ответы, в которых лексическое значение слова соответствует его значению в данном тексте. Представление (предложение 1). Официальная бумага, содержащая осведомление, ходатайство о чём-либо. Труд (предложение 10). Работа, занятие. Являться (предложение 22). Приходить, прибывать.
Ответ: Правильные соответствия лексического значения:
Труд (предложение 10) – Работа, занятие.
Являться (предложение 22) – Приходить, прибывать.
Задание 10.1. Сформулируйте позицию автора по указанной проблеме: «Каким должен быть военный человек?»
Выберите вариант ответа, в котором верно сформулирована позиция автора.
Военный человек должен уметь красиво излагать свои мысли.
Военный человек должен быть воспитанным и начитанным человеком.
Военный человек должен быть истинным героем и обладать многими достоинствами.
Военный человек должен всё время помнить о своих родителях, жене, детях, друзьях и близких.
Ответ: Позиция автора: Военный человек должен быть истинным героем и обладать многими достоинствами.
Задание 10.2. Выберите два примера, важных для понимания проблемы исходного текста: «Каким должен быть военный человек?»
Вставьте в выбранных примерах пропущенные буквы и знаки препинания.
«Ещё в детском возр..сте крес..ник Суворова, продемонстрировавший особые качества характера() был зачислен на военную службу поручиком» (предложение 2).
«Упражняй непр..станно глаз свой() только так стан..шь великим полководцем» (предложение 8).
«Непр..ятеля не презирай() каков бы он н.. был» (предложение 15).
«В книге “Дух великого Суворова” есть ра..каз() как Александр Васильевич наказывал ново..пределившихся офицеров из столицы» (предложение 21).
«Он начинал при их по..влении кричать, делать вид() что боится их, уползал в угол и часто за стол и пр..сил, чтобы как можно скорее удалили от него новое странное привидение» (предложение 23).
Ответ: Важные примеры (с вставленными буквами и знаками препинания):
«Ещё в детском возрасте крестник Суворова, продемонстрировавший особые качества характера, был зачислен на военную службу поручиком» (предложение 2).
«Неприятеля не презирай, каков бы он ни был» (предложение 15).
Задание 10.3. кажите, верно или неверно определено средство связи предложений в следующих фрагментах.
Утверждения Средства связи указаны
верно неверно
Средствами связи предложений 1 и 2 являются формы слов.
(1)Своё представление об истинном герое Александр Васильевич Суворов изложил в письме к своему крес..нику, Александру Карачаю, названному в его честь. (2)Ещё в детском возр..сте крес..ник Суворова,
Ответ: Средства связи предложений:
Неверно (в предложениях 1 и 2 связь осуществляется через лексический повтор «крестник», а не формы слов)