1 Ответ
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
Принято говорить, что в первом периоде своей деятельности Пушкин подражал европейским поэтам: Парни, Андре Шенье и другим, особенно Байрону. Да, без сомнения, поэты Европы имели великое влияние на развитие его гения, да и сохраняли влияние это во всю его жизнь. Тем не
менее даже самые первые поэмы Пушкина были не одним <…> подражанием, так что и в них уже выразилась чрезвычайная самостоятельность его гения.
1. Самостоятельно подберите выделительно-ограничительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите эту частицу.
Ответ: же
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ПЕРВЫЙ. Самый ранний; происходящий раньше других. Первое впечатление. Первый посетитель. Первый рейс.
2) ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ. только полн. Специально для чего-нибудь назначенный, не предусмотренный обычным ходом дел. Чрезвычайная комиссия. Чрезвычайный съезд.
3) ЯВЛЯТЬСЯ. кем-чем. Быть кем-, чем-либо; становиться. Простуда является причиной болезни. Она являлась хозяйкой дома.
4) ТИП. Характер внешности, облик человека, связанный с его этнической принадлежностью. Прибалтийский, африканский тип. Монгольский тип лица.
5) ЗЕМЛЯ. Страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория Земли (высок.). Родная земля. Чужие земли.
Ответ: 15
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста.
1) Текст представляет собой образец публицистики; цель автора – обращаясь к широкой аудитории, познакомить её со своей оценкой раннего творчества А. С. Пушкина.
2) Композиция текста подчинена аргументации тезиса о самобытной природе раннего творчества Пушкина и соответствует жанровой структуре репортажа.
3) Наряду с книжной и высокой лексикой (явил, столь) в тексте используются общеупотребительные слова (поэты, подражал, конечно).
4) Для текста характерно употребление отвлечённых (абстрактных) существительных, образованных от имён прилагательных (самостоятельность, стремительности, полноте), а также использование сложноподчинённых предложений с придаточным определительным.
5) Выразительность текста обеспечивается в том числе использованием метонимии (Пушкин, Алеко, в (фантастическом) свете) и гиперболы (тип схвачен безошибочно; долго, кажется, не исчезнут).
Ответ: 134
4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) знАчимость
2) лекторОв
3) жАлюзи
4) прибЫв
5) кОрмящий
Ответ: 14
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ методы исследования позволяют выявить заболевание волос на самых ранних стадиях и назначить правильное лечение. В Сиднейском музее на ПОЧТЕННОМ месте стоит чучело легендарного скакуна Фар Лапа. КРАСОЧНЫЙ слой на рублёвской иконе во многом утрачен, но истинные произведения искусства всегда отличает некое благородство утрат. При НАРАЩИВАНИИ силы тока в электрической цепи важно избегать
параллельного подключения устройств. ОТКЛОНЕНИЕ от цели при стрельбе на тысячи километров не превышает нескольких метров.
Ответ: почетном
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания. Я забросил три шайбы в первом периоде, но сейчас сильно расстроен и кусаю ногти: в конце матча у меня был последний шанс принести своей команде победу, но я не сумел им воспользоваться.
Ответ: локти
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ВОЗНИКЛО желание
более ЖАЛОБНЕЕ пел
в романах Виктора ГЮГО
трухлявые ПОЛЕНЬЯ
известные ПРОФЕССОРА
Ответ: жалобно
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное построение предложения с причастным оборотом
Б) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Д) неправильное употребление имени числительного
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Осенью 1955 года возникло литературное объединение при Ленинградском отделении издательства «Советского писателя».
2) Однажды, вернувшись с очередной прогулки по тундре, лайка не застала на месте четверых своих щенят.
3) О серьёзных просветительских намерениях издателей журнала свидетельствует тот факт, что первая появившаяся в «Иртыше» переводная статья «Каким образом познаем мы расстояния, величины, виды и положения предметов» представляла извлечение из знаменитой книги Вольтера.
4) Журнал «Вешние воды» начали своё существование со сборников, которые стали выходить в 1911 году тиражом в одну тысячу экземпляров, объёмом в шестьдесят страниц.
5) Все прошлись по деревне из конца в конец и остановились плясать; чтобы оборонять гармониста от комаров, двое девушек, Палатка с Агнейкой,
встали по бокам с рябиновыми веничками.
6) Новгород со всех сторон был окружён полями, по горизонту вокруг города шёл «хоровод церквей», частично сохранившиеся и по сей день.
7) Стену украшал яркий дешёвый коврик с изображением пятерых разношёрстных котят, играющих клубками у корзинки с вязальными спицами.
8) 14 октября 1921 года наша семья, состоявшая из шестерых человек, погрузилась в Константинополе на пароход, предоставленный Красным Крестом русским беженцам.
9) Один «скорбный лист» – так тогда именовалась история болезни, – обнаруженный в архивах бывшей Ново-Екатерининской больницы, был заполнен А. П. Чеховым на шестидесятилетнюю крестьянку, перенёсшую крупозную пневмонию и выписанную по выздоровлению.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А6 Б9 В4 Г1 Д5
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ог..рчение, непром..каемая (ткань), предпол..гаемый
2) прокл..нать, ст..листический, разв..вать (способности)
3) обл..денение, осв..щение (событий), об..жать (вокруг стадиона)
4) оз..рённый, зак..ляться, зак..ренелый (преступник)
5) ст..рожка (лесника), вопл..тить (в жизнь), об..нятельный (нерв)
Ответ: 125
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..тотип, раз..гнаться, пр..западный (курс)
2) бе..прекословно (выполнить), не..гибаемый, бли..сидящий (зритель)
3) предпр..ниматель, пр..небрежение, пр..рост (выручки)
4) конс..ерж, п..едестал, в..ющийся
5) контр..гра, пере..начивать, меж..здательский
Ответ: 145
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) обрывч..тый, (в) цветоч..к
2) дословн.. (пересказать), электрифицир..вать
3) собач..нка, грош..вый
4) обезжир..л (поверхность), отрыв..стый
5) изгнаннич..ство, юрод..вый
Ответ: 234
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) услыш..м, жен..шься
2) (плохо) вид..щий, обстрел..нные (позиции)
3) до..шь (козу), обвес..вший (покупателя продавец)
4) вспомн..вший, распиш..мся (в ведомости)
5) будораж..щий, (искры) брызж..т (в разные стороны)
Ответ: 123
13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) Люди с трепетом взирали на таинственные, (НЕ)ПОНЯТНЫЕ никому надписи на скалах, стенах древних развалин, глиняных плитках и полуистлевших папирусах.
2) Я ещё с утра (НЕ)ВАЖНО себя чувствовал, а в поезде на обратном пути из Кратова мне стало ещё хуже.
3) Договорённости с кредиторами о смягчении долговых обязательств пока (НЕ)ДОСТИГНУТЫ.
4) Был он странного нрава: ребячлив, (НЕ)ПРИСТУПЕН, горд, к чиновникам относился свысока.
5) Две весьма (НЕ)СХОЖИЕ, но по существу родственные стихии-математика и музыка – определили юность Андрея Белого.
Ответ: 13
14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Мать работала в поле, (В)ОДИНОЧКУ ездила с топором и пилою в лес, (НА)РЯДУ с мужиками возила на пристань брёвна и – будь силы больше – пошла бы на плотах вниз.
2) Мы привыкли смотреть на Иленьку (С)ВЫСОКА и считали себя (В)ПРАВЕ это делать, хотя все были студентами одного курса.
3) (В)ПЕРВЫЕ дни лета нас пригласили на чаепитие с вареньем и пряниками, испеченными по новому рецепту, который привезла только что побывавшая (ЗА)ГРАНИЦЕЙ знакомая учительница французского
языка.
4) (ИЗ)ДАЛЕКА доносилась песня какой-то шумной компании, но в аллеях парка было (НА)СТОЛЬКО тихо, что я отчётливо слышал шуршание перебегающих гравийные дорожки ежиков.
5) Он был восприимчив и чуток и к тому же так хорошо владел речью, что (ЗА)ЧАСТУЮ с полуслова понимал собеседника и умел казаться неопытному глазу ЧУТЬ(ЛИ) не провидцем.
Ответ: 24
15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н. Всё было в традициях доброй старой русской литературы: застеклё(1)ая дачная терраса из морё(2)ого дуба, увитая багря(3)ыми плетями дикого винограда, всклокоче(4)ые волосы уже седеющего романиста, искушё(5)ые слушатели, сидящие вокруг обеде(6)ого стола, накрытого льня(7)ой скатертью.
Ответ: 237
16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Всходило огромное солнце и то над рощей то над озером появлялся и сразу же исчезал дрожащий блеск.
2) Неприступно стоял передо мной прекрасным видением город и плыли над ним золотые и розовые облака.
3) Слюдяной фонарь украшен живописной группой из девяти шатровых главок и ажурными оловянными накладками.
4) Численность крупных китов-полосатиков начала резко сокращаться и в конце концов единственным промышляемым в Южном полушарии видом стал малый полосатик.
5) Типичный классический пейзаж художника Ф. М. Матвеева отличается благородством и ясностью образов и сочетает в себе черты натурных наблюдений и вымышленных деталей.
Ответ: 24
17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Чагу не сел на лошадь, а стал (1) держась за поводья (2) гонять её вокруг себя (3) нещадно стегая кнутом (4) и (5) перехватив уздечку (6) заставил её двигаться назад, отчего она (7) неловко пятясь (8) прошла по двору до самой изгороди.
Ответ: 12345678
18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). В последней четверти XVIII века (1) печатная сказка выполняла важную просветительскую функцию, способствуя распространению грамотности. «Сказки могут к читанию произвести привычку», – отмечал (2) например (3) куратор Московского университета В.Е. Ададуров. С этой точки зрения (4)
отобранные П. П. Сумароковым произведения (5) как нельзя лучше (6) отвечали целям нового журнала. Фактически (7) повесть «Арзас и Исмения» не относится к сказочному жанру, однако (8) восточный колорит, авантюрный сюжет позволяли воспринимать повесть Монтескьё в традициях
сказки и галантно-героических жанров.
Ответ: 23
19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Через три года учёбы в Библиотечном институте (1) мне пришло в голову (2) что проще и выгодней самому писать книги (3) чем заниматься классификацией чужих книг (4) после чего я перешёл в Литературный
институт (5) где обучали писательскому ремеслу.
Ответ: 2345
20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Тут с Матвеем случилась одна неприятность (1) которая запомнилась ему на всю жизнь (2) и (3) хотя он не мог считать себя виноватым (4) но всё же произошедшее камнем лежало на его совести.
Ответ: 124
21. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Опубликованная в 1962 году книга биолога Рэчел Карсон «Молчаливая весна» буквально потрясла как читателей, так и специалистов. (2)Она посвящена проблеме, о которой ещё недавно никто не задумывался, – последствиям применения пестицидов. (3)Так называют различные синтетические вещества, используемые для уничтожения вредных насекомых (инсектициды) или грибков, вызывающих болезни растений (фунгициды). (4)В 1939 году в Западной Европе были разработаны сильно действующие инсектициды – ДДТ и ГХЦГ. (5)Первое же применение этих препаратов имело большой успех, а разработчик ДДТ Пауль Мюллер был даже удостоен в 1948 году Нобелевской премии. (6)В наши дни создано более тысячи различных пестицидов, их применение повысило урожайность многих сельскохозяйственных культур и позволило справиться с массовым размножением насекомых и грызунов, предотвратить распространение различных заболеваний животных и человека. (7)Пестициды воздействуют не только на вредные и болезнетворные организмы, но и на всё живое. (8)В частности, при обработке полей и лесов инсектицидами, кроме полезных насекомых, на обрабатываемой площади
погибает до 80 % всех обитающих здесь птиц. (9)После таких операций природа долго безмолвствует: погибают почти все.
Ответ: 167
22. Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) В итоге – птицы не улетают вовремя в Африку, типы вроде меня реже и реже возвращаются восвояси. (И. А. Бродский)
Б) Мало ли что под руками твоими поёт – Скрипка, гитара, волынка, шарманка,
челеста…1 (М. К. Щербаков)
В) Крылья сложили палатки – их кончен полёт, Крылья расправил искатель разлук – самолёт.
(Ю. И. Визбор)
Г) Отставить крики! Тихо, Сретенка, не плачь! (Ю. И. Визбор)
Д) Ось земную мы сдвинули без рычага, Изменив направленье удара. (В. С. Высоцкий)
1) анафора
2) риторическое
обращение
3) многосоюзие
4) парцелляция
5) аллитерация
6) бессоюзие
7) эпифора
8) сравнение
9) гипербола
Ответ: А8 Б6 В1 Г2 Д9
Прочитайте текст и выполните задания 23–26.
(1)Если спросить школьника, что такое русский язык, он, скорее всего, ответит примерно так: «Это урок такой, где нужно учить правила». (2)Понятно, откуда берётся такой ответ. (3)В рамках школьного предмета под названием «Русский язык» изучаются главным образом орфография и пунктуация, то есть правила. (4)История же языка – его становление, происхождение слов, изменение грамматики, даже формирование тех самых правил – почти не рассматривается ни в школе, ни в вузе (за исключением профильных факультетов в университетах). (5)А жаль. (сокращенно)
23. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) История языка изучается сегодня в университетах лишь на некоторых факультетах.
2) Эталоном языка следует считать те нормы, которые зафиксированы в специальной учебной и научной литературе по современному русскому языку.
3) Написание «и» после «ж» и «ш» имеет обоснование в истории русского языка.
4) В целом между тем, как понимает язык школьник, и тем, как понимает язык лингвист, нет никакой существенной разницы.
5) Нормы и правила языка, закреплённые в словарях и грамматиках, меняются под влиянием устной формы языка.
Ответ: 24
24. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 2 и 3 поясняют содержание предложения 1.
2) В предложениях 5 и 6 перечислены последовательные действия.
3) В предложениях 15, 16 содержится рассуждение.
4) В предложениях 24, 25 представлено описание.
5) Предложение 38 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 37.
Ответ: 13
25. Из предложений 6–9 выпишите пару синонимов (синонимическую пару).
Ответ: нив коем случае
26. Среди предложений 11–16 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза и форм слова. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ: 14