Олимпиаду можно пройти с 18 марта по 4 апреля 2025 года.
1 Ответ
1. В результате нарушения какого фонетического правила переноса слов возникают ошибки в следующих примерах: «Ба-нный, жу-жжать, ма-сса»?
Принцип сохранения слоговой структуры при переносе
Запрет переноса слов с удвоенными согласными
Невозможность переноса слов с консонантными скоплениями
Недопустимость разрыва удвоенных согласных при слогоделении +
Нет правильного ответа
Согласно правилам русского языка, удвоенные согласные при переносе должны оставаться вместе в одной части слова, а не разрываться. Правильные варианты переноса:
бан-ный,
жуж-жать,
мас-са.
2. Какой синтаксический признак характеризует следующее предложение: «На большей части их лиц выражались если не боязнь, то беспокойство»?
Осложнение простого предложения градационным рядом +
Наличие обобщающих однородных членов с противительной связью
Употребление разноаспектных семантических конструкций
Реализация сложносочиненной структуры с имплицитной семантикой
Нет правильного ответа
Предложение «На большей части их лиц выражались если не боязнь, то беспокойство» осложнено градационным рядом, который строится с помощью конструкции «если не…, то…». Эта конструкция выражает градацию (сопоставление с усилением или уточнением) и является характерным признаком осложнения простого предложения.
Остальные варианты не подходят:
- Наличие обобщающих однородных членов с противительной связью — не подходит, так как здесь нет явного противопоставления.
- Употребление разноаспектных семантических конструкций — не подходит, так как предложение не содержит разноаспектных элементов.
- Реализация сложносочиненной структуры с имплицитной семантикой — не подходит, так как предложение простое, а не сложносочиненное.
3. Какую семантическую функцию выполняет существительное в родительном падеже в словосочетании «день ожидания»?
Репрезентация темпоральной семантики
Нет правильного ответа
Маркирование субъективной модальности
Обозначение объектных отношений
Выражение качественной характеристики опредмеченного действия +
В словосочетании «день ожидания» существительное в родительном падеже («ожидания») выполняет функцию уточнения и характеристики основного существительного («день»). Оно указывает на то, что день связан с действием «ожидание», то есть выражает качественную характеристику опредмеченного действия (ожидание как процесс, который определяет день).
4. Какова коммуникативно-синтаксическая роль выделенных запятых в предложении: «Павлику, как старшему по должности, выпала честь ехать с самим Нечичко в головной машине»?
Нет правильного ответа
Маркирование включенного сравнительного оборота с атрибутивной семантикой
Обособление распространенного приложения +
Экспликация обстоятельственной характеристики
Введение модально-оценочного компонента
В предложении «Павлику, как старшему по должности, выпала честь ехать с самим Нечичко в головной машине» выделенный запятыми оборот «как старшему по должности» является распространенным приложением. Оно поясняет существительное «Павлику», уточняя его характеристику (старший по должности). Запятые здесь выполняют функцию обособления этого приложения.
Остальные варианты не подходят:
- Маркирование включенного сравнительного оборота с атрибутивной семантикой — не подходит, так как здесь нет сравнения.
- Экспликация обстоятельственной характеристики — не подходит, так как оборот не выполняет функцию обстоятельства.
- Введение модально-оценочного компонента — не подходит, так как в данном случае нет модальной оценки.
5. В какой синтаксической функции выступает инфинитив в предложении «Курить воспрещается!»?
Номинализация процессуального признака
Репрезентация модально-оценочного значения
Нет правильного ответа
Трансформация глагольной формы в субстантивный эквивалент
Выражение обобщенного действия +
В предложении «Курить воспрещается!» инфинитив «курить» выступает в функции выражения обобщенного действия. Он обозначает действие, которое запрещено, без указания на конкретного субъекта. Инфинитив здесь используется в безличной конструкции, где акцент делается на самом действии, а не на том, кто его совершает.
6. Укажите качественные прилагательные в словосочетаниях. 1. Стальная конструкция. 2. Стальной блеск. 3. Белый снег. 4. Тихий вечер.
3.4. +
1.2.3.4.
2.3.4.
Нет правильного ответа
2.3.
Качественные прилагательные — это прилагательные, которые обозначают качество, свойство предмета и могут иметь степени сравнения, краткую форму, а также сочетаться с наречиями степени (например, «очень»). В предложенных словосочетаниях:
- Стальная конструкция — относительное прилагательное (обозначает материал, из которого сделан предмет).
- Стальной блеск — относительное прилагательное (указывает на характеристику, связанную с материалом).
- Белый снег — качественное прилагательное (обозначает цвет, может иметь степени сравнения: «белее», «самый белый»).
- Тихий вечер — качественное прилагательное (обозначает качество, может иметь степени сравнения: «тише», «самый тихий»).
7. Укажите слово с ударением на первом слоге
Валовой +
Баловать
Нет правильного ответа
Заговор
Зубчатый
8. Какой стилистический прием используется в выражениях: «полдень лениво дышит», «небесная лазурь смеется», «осенний вечер озарен кроткою улыбкой увяданья»?
Нет правильного ответа
Метод экспрессивной семантизации природных явлений
Художественный прием персонификации неодушевленных объектов +
Троп с антропоморфной проекцией
Стилистический прием эмоционального одухотворения +
9. Какой словообразовательный механизм реализован в слове «мороженое»?
Конверсия глагольной основы
Неморфологическая субстантивация +
Синтаксический способ номинации
Лексико-семантический способ трансформации глагольной формы
Нет правильного ответа
Слово «мороженое» образовано путем неморфологической субстантивации — перехода прилагательного в существительное без изменения формы. Изначально «мороженое» было прилагательным (например, «мороженое мясо»), но со временем оно стало использоваться как самостоятельное существительное, обозначающее продукт питания.
10. Какая часть речи выполняет функцию эмоционально-экспрессивной репрезентации?
Грамматическая категория спонтанной эмоциональности
Семантический маркер субъективной оценки
Нет правильного ответа
Языковая единица с имплицитной модальной семантикой
Лексема аффективного реагирования +
Эмоционально-экспрессивную репрезентацию в языке чаще всего выполняют лексические единицы (слова или выражения), которые передают эмоции, чувства или субъективное отношение говорящего. Такие лексемы могут быть междометиями («ох», «ай», «увы»), эмоционально окрашенными существительными, прилагательными или наречиями («чудо», «ужас», «прекрасно»), а также фразеологизмами. Они выражают аффективное (эмоциональное) реагирование на ситуацию.
11. Выберите предложения, в которых правильно расставлены знаки препинания при однородных определениях:
Нет правильного ответа
Могучий тёмно-гнедой конь, так и взвился всеми ногами на воздух.
На Авенире был ветхий бухарский халат; зелёный шейный платок бросал мертвенный оттенок на его страшно исхудавшее лицо.
Словно я весенней, гулкой ранью, проскакал на розовом коне +
Всю дорогу шумели морские, тяжёлые волны … +
12. Какое стилистическое средство не относится к категории тропов?
Синтаксический прием изменения порядка слов +
Стилистическая фигура семантической трансформации
Нет правильного ответа
Художественный механизм образной номинации
Прием экспрессивной характеризации
13. Глагол характеризуется следующими категориями:
время, спряжение, залог, вид, род, наклонение, число, переходность +
вид, склонение, время, залог, число, переходность
Нет правильного ответа
неизменяемость
наклонение, залог, вид, число, степень сравнения
Время — указывает на момент действия (прошедшее, настоящее, будущее).
Спряжение — изменение глагола по лицам и числам.
Залог — показывает, является ли подлежащее производителем действия (действительный залог) или объектом действия (страдательный залог).
Вид — совершенный или несовершенный (завершенность действия).
Род — только у глаголов в прошедшем времени и сослагательном наклонении.
Наклонение — изъявительное, повелительное, сослагательное.
Число — единственное или множественное.
Переходность — способность глагола сочетаться с прямым дополнением.
Остальные варианты содержат ошибки:
Склонение — это категория имени существительного, а не глагола.
Степень сравнения — характерна для прилагательных и наречий, но не для глаголов.
Неизменяемость — не относится к глаголам, так как они изменяются по множеству категорий.
14. Какое из нижеследующих слов является исключением из правила на чередующиеся гласные в корнях -раст -, — ращ -, — рос -:
возраст +
проращенный
Нет правильного ответа
поросль
отрасль
В корнях -раст-, -ращ-, -рос- гласная А пишется перед СТ и Щ, а гласная О — перед С.
Однако слово возраст является исключением, так как в нем пишется О, хотя по правилу ожидалось бы А.
15. У какого слова в предложении неправильно определены грамматические признаки?
«Мы отдохнули после работы, затем пошли в кино.» +
после — предлог
затем — союз
Нет правильного ответа
пошли — глагол
Мы — личное местоимение
затем — это наречие (указывает на время), а не союз. Союзы служат для связи частей предложения, а затем не выполняет эту функцию.
Остальные слова определены правильно:
после — предлог.
пошли — глагол.
Мы — личное местоимение.