1 Ответ
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
Маленький дом, где я живу в Мещёре, заслуживает описания. Это бывшая баня – бревенчатая изба, обшитая серым тёсом. Дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от сада высоким частоколом. Этот частокол – западня для деревенских котов, любителей рыбы. Каждый раз, когда я возвращаюсь с ловли, коты всех мастей – рыжие, чёрные, серые и белые с подпалинами – берут дом в осаду. Они шныряют вокруг, сидят на заборе, на крышах, на старых яблонях, подвывают друг на друга и ждут вечера. Все они смотрят, не отрываясь, на кукан с рыбой – он подвешен к ветке старой яблони с таким расчётом, что достать его почти невозможно.
1. Самостоятельно подберите неопределенное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце текста. Запишите это местоимение.
Ответ: Каккой-то
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) МАСТЬ. Часть колоды игральных карт, отличающаяся по цвету и форме. Бубновая м.
2) БРАТЬ. Получать (приобретать, нанимать, добывать) в свою собственность, в своё пользование, распоряжение. Б. деньги взаймы. Б. такси. Б. тему для исследования. Б. хлеб в булочной.
3) СТАРЫЙ. Давний, существующий с давнего времени, долго. С. друг. С. долг. Старая истина. Старые пашни.
4) ЛОВКИЙ. Искусный, обладающий физической сноровкой. Л. удар. Л. прыжок. Л. наездник.
5) ИГРАТЬ. Перен. Обращаться с кем-чем-нибудь легкомысленно, как с игрушкой, забавой. И. своей жизнью (понапрасну рисковать). И. (шутить) с огнём (обращаться легкомысленно с чем-нибудь опасным). И. чьими-нибудь чувствами.
Ответ: 34
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Текст относится к публицистическому стилю; задача автора – поделиться с читателями важной, социально значимой информацией о влиянии животных на жизнь человека.
2) Разговорная (швыряют, подвывают), просторечная (мордам) и диалектная (кукан) лексика, фразеологизмы (мёртвой хваткой, застигнутые врасплох) помогают автору ярко и эмоционально передать описываемые события.
3) Основной функционально-смысловой тип речи – рассуждение, что подтверждается обилием сложных предложений и наличием вводного слова (конечно же).
4) Текст отличает отсутствие образности и подчёркнутая логичность, что проявляется в чёткой структуре текста: вступление, содержащее тезис (1-й абзац); основная часть, иллюстрирующая тезис (2-й и 3-й абзацы); вывод (4-й абзац).
5) Во втором (2) абзаце текста автор описывает деревенских котов и их интерес к кукану с рыбой, который подвешен к ветке старой яблони.
Ответ: 23
4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) водопрОвод
2) облЕгчит
3) свЁкла
4) крАны
5) мозаИчный
Ответ: 345
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. В детстве я очень любил ГЛИНИСТЫЕ свистульки, которые продавались в нашем маленьком городке повсюду. Алексей слыл ДИПЛОМАТИЧНЫМ человеком, способным понять собеседника и помочь ему. Стремление компании расширить рынок, НАРАСТИТЬ объемы производства заслуживает пристального внимания к качеству продукции и обслуживания. ГАРАНТИЙНЫЙ срок – это период времени, в который покупатель может предъявить претензии продавцу. Общество НЕТЕРПИМО к жестокости отдельных людей по отношению к животным.
Ответ: глинянные
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя
смысл высказывания. Один из последних фильмов знаменитого режиссёра создал неоднозначную реакцию.
Ответ: вызвал
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
без ЗНАМЯ полка
ПРИВЕДШИЙ к победе
в ДВЕ тысячи восьмом году
трёмстам сорока избирателям
опытные КОНСТРУКТОРЫ
Ответ: знамени
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) В эпоху Екатерины II в Кремле было воздвигнуто одно из величественнейших и значительнейших с исторической точки зрения зданий, долго называемым сенатом.
2) Согласно долгосрочным прогнозам экономические показатели будут расти.
3) Жизненные обстоятельства иногда вынуждают человека поступать наперекор собственной мечты.
4) Прочитав роман известного писателя, нас посетила мысль об источнике этой книги.
5) Приближаясь к перекрестку, будьте особенно внимательны: помните о правилах дорожного движения.
6) Главным и удивительным свойством А.П. Гайдара было то, что его жизнь невозможно было отделить от его книги.
7) Речь оратора, сердце которого переполняет чувство любви к миру, взволнованная и проникновенна.
8) А.С. Пушкин в оде «Вольность» поёт гимн свободе.
9) Те, кто читал роман-эпопею Л.Н. Толстого «Войну и мир», помнят описание Бородинского сражения.
Ответ: А3 Б7 В9 Г4 Д1
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ут..шение, пл..нительный, вн..мание
2) (семена дали) р..стки, к..мпания (друзей), симп..тичный
3) вы..вить (отстающих), т..жёлый, про..снились (обстоятельства дела)
4) орг..низовать, сож..ление, предпол..гать
5) м..ханизм, интелл..ктуальный, заст..лить (пол ковром)
Ответ: 34
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..даваться (веселью), пр..емственность, пр..ступник
2) не..добровать, ра..красить, бе..вкусный
3) д..сбаланс, д..зинфекция, ант..общественный
4) вз..ерошить, пред..юбилейный, кон..юнктура
5) з..рубежный, пр..родина, н..пример
Ответ: 15
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) никел..вый, наста..вать
2) затм..вать, подароч..к
3) аплодир..вать, изредк..
4) солом..нка, разборч..вый
5) усидч..вый, ненавид..ли
Ответ: 24
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) (трава) выгор..т, застел..м (постель)
2) ненавид..вший, закле..вший
3) слыш..щий, паш..щий (землю)
4) приемл..мый, промасл..нный (блин)
5) веру..шь, (кустарник) кол..тся
Ответ: 45
13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ c выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Городские жители (НЕ)ИМЕЮТ возможности постоянно общаться с природой.
2) Прошел месяц, а в поле всё ещё (НЕ)ВСПАХАНО.
3) Следует избегать употребления (НЕ)БЛАГОЗВУЧНЫХ слов.
4) С угрюмым молчанием глядит старый лес, как раскидываются на несколько вёрст по его опушке (НЕ)ЗВАНЫЕ гости – северные олени, впряжённые в обозы.
5) (НЕ)ОЖИДАННО донёсся запах подснежника.
Ответ: 345
14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) (КАК)ТОЛЬКО братья остались наедине, между ними ТУТ(ЖЕ) завязался разговор.
2) И не будем больше возвращаться к этому вопросу, ТАК(КАК) ВСЁ(РАВНО) мы не сумеем прийти к общему мнению.
3) Утреннее солнце пригрело землю, и (ПО)ВЕСЕННЕМУ дрожал (В)ДАЛИ тонкий пар над ней.
4) Руководитель компании был спокоен, (ОТ)ТОГО что все работы выполнялись подрядчиком (НА)СОВЕСТЬ.
5) Выходные (НА)СТОЛЬКО быстро пролетели, (КАК)БУДТО их и не было, и началась очередная длинная неделя.
Ответ: 13
15. Укажите все цифру(-ы), на месте которых пишется НН.
1161-(9/15) Москва в русской литературе противопоставле(1)а Петербургу как символ естестве(2)ого течения русской жизни: город нёс на себе печать стари(3)ы, которая проявлялась в особой степе(4)ости, размере(5)ости и неторопливости.
Ответ: 245
16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) На кольях старой ограды чернели опрокинутые горшки и в огороде ворчливо и сухо шелестели жёсткие листья кукурузы.
2) Птицелов должен не только знать повадки птиц но и быть искусным декоратором.
3) В беспечной юности я знал одни дремучие дубравы ручьи пещеры наших скал да дикой бедности забавы.
4) В библиотечном зале слышится шелест страниц да пахнет старой бумагой и свежей типографской краской.
5) Вот уездный городок с деревянными домишками бесконечными заборами и каменными купеческими строениями.
Ответ: 125
17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Выполнив не один десяток сложнейших заказов (1) и почувствовав готовность к работе со сложными механизмами (2) знаменитый ювелир Карл Фаберже (3) приступая к изготовлению первого пасхального яйца (4) не планировал создавать большую коллекцию.
Ответ: 234
18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Зима (1) казалось (2) начала хозяйничать над землёй. Однако (3) мы знали, что под рыхлым снегом можно найти живые лесные цветы, знали, что в печах будет трещать огонь, и это (4) казалось (5) нам прекрасным.
Ответ: 12
19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Там (1) где заканчивается деревня (2) можно разглядеть (3) что стоит (4) какой-то памятный знак (5) на верху (6) которого (7) что-то поблёскивает.
Ответ: 1235
20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
С Матвеем случилось небольшое происшествие (1) о котором он помнил всю свою жизнь (2) и (3) хотя он не мог считать себя виноватым (4) его совесть была неспокойна.
Ответ: 1234
21. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)В поисках новых лекарств учёные устремляют свой взор в глубь Мирового океана. (2)Морские растения содержат ценные вещества, которые можно
использовать в борьбе с опаснейшими болезнями. (3)Некоторые виды водорослей можно почти без остатка пускать в медицинский оборот. (4) Так, красные водоросли содержат вещества, понижающие содержание жиров в крови; в зеленых водорослях имеются полисахариды, необходимые при болезнях желудка. (5)В бурых водорослях есть препятствующий свёртыванию крови компонент. (6)А микроводоросли богаты витаминами, протеинами, тонизирующими веществами. (7)Недаром их добавляют в косметические
маски и лечебные ванны: они помогают при ревматизме и сосудистых заболеваниях. (8)Эти краткие сведения далеко не исчерпывают колоссального потенциала водорослей. (9)Хотя на земле насчитывается около десяти миллионов их видов, по-настоящему исследованы всего восемь из них.
Ответ: 29
22. Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Уж ты нива моя, нивушка,
Не скосить тебя с маху единого…
(А.К. Толстой)
Б) Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
(А.А. Блок)
В) Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
(С.А. Есенин)
Г) Удобрить ее солдатам.
Одобрить ее поэтам.
(И.А. Бродский)
Д) Жду ль чего? жалею ли о чём?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть…
(М.Ю. Лермонтов)
1. 2. Метафора
3. Анафора
4. Аллитерация
5. Литота
6. Вопросно-ответная форма изложения
7. Ассонанс
8. Сравнение
9. Риторическое обращение
Ответ: А9 Б3 В2 Г7 Д6
Прочитайте текст и выполните задания 23–27.
(1)Шло последнее представление. (2)Летний сезон заканчивался, и актёры разъезжались по разным циркам. (3)Закончив свой номер, многие из них, наскоро сняв грим, разбирали реквизит, укладывали костюмы, стараясь закончить сборы до конца представления. (4)Акробаты Михеевы были в наивыгоднейшем положении: они работали первым номером, но лонжу, страхующую артистов и прикреплённую под куполом, снять можно только после представления.
23. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста Укажите номера ответов.
1) Женька полез снимать лонжу в антракте, потому что в другое время это невозможно было бы сделать.
2) Разрушение страховочного блока угрожало безопасности не только артистов, но и зрителей.
3) Оказавшись прижатым к балкам и чувствуя дикую боль в груди, Женька не был способен воспринимать то, что происходит на арене цирка.
4) Попав в больницу с переломами конечностей, Женька утратил надежду на возвращение в цирк.
5) Доктор, увидев состояние Женьки, изменил свое мнение о сроках его выздоровления.
Ответ: 13
24. Какие из перечисленных утверждений являются неверными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 6,7 содержится повествование.
2) В предложении 13 содержатся элементы описания.
3) В предложениях 18,19 представлено рассуждение.
4) В предложении 26 содержится описание состояния человека.
5) В предложениях 43-45 представлено повествование.
Ответ: 35
25.Из предложений 16-19 выпишите один фразеологизм.
Ответ: не сводя глаз
26. Среди предложений 5-10 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с
предыдущим при помощи указательного местоимения. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ: 10