1 Ответ
Данные ответы, даны лишь для примерного их решения. Проходите олимпиаду самостоятельно.
1. Житель многоэтажного дома массой 78 кг решил прогуляться и зашёл в остановившийся лифт. После нажатия кнопки первого этажа лифт начал опускаться. Если его ускорение 3 м/с2, то с какой силой человек действует на пол лифта? Ускорение свободного падения прими равным 10 м/с2.
Решение:
Когда лифт движется с ускорением вниз, вес человека уменьшается. Согласно второму закону Ньютона, сила, действующая на человека, равна:
N — mg = -ma (знак минус, так как ускорение направлено против силы реакции опоры N)
Отсюда выражаем силу реакции опоры N (сила, с которой пол действует на человека):
N = mg — ma = m(g — a)
Подставляем значения:
N = 78 кг * (10 м/с² — 3 м/с²) = 78 кг * 7 м/с² = 546 Н
Ответ: 546 Н
2. Из предложенного перечня выбери два вещества молекулярного строения с ковалентной полярной связью.
1) Оз
2) С6H6
3) CH3NH2 +
4) СаCО3
5) Al2O3
1) O₃ (озон) – молекулярное строение, связь ковалентная неполярная (атомы кислорода одинаковы).
2) C₆H₆ (бензол) – молекулярное строение, связь ковалентная, но в основном неполярная (связи C-C неполярные, C-H малополярные).
3) CH₃NH₂ (метиламин) – молекулярное строение, содержит ковалентные полярные связи (C-N, N-H). Азот и углерод, азот и водород имеют разную электроотрицательность.
4) CaCO₃ (карбонат кальция) – ионное строение (связь между ионами Ca²⁺ и CO₃²⁻).
5) Al₂O₃ (оксид алюминия) – ионное строение (связь между ионами Al³⁺ и O²⁻).
Ответ: CH₃NH₂ (метиламин)
3. Найди и вставь в текст пропущенные термины, записав обозначающие их буквы (без пробелов, в том порядке, в котором они встречаются в тексте):
Первыми на пути исторического развития появились организмы, имеющие мелкие клетки с простой организацией, — (?). Эти доядерные клетки не имеют оформленн(-ого, -ой, -ых) (?). В них выделяется лишь ядерная зона, содержащая (?) ДНК. Такие клетки есть у современных (?) и сине-зелёных водорослей.
Перечень терминов:
М. бактерия — 4
Д. ядро — 2
О. одноклеточное животное
Ц. эукариотные
3. кольцевая молекула — 3
Т. цитоплазма
Б. прокариотные -1
4. Дополни текст. Выбери подходящие термины из списка.
(A) — животные, для которых характерен личиночный тип развития. Желтка в их яйцеклетках мало, и из зиготы быстро развивается (Б), которая самостоятельно питается и растёт. Затем происходит (В) — превращение личинки во взрослый организм.
(Г) — животные с яйцекладным типом развития. Зародыш развивается в яйце, а личиночная стадия
отсутствует.
(Д) — животные с внутриутробным типом развития. Организм матери обеспечивает дыхание, питание, выделение зародыша через специальный орган — (Ж).
Список терминов:
1 — онтогенез
2 — метаморфоз
3 — личинка
4 — рыбы, земноводные и насекомые
5 — плацента
6 — большинство млекопитающих
7 — первозвери, птицы и рептилии
Ответ: А4 Б3 В2 Г7 Д6 Ж5
5. Изучи химическую формулу молекулы. Обозначь верные ответы.
1. На рисунке показана химическая формула молекулы
аминокислоты
нуклеотида РНК
нуклеотида дезоксирибонуклеиновой кислоты
АТФ +
2. Эта молекула образуется в процессе
синтеза белка
окисления органических веществ в клетке +
синтеза нуклеиновых кислот
разложения крахмала с образованием глюкозы
фагоцитоза
3. В клетке эти молекулы выполняют функцию
ферментация
энергетическая +
транспортная
защитная
6. 1. Из предложенного перечня выбери природные источники углеводородов:
железная руда
минеральные соли
природный газ +
глина
каменный уголь +
2. Установи соответствие между названием углеводорода и его природным источником или способом промышленного получения. (К каждой позиции, обозначенной буквой, подбери соответствующую позицию, обозначенную цифрой.)
Углеводород: Природный источник или промышленный способ получения
A) Циклогексан
Б) Ацетилен
B) Бутан
1) получают действием воды на карбид кальция
2) получают в результате спиртового брожения углеводов
3) в значительных количествах содержится в попутном нефтяном газе
4) получают гидрированием бензола
Ответ: А4 Б1 B3
7. Одним из методов познания в химии является моделирование. Для описания веществ молекулярного строения используют Шаро стержневые модели, в которых атомы различных элементов изображают шарами разных цветов и размеров, а соединяющие их химические связи — палочками. На рис. 1 и 2 приведены Шаро стержневые модели молекул двух веществ.
8. Евгений включил телевизор, когда в выпуске новостей передавали следующее сообщение:
«Загреб приступает кликвидации последствий землетрясения. В стране в воскресенье произошло сразу два мощных землетрясения, магнитуда которых составила 5 и 5,3. Эпицентры находились в шести и семи километрах от столицы страны. Многие здания в городе треснули. Пострадал Загребский кафедральный собор. Повреждены стены и крыши жилых домов. Бетонные плиты и кирпичи завалили множество автомобилей». Евгений не услышал начало сообщения и не понял, в какой стране произошло стихийное бедствие. Какая страна упоминалась в сообщении?
Ответ: Хорватия
9. Укажи утверждение, в котором содержится ошибка:
К цветам, составляющим оптический спектр, относятся такие цвета, как оранжевый и фиолетовый
Длина световой волны жёлтого цвета в среде больше длины световой волны синего цвета в этой же среде
Длина световой волны красного цвета в среде меньше длины световой волны фиолетового цвета в этой же среде +
Белый свет является сложным, так как при прохождении через призму он разлагается в спектр
10. В таблице приведены данные темпов роста промышленного производства в % к предыдущему году в Канаде и Франции. Проанализируй данные таблицы и выбери верные высказывания.
Страна
2009 г.
2010 г.
2011 г.
Канада
101,1 %
101,8 %
102,7 %
Франция
98,4 %
99,5 %
99,8 %
Объём промышленного производства Канады в данный период ежегодно возрастал +
Объём промышленного производства Франции в данный период ежегодно возрастал
В обеих странах за данный период объём промышленного производства находился на одном и том же
уровне
Объём промышленного производства Франции в данный период ежегодно убывал +
Анализ:
- Канада: Темпы роста промышленного производства каждый год превышают 100%, что означает ежегодный рост объёма производства.
Верное высказывание: Объём промышленного производства Канады в данный период ежегодно возрастал. - Франция: Темпы роста промышленного производства каждый год ниже 100%, что означает ежегодное снижение объёма производства.
Верное высказывание: Объём промышленного производства Франции в данный период ежегодно убывал. - Обе страны: Темпы роста в Канаде и Франции отличаются: в Канаде наблюдается рост, а во Франции — снижение.
Неверное высказывание: В обеих странах за данный период объём промышленного производства находился на одном и том же уровне. - Франция: Темпы роста ниже 100%, что указывает на снижение объёма производства.
Неверное высказывание: Объём промышленного производства Франции в данный период ежегодно возрастал.
Итог:
Верные высказывания:
- Объём промышленного производства Канады в данный период ежегодно возрастал.
- Объём промышленного производства Франции в данный период ежегодно убывал.