1 Ответ
1. Как называют специалиста-зоолога, объектом изучения которого является изображённое на фотографии животное?
1) орнитолог +
2) гельминтолог
3) герпетолог
4) энтомолог
2. На рисунке изображена эпителиальная ткань. Выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к характеристике данной ткани. Запишите в ответе цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Выполняет опорную функцию.
2) Клетки тесно прилегают друг к другу. +
3) Выстилает внутреннюю поверхность желудка. +
4) Клетки располагаются на большом расстоянии друг от друга в волокнистом межклеточном веществе.
5) Эта ткань переносит питательные вещества и кислород от пищеварительной системы и органов дыхания к тканям.
6) Клетки этой ткани могут быть по форме плоскими, кубическими, цилиндрическими. +
3.1. Определите тип питания организмов, приведённых в списке. Запишите цифры, под которыми указаны организмы, в соответствующую ячейку таблицы.
Список организмов:
1) ламинария
2) мухомор
3) кукушкин лён
4) кукушка
5) дождевой червь
6) репчатый лук
Автотрофный тип питания — 136
Гетеротрофный тип питания — 245
3.2. Какой тип питания характерен для инфузории туфельки, изображённой на рисунке? Обоснуйте свой
Ответ:
1) тип питания животного: гетеротрофный;
2) у инфузории отсутствуют хлоропласты, поэтому у неё гетеротрофный тип питания.
Инфузория питается готовыми органическими веществами, то есть имеет гетеротрофный тип питания
4. Установите последовательность расположения систематических групп животных, начиная
с самой крупной.
1) Многоклеточные
2) Белянка капустная
3) Животные
4) Насекомые
5) Членистоногие
6) Чешуекрылые
Ответ: 315462
5. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.
Животное Орган
таракан трахея
беззубка …
Ответ: кровеносная
5.1. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) лёгкое
2) кожа
3) жабра
4) воздушный мешок
Ответ: 3
5.2. Какая система у майского жука из-за разветвлённости трахей перестала выполнять
функцию переноса кислорода?
Ответ: 1
6. Рассмотрите схему, на которой представлен цикл развития бычьего цепня, и ответьте на вопросы.
6.1. Какой цифрой обозначен на схеме промежуточный хозяин?
Ответ: 1
6.2. Как человек может заразиться бычьим цепнем?
Опишите механизм одного из способов заражения.
Ответ:
1) указание способа заражения, например, заражение происходит через рот;
2) механизм заражения, например: человек может заразиться при употреблении
непрожаренного или непроваренного мяса.
7.1. Установите соответствие между характеристиками кровеносной системы и типами животных: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Замкнутая кровеносная система.
Б) Функцию сердца выполняют окологлоточные кольцевые сосуды.
В) Незамкнутая кровеносная система.
Г) Есть спинной и брюшной сосуды.
Д) Есть сердце на спинной стороне, с отходящими от него сосудами.
Е) Кровь выходит из сосудов и омывает внутренние органы.
1) Кольчатые черви
2) Членистоногие
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А1 Б1 В2 Г1 Д2 Е2
8. На рисунке изображение белой планарии.
Выберите характеристики, соответствующие данному животному. В ответ запишите соответствующие цифры
А. Движение
1) с помощью псевдоподий
2) с помощью жгутиков
3) с помощью ресничек
4) за счет волнообразных сокращений мышц
5) за счет конечностей рычажного типа
Б. Пищеварительная система
1) замкнутая
2) сквозная
В. Кровеносная система
1) отсутствует
2) замкнутая
3) незамкнутая
Г. Выделительная система
1) отсутствует
2) представлена сократительной вакуолью
3) представлена звездчатыми клетками и канальцами
4) нефридии
5) мальпигиевы сосуды
Д. Нервная система
1) сеть нервных клеток
2) разбросанные нервные узлы
3) два головных нервных узла, от которых отходят нервные стволы
4) окологлоточное кольцо и брюшная нервная цепочка
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А4 Б1 В1 Г3 Д3
9. Изучите данные приведённой ниже таблицы и ответьте на вопросы.
Некоторые особенности человекообразных обезьян и человека Род Признаки Гиббон Орангутан Шимпанзе Горилла Человек Абсолютная масса мозга (в г) 130 400 345 420 1360
Отношение массы мозга к массе тела 1:73 1:83 1:61 1:220 1:45 Длина шейного отдела
(в % длины туловища) 17 24 23 24 26 Полная длина верхних конечностей (в % длины туловища)
230 182 175 154 150 Полная длина нижних конечностей (в % длины туловища) 147 119 128 112 171
Количество шейных позвонков 7 7 7 7 7 Количество грудных позвонков 13 12 13 13 12
Общее количество позвонков 33–34 30–31 33–34 32–33 33–34
9.1. У представителей какого рода человекообразных обезьян самый высокий показатель
отношения массы мозга к массе тела?
Ответ: шимпанзе
Какие человекообразные обезьяны лучше всех приспособились к жизни в кронах деревьев?
Назовите двух представителей.
Ответ: орангутан и гиббон
9.2. Какой из приведённых признаков может служить доказательством принадлежности всех
приматов к классу Млекопитающие?
Ответ: количество шейных позвонков – 7
10. Рассмотрите изображённое на рисунке животное и опишите его, выполнив задания.
Укажите тип симметрии животного.
Ответ: билатеральная/двусторонняя
Укажите среду обитания животного.
Ответ: наземно-воздушная
11. Птицы – теплокровные яйцекладущие, приспособленные к полёту. Используя эти сведения,
выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных
признаков этих животных.
Запишите в ответе цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Кожа птиц тонкая, сухая, железы отсутствуют.
2) Передние конечности видоизменены в крылья.
3) Перо – производное эпидермиса кожи, образованное кератином.
4) У животных наблюдается высокая скорость метаболизма.
5) Яйца птиц покрываются оболочками по мере прохождения по яйцеводу.
6) В челюстях отсутствуют зубы.
Ответ: 245
12. 12.1. Установите соответствие между частями пера птицы, обозначенными буквами (А–Д) на рисунке, и их названиями. Список названий:
1) очин
2) стержень
3) бородка первого порядка
4) бородка второго порядка
5) крючочек
6) бородка третьего порядка
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А5 Б4 В3 Г2 Д1
12.2. Напишите название типа пера, изображённого на рисунке.
Ответ: маховое и/или рулевое/контурное
Какую функцию выполняют такие перья?
Ответ: создают гребные лопасти и/или направляют полёт / участвуют
в полёте.
13.1. Рассмотрите рисунок. Какая конечность птицы изображена на рисунке?
Ответ: нижняя/задняя
13.2. Установите соответствие между отделами конечности, обозначенными буквами (А–В) на рисунке, и их названиями.
Список названий:
1) голень
2) цевка
3) бедро
4) пряжка
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими
буквами.
Ответ: А3 Б1 В2
14.1. Какой цифрой на рисунке обозначено сердце птиц?
Ответ: 3
14.2. Какая анатомическая особенность в строении сердца птиц способствует теплокровности
этих животных?
Ответ: полная перегородка / четырёхкамерность / полное разделение на правую и левую
половины
14.3. Сколько кругов кровообращения у птиц? Ответ запишите цифрой.
Ответ: 2
15.1. Какой буквой на рисунке обозначена дыхательная система птиц?
Ответ: А
15.2. Какая существует анатомическая особенность в строении лёгких птиц – приспособление
к полёту?
Ответ: Воздушные мешки
16.1. На рисунке представлена пищеварительная система птиц. Установите соответствие между
отделами пищеварительной системы, обозначенными буквами (А–Д) на рисунке, и их названиями.
Список названий:
1) железистый желудок
2) мускулистый желудок
3) пищевод
4) тонкий кишечник
5) зоб
7) клоака
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А3 Б5 В1 Г4 Д2
16.2. Какую функцию выполняет железистый желудок и какую функцию выполняет
мускулистый? Для каждого отдела укажите одну его функцию.
Ответ:
1) в железистом желудке пища подвергается действию ферментов /
переваривание пищи;
2) в мускулистом желудке пища перетирается за счёт сокращения стенок
желудка.
16.3. Укажите две особенности пищеварения у птиц, которые являются приспособлениями
к полёту.
Ответ: высокая скорость пищеварения / высокая активность пищеварительных
ферментов
Птицы – важнейший элемент экосистем. Какое значение они имеют в лесных сообществах?
Напишите три значения.
Ответ: редукция прямой кишки, способствующая быстрой эвакуации
непереваренных остатков пищи
17. Птицы – важнейший элемент экосистем. Какое значение они имеют в лесных сообществах?
Напишите три значения:
Ответ:
1) распространение семян;
2) уничтожение насекомых (моллюсков) – паразитов растений;
3) являются пищей для хищников / являются звеном в цепях питания