1 Ответ
Данный диктант проходили сами. Сертификат на прохождения приложен. Но скорее всего его украдет сайт вор Знайка сс, который ворует все с нашего сайта, даже не изменяя заголовки вопросов. Видать даже на это у него не хватает мозговых извилин — засохли.
Вопрос 1. Согласно ревизским сказкам XIX века, отец Мифтахетдина (будущего просветителя, известного под именем Акмуллы), был башкиром-вотчинником Кульильминской волости Белебеевского уезда и муллой, сыном первого указного муллы Туксанбаево и мухтасиба Оренбургского магометанского духовного собрания. Его имя было?
Гильмитдин
Камалетдин +
Шарафетдин
Сиражетдин
Камалетдин Искужин — имя отца Мифтахетдина, будущего просветителя, известного под именем Акмуллы, согласно ревизским сказкам XIX века.
Вопрос 2. Деревня Туксанбаево, где родился Акмулла, входила в одну из 12 волостей этого башкирского рода, проживающего в бассейне реки Дёма. Мифтахетдин Акмулла относится к башкирскому роду?
мин +
юрматы
гайна
усерган
Вопрос 3. По мнению Акмуллы единственной силой, способной привести к прогрессу, является?
соблюдение традиций
материальные блага
просвещение +
дружба между людьми
По мнению Мифтахетдина Акмуллы, единственный путь к прогрессу — в просвещении, в овладении знаниями, в искоренении невежества.
Вопрос 4. Современник Акмуллы, известный башкирский просветитель Ризаитдин Фахретдинов описал их встречу с Акмуллой в г.Уфа в 1894 г. в произведении под названием?
Аҫар +
Жәүәмиғәл кәлим шәрхе
Сәлимә
Тәрбиәле ана
Вопрос 5. Ризаитдин Фахретдинов, вспоминая встречу с Акмуллой в 1894 г. в г. Уфе, писал, что поэт разговаривал на языке?
челябинских башкир
бурзянских и усерганских башкир +
северо-западных башкир
казахов
Вопрос 6. В деревне Шарипово (ныне Учалинский район Башкортостана) Акмулла познакомился с молодым имамом, который только вернулся закончив обучение в Троицке. Акмулла подружился с ним и остановился у него на одиннадцать дней. Этот молодой имам был?
Хайрулла Усманов
Мухаметсалим Уметбаев
Зайнулла Расулев +
Ризаитдин Фахретдинов
Вопрос 7. Этот известный башкирский языковед обнаружил текст стихотворения Мифтахетдина Акмуллы «Башҡорттарым, уҡыу кәрәк, уҡыу кәрәк!» когда был участником экспедиции лингвистов-фольклористов, организованной Академией наук СССР во главе с выдающимся тюркологом Н.К. Дмитриевым?
Галей Саитбатталов
Джалиль Киекбаев
Ахнеф Юлдашев
Закир Шакиров +
Вопрос 8. В 1981 году в связи с юбилеем поэта Башкирским книжным издательством выпущен на башкирском языке однотомник произведений Акмуллы. В эту книгу, которая является наиболее полным по сравнению с предыдущими сборниками, вошло более трех тысяч строк. Основная причина, объясняющая почему дошедшее до нас творческое наследие Мифтахетдина Акмуллы не очень велико по объему, заключается в том, что?
Акмулла большинство своих произведений хранил в памяти, ибо он, как правило, создавал их, прежде всего, для устного исполнения +
почти все его работы были уничтожены недругами в Миассе
большинство его стихов оказались утраченными в Троицке во время пожара
Акмулла писал под разными псевдонимами, и его авторство установить уже невозможно
Вопрос 9. В 2024 году 2 июня исполнилось 110 лет со дня рождения известного башкирского учёного, который в своих монографиях, а также в своей докторской диссертации одним из первых описал биографию Акмуллы?
Мирас Идельбаев
Ахнаф Харисов +
Газим Шафиков
Ахмет Сулейманов
Вопрос 10. В 2024 году отметил свой 80-летний юбилей башкирский литературовед, один из первых лауреатов премии имени М.Акмуллы (1990 г.), автор книги «Акмулла – певец света»?
Рашит Шакур
Кадим Аралбай
Ахат Вильданов +
Ахмет Сулейманов
Вопрос 11. Башкиры хорошо знали свою родословную до седьмого колена, вели шежере – генеалогию рода, куда вписывали не только имена родственников, но и некоторые исторические события. К примеру, шежере племени Юрматы представляет не столько родо-племенную генеалогию, сколько настоящую летопись. При заключении брака шежере играли важную роль, потому что башкиры стремились исключать кровнородственные браки вплоть до?
четвертого колена
пятого колена
шестого колена
седьмого колена +
Да, башкиры хорошо знали свою родословную до седьмого колена и вели шежере — генеалогическую запись племён и родов. Шежере представляло собой генеалогическое древо, куда вносились имена предводителей родов по мужской линии, помимо этого включались сведения об исторических событиях, важнейших фактах жизни родов и племён
Вопрос 12. Новость о рождении ребенка у башкир всегда считалась благостной и радостной вестью. Узнав о таком событии, взрослые обязательно произносят эту фразу-благопожелание, которая отражает семейные ценности этноса?
Пусть растет счастливым и здоровым (Бәхәтле булһын, һау-сәләмәт булып үҫһен)
Пусть растет с отцом-матерью (Аталы-инәле булһын) +
Пусть растет высоким и сильным (Көслө булһын, буйға бейек булып уҫһен)
Пусть растет богатым и красивым (Бай булһын, матур булып уҫһен)
Вопрос 13. В башкирской народной сказке «Ленивый сын» ребенок работящей и трудолюбивой женщины настолько обленился, что не желал даже дойти до своей тарелки с кашей, прося ее принести ему в руки. Он был выгнан из дома и деревни, и смог вернуться только тогда, когда?
много пролил слез, выпрашивая себе на пропитание и проживание
много ходил по свету, износил одежду и исхудал от недоедания
+ много пота пролил, зарабатывая себе на пропитание, многим ремеслам обучился и пришел домой с подарками
много учился, познакомился с различными науками и ремеслами
В башкирской народной сказке «Ленивый сын» ребёнок смог вернуться домой, когда научился трудиться и смог доказать матери, что готов к её условиям. Спустя немало времени герой вернулся к родному порогу и сказал матери: «Мама, открой дверь! Много земли я исходил, много поту пролил, многим ремёслам обучился и принёс тебе много подарков». Мать обрадованно распахнула дверь, и с этого дня они зажили припеваючи.
Вопрос 14. В башкирском языке много пословиц, посвященных детям и радости материнства и отцовства: «Ребенок для родителей золотой столб (Бала – ата-инәгә алтын бағана)»; «У кого нет детей, тот не пробовал меда (Бала күрмәгән – балдан ауыҙ итмәгән)»; «У девушки в душе – ребенок в колыбельной, а у мужчины – конь (Ҡыҙ күңелендә — балалы бишек, ир күңелендә — эйәрле ат)». Эти пословицы свидетельствуют о том, что?
Дети являются главным богатством и достоянием семьи +
Семья без детей не считается полной
В семье должен быть ребенок
В семье главным человеком является ребенок, и ему разрешается все
Вопрос 15. В башкирском фольклоре существует немало молодежных игр, где юноши и девушки могут знакомиться и активно общаться между собой, завязывая дружеские отношения. Это такие игры как «Белый тополь, синий тополь» («Аҡ тирәк, күк тирәк»), в русском языке ее называют «Цепи кованые» или «Кондалы». Нужно также назвать игры «Считать звезды» («Йондоҙ һанау»), «Хороший ли у тебя сосед?» («Күршең татыумы?»), «Колечко» («Йөҙөк һалыш») и др. В научной литературе такие игры называют?
Игры, посвященные выбору спутника жизни +
Игры, ориентированные на выбор подруги
Игры, демонстрирующие право на выбор жениха
Игры, демонстрирующие право на выбор невесты
Вопрос 16. В традиционной башкирской культуре к выбору потенциальной невесты подходили очень ответственно, обращая внимание не только на родословную, родственные связи, внешний вид и пр. При выборе невесты обращали внимание на многие детали, порой и не совсем очевидные, например, такие?
как девушка умеет петь и танцевать, поскольку, если она умеет петь и танцевать, то она сможет скрашивать досуг в своей семье
как девушка умеет шить и вышивать, поскольку, если она обладает этими навыками, то будущая семья может экономить на покупке одежды
как девушка одета и причесана, поскольку, если она одета со вкусом, то и в доме у нее будет красота и порядок
как девушка кушает за общим столом, поскольку, если она кушает быстро и аккуратно, то и работа в ее руках будет спориться +
Вопрос 17. Трудовой обряд помочи (аш, өмә на баш. яз.), связанный с хозяйственной и общественной жизнью башкир, имел широкое распространение среди близких родственников и соседей. Например, с наступлением холодов и установлением снежного покрова начинается забой скота, птицы, заготовка мяса на зиму, в летнее время так сообща заготавливали сено, дрова — для этой работы приглашались соседи, родственники, и совместно перемещались из дома в дом, с надела на надел. Помочи (аш, өмә) продолжались до тех пор, пока не завершалась работа для всех ее участников, т.е. для каждой семьи. Можно утверждать, что тем самым, в башкирском обществе не только поддерживались, но и культивировались?
Духовные ценности
Чувство товарищества
Чувство ответственности
Семейные ценности +
Вопрос 18. У башкирского народа ценность семьи стоит на первом месте. Разводы были редким явлением, а нравственные отношения высоко ценились в обществе и получили отражение в крылатых выражениях. Выберите из приведенных ниже пословиц ту, в которой осуждаются разводы?
В небе не бывает двух лун, в одном сердце две любви не уместишь (Бер күктә ике Ай булмай, бер йөрәктә ике мөхәббәт булмай)
Девушка в доме мужа, как камень, пусть застынет (Ҡыҙ бала төшкән ерендә таш булып батһын) +
В единстве – благополучие (Берҙәмлектә – бәрәкәт)
Два сапога – пара (Ике һыңар – бер кейем)
Вопрос 19. В традиционной системе питания башкир в значительной степени сохранились следы половозрастного деления башкирского общества, определявшего общественную роль человека в зависимости от возрастной ступени и половой принадлежности. Вступление человека на определённые этапы жизненного пути сопровождалось различными празднествами с угощением. В цикле трапез, посвящённых основным этапам жизненного цикла человека, первой является?
исем туйы (праздник имени)
бәпәй туйы (праздник в честь ребёнка)
бәпәй сәйе (чай в честь ребёнка) +
бишек туйы (по поводу укладывания ребёнка в колыбель)
Вопрос 20. В памятнике башкирской словесности эпосе «Урал батыр» главный герой перед своей смертью обращается к народу: «Старших умейте почитать; их советом не пренебрегайте; но тех, кто младше, не забывайте – вам растить их и поднимать». Что этими словами завещает Урал батыр своим потомкам?
Урал-батыр призывает своих потомков думать о будущем своего ближнего окружения
Урал-батыр говорит об ответственности каждого члена общества– старшего и младшего –за будущее не только своей семьи, но и за будущее своего народа +
Урал батыр утверждает, что передача знаний и опыта – главное условие связи поколений и общества
Урал-батыр завещает своим потомкам развивать гуманистические идеи, в которых добро побеждает зло
Вопрос 21. Фильм режиссера Александра Галибина «Сестренка» снят по мотивам произведения башкирского писателя. Действие фильма происходит в период Великой Отечественной войны (конец 1944 – май 1945 годов). Красноармеец из Башкирской АССР в разрушенной немцами украинской деревне рядом с убитыми родными находит выжившую девочку Оксану. Он отправляет её в башкирскую деревню к своим жене и сыну, которые становятся для девочки новой семьёй. Это произведение и его автор?
Солдаты без погон — Хаким Гиляжев
Радость нашего дома — Мустай Карим +
Годы возмужания — Ахнаф Байрамов
Иду по млечному пути — Ибрагим Абдуллин
Вопрос 22. Шли полки башкир в атаки, Провожал седой Урал. Впереди – на аргамаке Шаймуратов-генерал. Башҡорттар китте һуғышҡа, Оҙатып ҡалды күк Урал; Ат уйнатып, алда бара Шайморатов генерал. Эти строки из популярной башкирской песни, посвященной генералу Шаймуратову, авторами которой являются?
слова Мустая Карима, музыка Хусаина Ахметова
слова Кадира Даяна, музыка Загира Исмагилова +
слова Назара Наджми, музыка Наримана Сабитова
слова Баязита Бикбая, музыка Абрара Габдрахманова
Вопрос 23. В первые же месяцы Великой Отечественной войны многие башкирские писатели ушли на фронт. В это трудное героическое время они стремились «приравнять к штыку перо». Своим творчеством они вдохновляли соотечественников на ратные подвиги, разжигали в сердцах читателей беспредельную ненависть к фашистским захватчикам. Все они пришли в литературу в конце 1920-х – начале 1930-х годов, и их первые книги были изданы на латинской графике. Для десятков талантливых писателей, поэтов и драматургов, что пали смертью храбрых на поле битвы, эти книги остались первыми и последними. Вечная память героям! Но многие писатели и поэты вернулись с Победой, продолжая творить, и благодаря этому мы имеем богатое послевоенное литературное наследие?
Али Карная
Гайсы Юсупова
Мазгара Абдуллина
Ханифа Карима +
Вопрос 24. 21 февраля 1941 года вышел на экраны фильм «Салават Юлаев» по мотивам одноименного романа Степана Злобина. Исполнителем главной роли был Арслан Мубаряков. В годы Великой Отечественной войны фильм показывали во всех кинотеатрах Советского Союза. Он вдохновлял народ на подвиги, укреплял дружбу многонационального народа СССР. Режиссером знаменитого фильма является?
Григорий Александров
Яков Протазанов +
Александр Роу
Леонид Гайдай
Вопрос 25. Премьера этого балета состоялась во время Великой Отечественной войны в 1944 в Башкирском государственном театре оперы и балета (либретто Ф.А.Гаскарова, балетмейстер Н.А.Анисимова, дирижёр Х.В.Фазлуллин, сценограф Г.Ш.Имашева). Написанный в 1941 году первый башкирский балет Л.Б.Степанова и З.Г.Исмагилова в трех актах по мотивам одноименной башкирской народной легенды носит название?
Лебединое озеро
Журавлиная песнь +
Горный орел
Гюльназира
Вопрос 26. Его произведения отказывались публиковать, ссылаясь на негероическое восприятие войны писателем, предельно обнаженный показ войны – со всей неуютностью окопного быта, беспощадной жестокостью атак, с кровью, гибелью людей. Его имя?
Ахияр Хакимов
Ибрагим Абдуллин
Талха Гиниятуллин +
Ибрагим Гиззатуллин
Вопрос 27. Будущий Народный писатель Республики Башкортостан, родившийся в с.Новоянбеково Давлекановского района, желая быстрее попасть на фронт в 14 лет взял в сельсовете справку, что ему 16, и уехал в Москву. На станции Щёлково Московской области он прибился к солдатам, которые забрали с собой. Стал «сыном полка», участвовал в боях в составе 3-й Гвардейской воздушно-десантной бригады. С конца 1943 г. и до конца войны он воевал в составе 103-й гвардейской стрелковой дивизии 3-го Украинского фронта. Автором повестей «Байга», «Хромая Волчица», «Сполохи», «Мост», «Эшелон» является?
Нажиб Асанбаев
Ахияр Хакимов +
Талха Гиниятуллин
Флорид Буляков
Вопрос 28. Часто эту поэму «Ульмясбай» сравнивают с поэмой русского поэта А. Т. Твардовского «Василий Тёркин». Автором ее является народный поэт Башкортостана, участник Великой Отечественной войны?
Рашит Нигмати
Ханиф Карим
Назар Наджми
Мустай Карим +
Вопрос 29. Памятник архитектора Георгия Лебедева и скульпторов Льва Кербель и Николая Любимова в Парке Победы Уфы установлен в честь двух Героев Советского Союза – выходцев из Башкортостана. Они в разное время и на разных фронтах совершили один и тот же подвиг, закрыв своим телом вражескую амбразуру. Их имена?
Александр Матросов, Миннигали Губайдуллин +
Николай Голубков, Гафиатулла Арасланов
Шариф Сулейманов, Бакир Давлятов
Никита Степанов, Алексей Рутчин
Вопрос 30. На Советской площади г. Уфы установлен памятник Герою Российской Федерации генерал-майору Минигали Шаймуратову. Постамент памятника с трёх сторон украшают тематические рельефы, которые наполнены историческими деталями. Справа расположен рельеф «Душа башкирского народа и его история в эпосе и легендах», слева – «Боевой дух 112-й Башкирской кавалерийской дивизии». Автором этого памятника является?
Владимир Дворник
Андрей Ковальчук
Ханиф Хабибрахманов
Салават Щербаков +