1 Ответ
Хозяйка. Садитесь к столу, пожалуйста, выпейте кофе, пожалуйста. Как вас
зовут, сынок?
Юноша. Медведь.
Хозяйка. Как вы говорите?
Юноша. Медведь.
Хозяйка. Какое неподходящее прозвище!
Юноша. Это вовсе не прозвище. Я и в самом деле медведь.
Хозяйка. Нет, что вы… Почему? Вы двигаетесь так ловко, говорите так
мягко.
Юноша. Видите ли, меня семь лет назад превратил в человека ваш муж.
И сделал он это прекрасно. Он у вас великолепный волшебник. У него
золотые руки, хозяйка.
Хозяин. Спасибо, сынок! (Пожимает Медведю руку.)
Хозяйка. Это правда?
Задание 1: Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в последнем абзаце текста. Запишите это
местоимение.
Ответ: свою
Задание 2: лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ВИДЕТЬ. видишь (видите), вводн. сл. Употр. при желании обратить внимание на что-нибудь, подчеркнуть что-нибудь. Он, видишь, немного нездоров.
2) МОЛОДОЙ. полн. ф. Недавнего приготовления. М. сыр.
3) ЯСНЫЙ. Хорошо воспринимаемый, понимаемый. Ясные очертания гор. Я. звук. Вопрос ясен.
4) НАСТОЯЩИЙ. Действительно такой, какой должен быть; представляющий собой лучший образец, идеал чего-нибудь. Он настоящий поэт.
5) РАБОТА. Продукт труда, готовое изделие. Печатные работы. Выставка работ художника. Сдать работу в срок.
Ответ: 145
Задание 3: Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики
фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Текст относится к публицистическому стилю; цель автора – получить ответы интервьюируемых лиц на актуальный вопрос о том, трудно ли быть «настоящим человеком».
2) Текст представляет собой стилизованный диалог с установкой на естественное, неподготовленное общение, в котором проявляется характер отношений между собеседниками.
3) Употребление речевых штампов (золотые руки, слово за слово) и фразеологизмов (великолепный волшебник, ореховую веточку, в кисейной юбочке) в ситуации неформального общения отражает высокую степень автоматизированности разговорной речи.
4) Синтаксис текста характеризуется наличием неполных и односоставных предложений.
5) Эмоциональность и выразительность текста достигаются благодаря использованию инверсии (меня семь лет назад превратил в человека ваш муж) и эпитетов («голова лобастая», «глаза умные»).
Ответ: 245
Задание 4: Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) мозаИчный
2) ерЕтик
3) послАла
4) ненадОлго
5) красивЕе
Ответ: 1243
Задание 5: В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выде ленное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Тигр на воле оказался необыкновенно ПУГЛИВЫМ и слабым, повадился питаться птицей, переняв способ охоты у шакала. Предприниматели оборудовали складские помещения и ПРОИЗВОДИ ТЕЛЬНЫЕ цеха на бывшей овощной базе. Граф Панин вёл с Екатериной II УНИЗИТЕЛЬНЫЙ для неё торг накануне переворота, жертвой которого стал царствовавший в то время Пётр III. Если не принять ДЕЙСТВЕННЫХ мер по защите горилл, то уже через 10–20 лет некоторые их подвиды, например горные гориллы, исчезнут из дикой природы. Тессерой в Риме назывался оловянный кружок, дающий беднейшим гражда нам право на получение хлеба во время РАЗДАЧИ продовольствия населению.
Ответ: производственные
Задание 6: Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употреблённое неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания.
Кошкам не приходится продолжать усилия для того, чтобы втянуть когти: это происходит благодаря специальной эластичной связке, поворачивающей последний сустав пальца так, чтобы коготь оставался спрятанным.
Ответ: прикладывать
Задание 7: В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
осенние МЕСЯЦЫ
ГЛОЖЕТ тоска
ПРОПУСКИ уроков
наиболее ВАЖЕН
ПЯТИСТАМИ рублями
Ответ: пятьюстами
Задание 8: Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
В) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы
управляемого слова
Г) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами
1) Каждый год найденные грамоты не только полнее освещают уже известные нам явления древнерусского языка, но и открывают такие элементы лексики, синтаксиса, морфологии или фонетики, которые доныне ни в каких источниках не встречались.
2) В часы приёмов, редких свиданий, со своею кошачьей повадкою, неопределённою улыбкою, Мартин всегда оказывался в зале и не вступал в разговоры, но слушает всё, что говорилось.
3) «Сказка о попе и о работнике его Балде» – мои любимые сказки Александра Сергеевича Пушкина.
4) Матушка брала кусочек сахара, пропитывала его тремя мятными каплями
и, проговорив «Господи, нервы!», клала его в рот и грызла минуты три.
5) В статье идёт речь об особняке генерал-майора Фёдора Толя, располагавшегося в начале XIX века напротив Красных ворот – первой отечественной триумфальной арки, построенной в 1709 году в честь победы нашей армии в Полтавской битве.
6) Говорят, именно в Бретани – в лесу Броселианд – скрыто таинственное озеро Авалон, в котором, согласно предания, захоронен волшебный меч Артура, подаренный ему чародеем Мерлином.
7) В лесу нужно было остерегаться гигантских пауков, растянувших свои сети между деревьями, да поваленных стволов, покрытых мхом и грибами.
8) В командование фортами Черноморской береговой линии вступил генерал Николай Раевский, направивший все силы на «устройство нового, своеобразного края» и который стремился активно развивать торговлю с местным населением.
9) Фома Аквинский, разделяя в душе человека разум и склонность, устанавли вает два вида добродетелей: интеллектуальные (мудрость, наука, искусство) и моральные (благоразумие, справедливость, умеренность, стойкость).
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: 35628
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) возг..рание, р..сточек, преод..леть (барьер)
2) к..тастрофа, нак..лоть (дров), отк..титься (назад)
3) посв..тить (в тайну), одр..хлевший, у..звить (насмешками)
4) нарц..сс, ц..трусовый, панц..рь
5) сп..шите (увидеть), прож..вал (в селе), обв..вать (ветерком)
Ответ: 134
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) о..бросить, испо..тишка (сделать), пре..сказатель
2) бе..человечный, ра..царапать, ни..ходящий (поток)
3) пр..гожий, пр..горок, пр..ступить (к занятиям)
4) сверх..ёмкий, бел..евая (верёвка), волеиз..явление
5) меж..гровой, мед..нститут, дез..нфекция
Ответ: 235
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) крап..нка, творч..ский
2) вкрадч..вый, вежл..вость
3) огорч..н, ноч..вка
4) классифиц..ровать, лисиц..н (хвост)
5) скольз..кий, эскимос..кий
Ответ: 234
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) усво..нный (урок), слыш..нный (много раз)
2) (вы) постигн..те (истину), (она) нянч..тся (с сыном)
3) (они) щекоч..т, ищ..щий (выход)
4) обижа..мый, (он) движ..тся
5) украс..вший, зави́
с..вший
Ответ:234
13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) Любовь к родной земле, к её героической истории, к её (НЕ)ЯРКОЙ, но самобытной природе пронизывает всё творчество Аполлона Майкова.
2) В воздухе пахло перезревшим виноградом и прелью высохших кукурузных стеблей ещё (НЕ)УБРАННОГО приусадебного поля.
3) Нередко мальчишеское лицо Княжко становилось (НЕ)ПРИСТУПНЫМ, гневно-упрямым.
4) Маша бывала (НЕ)РАДА приезду Виктора Ивановича, не верила ему и в то же время советовалась с ним.
5) В старинном громадном камине, (НЕ)СМОТРЯ на тёплый весенний день, пылали дрова.
Ответ: 24
14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) Сидя (НА)ВЕРХУ длинной деревянной стремянки, библиотекарь (ИССИНЯ)ЧЁРНЫМ вороньим крылом сметал пыль с корешков потемневших от времени фолиантов.
2) Когда я работаю (ПО)ДОЛГУ, (БЕЗ)УСТАЛИ, тогда мысли полегче, и кажется, будто мне тоже известно, для чего я существую.
3) Шансов (НА)ВСТРЕЧУ с каким-нибудь судном было мало: во́ды эти находятся вдали от оживлённых морских путей, но ВСЁ(ЖЕ) надежды мы не теряли.
4) (ВО)ВРЕМЯ разговора лицо у мамы было таким перепуганным, что я на всякий случай закрыл глаза и уткнулся ей (В)БОК.
5) (В)ПОСЛЕДСТВИИ он часто вспоминал ночь, когда они с командой шли в сторону леса (ПО)ТОМУ же безмолвному простору.
Ответ: 34
15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
После широкой Масле(1)ицы с её блинами и гуляниями, после дней, связа(2)ых с языческими празднествами в честь солнца, разрешё(3)ыми церковью как последняя слабость перед трудными неделями, начинался Великий пост. Благодаря множеству заготовок постный стол отличался особой изыска(4)остью. Россия – страна грибов; богатые и бедные заготовляли их сушё(5)ыми, соле(6)ыми в бочках, маринова(7)ыми. Да и прочих соле(8)ий и варе(9)ий было немало.
Ответ:2347
16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
Запишите номера этих предложений.
1) Вертолёт незаметно набрал высоту над хребтами и в его тонкостенной звеневшей кастрюльным набатом утробе стало холодно.
2) Во время прогулки по осеннему лесу меня радует и золото деревьев и глубокие и бодрящие запахи земли.
3) При встрече генерал всегда угощал меня либо засохшими имбирными пряниками либо мятными леденцами.
4) Столько несказанного наслаждения в дивной зелени августовского леса в переполненном запахами влажной травы и дыма костра воздухе.
5) Чем-то хмельным слегка звериным дышит начало осени и после летней истомы это чувствуется особенно сильно.
Ответ: 1235
17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Сонно щурясь от низко стоящего над хребтом солнца (1) зверь (2) следя (3) за истошно горланящей (4) птицей (5) равнодушно скользнул взглядом вниз и вдруг (6) резко вскочив (7) изогнул коромыслом широкую спину.
Ответ: 12567
18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Сарафанов. У меня было звание капитана, меня оставляли в армии, но я демобилизовался. Я служил в артиллерии, а это (1) знаешь (2) плохо влияет на слух. Кроме того (3) я всё перезабыл. Гаубица и кларнет как-никак разные вещи. Вначале (4) я играл на танцах, потом в ресторане, потом возвысился до парков и кинотеатров. Глухота (5) к счастью (6) прошла, и, когда в городе появился симфонический оркестр, меня туда приняли… Ты меня слушаешь?
Бусыгин. Я слушаю (7) папа! Сарафанов. Вот и вся жизнь… Не всё (8) конечно (9) так, как замышлялось в молодости, но всё же, всё же… (По А. В. Вампилову)
Ответ: 12356789
19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Иногда мне начинает казаться (1) что я никуда не выезжал из села (2) что зима никогда не прекращалась (3) и никогда не прекратится (4) и (5) что только в забытой сказке или во сне (6) я слышал про другую жизнь (7) где есть тепло и море.
Ответ: 12457
20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Останавливало меня ужасное чувство (1) что (2) если стану приставать к судьбе и стараться обосновать и осмыслить её баснословный подарок (3) то этот подарок будет вдруг отнят у меня (4) как случилось с чертогом на вершине горы в восточной сказке (5) который исчезал (6) лишь только тот или иной покупатель спрашивал сторожа (7) отчего это издали (8) так ясно
виднеется полоска закатного неба между чёрной скалой и фундаментом.
Ответ: 13457
21. Найдите предложения, в которых тире ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
Ответ: 16
22. Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Я не хочу говорить образно. Я хочу говорить просто. Я читал некогда «Атмосферу» Камилла Фламмариона. (Ю. К. Олеша)
Б) Вдруг неожиданно для себя обнаружишь где-то в красноватом от отблесков неона
небе круг луны – не сияющий, плоский, белый и уж, во всяком случае, не колдовской.
(Ю. К. Олеша)
В) Дождь ходит по Цветному бульвару, шастает по цирку, сворачивает на бульвары направо и, достигнув вершины Петровского, внезапно слепнет и теряет уверенность. (Ю. К. Олеша)
Г) Порой я бегу за чужой улыбкой, вприпрыжку, как за бабочкой бежит натуралист!
(Ю. К. Олеша)
Д) Какая ваза стоит у дверей балкона на лакированной подставке! (Ю. К. Олеша)
1) бессоюзие
2) ассонанс
3) сравнение
4) гипербола
5) анафора
6) аллитерация
7) парцелляция
8) олицетворение
9) риторическое восклицание
Ответ: А7 Б2 В8 Г3 Д9
23. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера
ответов.
1) Рассказчик попал на выставку случайно, не ожидая увидеть там работы
учёных с известными именами.
2) В отличие от профессиональных художников учёные писали свои пейзажи и натюрморты с натуры, а не по памяти.
3) Автор письма удивляется многогранности талантов, проявленных участниками выставки: они не только известные учёные и прекрасные
художники, но и замечательные музыканты.
4) Пейзаж – не только способ отразить природные формы, но и возможность творца проявить свой внутренний мир.
5) Леонов обращает внимание на тенденцию к «космизации сознания» в ХХ веке и в своём письме пытается раскрыть суть этой тенденции в современном искусстве.
Ответ: 145
24. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 5–7 поясняют, раскрывают содержание предложения 4.
2) В предложениях 11, 12 содержится повествование.
3) В предложении 17 представлено рассуждение.
4) Предложение 22 содержит следствие того, о чём говорится в предло-
жении 23.
5) Предложения 33, 34 содержат описание.
Ответ: 13
25. Из предложений 16–19 выпишите один фразеологизм.
Ответ: внутренний мир
26. Среди предложений 20–24 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения, однокоренных слов и форм(-ы) слов(-а). Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ: 24