1 Ответ
Олимпиада по русскому языку для 5, 6, 7 классов.
1. Какое (какие) из сочетаний состоит (состоят) из трех слов (неважно, самостоятельных или служебных), причем части речи у всех трех слов – разные? Выберите один или несколько ответов.
(а) Спросить не у кого;
(б) никому не известно; + (местоимение+отрицательная частица+наречие)
(в) вожатый нашего отряда;
(г) очень много проблем + (наречие+числительное+существительное)
(д) Сочетаний с указанными признаками среди приведенных нет.
2. Какое (какие) из предложений допускает (допускают) более одной интерпретации, обусловленной значением слова «рука»? Выберите один или несколько ответов.
(а) Едва научившись держать в руках кисть, он начал писать картины. +
(б) Есть руками можно не все блюда.
(в) Я испачкал руку, задев свежеокрашенную дверь. +
(г) Подняв руки, поверните корпус вправо, а затем влево.
(д) Все предложения допускают только одну интерпретацию.
3. В какой (каких) из пар между различающимися графически словоформами есть также и морфологические, и лексические различия, но при этом нет фонетических? Выберите один или несколько ответов.
(а) Порча – парча;
(б) постель – пастель;
(в) рад – ряд;
(г) пребывать – прибывать. +
(д) Среди приведенных таких пар нет.
4. В составе какой из приведенных словоформ количество частей слова (морфем) больше, чем в любой из остальных? Выберите один ответ.
(а) Вплавь;
(б) выбрал; +
(в) недоспать;
(г) надоесть.
(д) Во всех приведенных словоформах количество частей слова (морфем) одинаково.
5. В каком (каких) из приведенных слов нет суффикса -ан-? Выберите один или несколько ответов.
(а) Барабан; (нет суффикса) +*
(б) балованный; (суффикс -нн-) +
(в) драный; (суффиксы -а- и -н-) +
(г) хулиган; (нет суффикса) +
(д) Во всех приведенных словах есть суффикс -ан-.
* Ни в одном из представленных слов нет суффикса -ан-.
6. На какое (какие) из приведенных сочетаний букв могут оканчиваться слова или формы слов только одной части речи? Выберите один или несколько ответов.
(а) -тки;
(б) -чу;
(в) -ов;
(г) -он.
(д) Среди приведенных таких сочетаний букв нет.
7. Один лингвист, изучавший существительные – названия людей по профессии, нашел в Национальном корпусе русского языка предложения со словом «дворник». Рассмотрев их внимательнее, он предположил, что не все они могут ему не подойти. Какое (какие) из предложений вызвало (вызвали) у него сомнения? Выберите один или несколько ответов.
(а) По улице опять катили санки, дворники вышли сгребать снег (А. Н. Толстой).
(б) Дворники быстро счищали снег (Г. Каюров). +
(в) Дворники мерно шаркали, сгоняя воду (А. Волос). +
(г) Дворники метлами сгоняли воду с тротуаров (В. К. Кетлинская).
(д) Среди приведенных предложений нет таких, которые вызвали у лингвиста сомнения.
8. Петя получил задание написать сочинение о своей мечте. Учитель прочел написанную работу и сказал, что она нуждается в исправлении: рассказ о случившихся фактах нужно превратить в повествование о том, что еще не произошло (ведь мечта – это то, чего пока еще нет). Как заметил учитель, сделать правку несложно, так как следует изменить только формы глаголов. Вот короткое сочинение Пети. Как я победил в олимпиаде по русскому языку В день олимпиады я встал пораньше. Мама сказала: «Сегодня ответственный день. Удачи!». Когда я очутился у Шуваловского корпуса, здесь уже было много школьников. Один из них спросил: «Лицей № 15?» Я радостно пожал руки ребятам из параллельного класса. Мы вместе поднялись по ступенькам красивого здания. Я отлично справился с заданиями и побывал в МГУ. Помогите Пете выполнить задание учителя.
I. Выпишите из приведенного текста глаголы, форму которых нужно изменить. Расположите глаголы в столбик в том порядке, в каком они встречаются в тексте. Рядом укажите новую форму, если это возможно. Если это невозможно, поставьте прочерк.
II. Сравните основы двух форм глаголов в каждой получившийся паре. Разделите глаголы на группы и добавьте номер группы в каждую строчку. В Группу № 1 должны глаголы, у которых в основе второй формы больше звуков, чем в основе первой; в Группу № 2 – глаголы, у которых в обеих основах одинаковое количество звуков; в Группу № 3 – глаголы, у которых в основе второй формы меньше звуков, чем в основе первой, в Группу № 4 – глаголы, для которых вы не смогли указать новую форму. Образец. написали – напишем – № 3 убедил – — – № 4 Выполняя задание, ориентируйтесь на то, что суффикс прошедшего времени глагола НЕ входит в основу (что соответствует одной из научных точек зрения).