Всероссийская олимпиада по русской литературе, приуроченная к 196-летию Л. Н. Толстого «Наследие Льва Толстого»
1 Ответ
1. Какой литературный критик не только впервые ввел понятие «диалектики души» в отношении творчества Л.Н. Толстого, но и предвосхитил его применение в контексте экзистенциальной философии XХ века?
А.В. Дружинин
Н.Г. Чернышевский +
Д.И Писарев
В.Г. Белинский
2. С каким литературно-художественным журналом связано раннее творчество Л.Н. Толстого?
«Современник» +
«Русский вестник»
«Отечественные записки»
«Библиотека для чтения»
3. К какому циклу относятся рассказы «Набег» и «Рубка леса», и как они отражают толстовскую концепцию «срывания всех и всяческих масок» в контексте военной прозы XIX века?
Цикл «военных рассказов» Л.Н. Толстого
«Солдатские рассказы» Л.Н. Толстого
«Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого
«Кавказские очерки» Л.Н. Толстого +
4. В выражении «Дубина народной войны поднялась со всею своею грозной и величественной силой» из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» используется сложный троп, сочетающий в себе черты нескольких стилистических фигур. Какая из них является доминирующей, отражая философскую концепцию автора о роли народных масс в истории?.
Синекдоха
Метафора
Гипербола
Аллегория +
5. Кому из персонажей романа «Война и мир» принадлежат слова «Научи меня, что мне делать, как мне исправиться навсегда, навсегда, как мне быть с моей жизнью…»
Марья Болконская
Наташа Ростова +
Элен Курагина
Соня Ростова
6. В каком романе Л.Н. Топстого «мысль семейная» не только является ведущей, но и служит призмой для исследования социальных противоречий российского общества второй половины XIX века в контексте теории «разрушения эстетики»?
«Война и мир» +
«Крейцерова соната»
«Анна Каренина»
«Воскресение»
7. Кто из русских писателей ХХ века не только продолжил традиции Л.Н. Толстого в изображении войны, но и развил его концепцию «диалектики души» применительно к новым историческим реалиям, создав эпическое полотно народной жизни?
Б.Л. Пастернак
А.И. Солженицын
B.С. Гроссман
М.А Шолохов +
8. Какое произведение, ставшее последним законченным художественным текстом Л.Н. Толстого, наиболее ярко воплощает его позднюю философию непротивления злу насилием в контексте социальной несправедливости и классового неравенства в России начала ХХ века?
«Хаджи-Мурат»
«Фальшивый купон» +
«После бала»
«Божеское и человеческое»
9. Как эволюционировал творческий метод Л.Н. Толстого от классического реализма к синтезу ревлистического и модернистского письма, предвосхитив развитие литературы XX века?
Метареализм
Социалистический реапизм
Психологический реализм +
Критический реализм
10. В каком драматическом произведении Л.Н. Топстого отразилось не только его увлечение цыганской культурой, но и глубокий анализ социальных противоречий российского общества конца XIX века через призму межкультурных отношений?
«Живой труп» +
«Власть тымы»
«И свет во тьме светит»
«Плоды просвещения»
11. Какие педагогические труды Л.Н. Толстого для народной школы не только способствовали распространению грамотности, но и отражали его философскую концепцию «свободного воспитания» в контексте развития образования в России XIX века?
«Азбука», «Новая азбука» +
«Родное слово», «Детский мир»
«Наш друг, «Книга для чтения»
«Русская речь», «Трамматика»
12. Какие басни Л.Н. Толстого, наряду с воспитанием нравственных качеств, отражают его философскую концепцию единства всего живого и идею взаимопомощи как основы гармоничного общества?
«Мышь полевая и мышь городская», «Обезьяна и горох», «Писица и виноград»
«Белка и волк», «Царь и сокол», «Комар и пев»
«Муравей и голубка», «Отец и сыновыя», «Лгун» +
«Два товарища», «Лев и собачка», «Осеп и пошадь»
13. Какие сказки Л.Н. Толстого, помимо фольклорных мотивов, содержат элементы его философско-этического учения и отражают концепцию «опрощения» в контексте критики цивилизации?
«Царь и рубашка», «Ореховая ветка», «Как мужик убрал камень»
«Работник Емельян и пустой барабан», «Где любовь, там и Бог», «Чем люди живы»
«Липунюшка» «Два брата» «Уж»
«Три медведя», «Волга и Вазуза», «Мальчик с пальчик» +
14. Какому персонажу из произведений Л.Н. Топстого принадлежит цитата, отражающая авторскую концепцию «наполеонизма» и ее влияние на формирование личности в контексте философии экзистенциализма: «Меня считают злым человеком, я знаю, — и пускай! Я никого знать не хочу, кроме тех, кого люблю; но кого я люблю, того люблю так, что жизнь отдам, а остальных передавлю всех, коли станут на дороге»?
Николай Ростов
Анатоль Курагин
Борис Друбецкой
Федор Долохов +
15. Из какого философско-публицистического произведения Л.Н. Толстого взята цитата, отражающая его критику официальной религии и поиск истинной веры в контексте духовного кризиса интеллигенции конца XIX века: «Как теперь, так и тогда явное признание и исповедание православия большею частию встречапось в людях тупых, жестоких и безнравственных и считающих себя очень важными. Ум же, честность, прямота, добродушие и нравственность большею частью встречались в людях, признающих себя неверующими»?
«Исповедь» +
«В чем моя вера?»
«Царство Бажие внутри вас»
«Религия и нравственность»