1 Ответ
9 класс
Задание 1. (Фонетика. Орфоэпия)
Найдите слово (слова), в котором (или в которых) встречается тот или иной звук.
1) [Т]
1)Отдать медаль
Отправить вдаль
Детский фестиваль
Продать рояль
Отчего печаль?
4)[Ш’] — нет этого звука в словах
4)Межъярусный карниз
Расчудесный сюрприз
Бесформенный эскиз
Бесшумный бриз
2) [Ж]
2)Кошка в сапожках
Кружка и ложка
Немножко картошки
Ешь понемножку
Грабёж понарошку
Ждали подружку
Лягушка-квакушка
5)[Ц]
5)Спешное бегство
Чудесное средство
Нежные чувства
Изящные искусства
3) [Ы]
3)Месяц гладит камыши
Сквозь сирени шалаши
Всё – душа, и ни души.
Всё – мечта, всё – божество,
Вечной тайны волшебство,
Вечной жизни торжество.
(И. Северянин)
6)[О]
6)Ни о чем не нужно говорить,
Ничему не следует учить,
И печальна так и хороша
Темная звериная душа…
(О. Мандельштам)
Задание 2. (Графика. Орфография)
Даны удвоенные согласные: гг, дд, жж, мм, нн, рр, тт.
(А) гг, дд, жж;
(Б) мм, нн, рр;
(В) гг, мм, рр; +
(Г) гг, рр, тт;
(Д) жж, мм, тт.
Выберите такую комбинацию удвоенных согласных, которая встречается только в словах иностранного происхождения?
Задание 3. (Словообразование. Этимология)
Как известно, одна и та же приставка может вносить разное значение в образуемые
при её помощи слова.
1.Как называется подобное языковое явление?
2.Найдите лишнее слово в каждой строке. Обоснуйте свой ответ.
• набрать, набросить, насолить, насушить
• закричать, зашуметь, захвалить, запрягать
• подлечить, подбежать, подплыть, подъехать
• приклеить, приговаривать, пританцовывать, присвистывать
Задание 4. (Лексика. Фразеология)
Даны синонимичные словосочетания, состоящие из русских по происхождению слов. Подберите иноязычное слово, называющее то же понятие. Подсказка: искомые иноязычные слова начинаются на букву П и расположены в строгом алфавитном порядке.
Синонимичные словосочетания
Иноязычное слово
1.Внезапное смятение, проявление страха — паника
2.Неожиданное явление, оборот дела — пассаж
3.Краткий перерыв, временной промежуток — пауза
4.Родной дом, домашний очаг — пенаты
5.Глубокое уважение, почтительное отношение — пиетет
6.Неожиданное обстоятельство, внезапная перемена — перипетия
7.Вид вдаль, вид на будущее — перспектива
8.Исходный пункт, отправная точка — плацдарм
9. Свобода взглядов, многообразие оценок — плюрализм
10. Определенное расположение, точка зрения — позиция
Задание 5. (Диалектология)
Проанализируйте грамматические формы глаголов в высказываниях носителей кубанских говоров. Обратите внимание, что высказывания подаются приёмом малограмотного письма, которое передаёт основные особенности произношения. Какая грамматическая(ие) особенность(и) встречае(ю)тся в глагольных формах во всех контекстах?
1. Лабагре΄йки ско΄сють, снапы΄ павя΄жуть, пасклада΄ють адо΄нки э΄ти, а пато΄м
мало΄тють (ст-ца Архангельская Тих. р-на).
2. Чу΄ла, шо лыхома΄нку комари΄ пэрэно΄сють (пос. Гаркуша Темрюк. р-на).
3. Лапшу΄ ката΄ють, кры΄шуть (ст-ца Геймановская Тбил. р-на).
4. На диржа΄к адива΄лась каса΄, и ко΄сють (ст-ца Некрасовская Усть-Лаб. р-на).
5. У фсе΄х де΄них мно΄га, машы΄ны, абря΄ды ка΄жный день но΄выйи но΄сють (ст-ца Новолабинская Усть-Лаб. р-на).
6. Дни тры у цвита΄х во΄дють (ст-ца Новотитаровская Дин. р-на).
Задание 6. (Морфология)
Образуйте от приведенных ниже слов формы множественного числа.
Борт, год, дом, доктор, корпус, колокол, тон, пропуск, образ, рог, мех, шторм.
Ответ: борта, годы/года лдопустимы оба варианта), дома, доктора, копруса, колокола, тоны, пропуски, образы, рога, меха, штормы.
Задание 7. (Синтаксис)
Определите, каким членом предложения является выделенное в предложении слово?
1. Учиться – дело нужное.
2. Он будет учиться хорошо.
3. Сам спать не спит и другим не дает.
4. Все просили ее спеть.
5. Он пошел в лес развеяться.
6. Он решил развеяться.
7. Он решил быть учителем.
8. У него было большое желание учиться.
9. Я прошу тебя не вешать нос.
10. Я пришла мириться.
Задание 8. (Текст)
1. Прочитайте древнерусский текст (предложение), переведите его, выполните задания к нему.
Мати его бѣ тѣлъмь крѣпъка и сильна яко же и моужь; яще бо кто и не видѣвъ ея, ти слышааше ю бесѣдоующю, то начьняше мьнѣти моужа ю соуща.
Какое значение имеет в данном контексте глагол бесѣдовати ?
2. Какое значение имеет в данном контексте слово моужь ?
3. Приведите слова современного русского языка, однокоренные со словом мьнѣти .