1 Ответ
4 класс
Задание 1
Мальчик Тимоша очень волновался перед диктантом по русскому языку, поэтому попросил свою старшую сестру Варю объяснить ему несколько правил правописания приставок. После того, как Варя всё объяснила, она попросила брата распределить несколько слов на группы, чтобы убедиться в том, что он всё понял. Вот эти слова: спасать, скорчить, сгрести, сбавить, стащить, сдать
1. Распределите данные слова на две равные группы и объясните принцип деления.
2. Добавьте в каждую из групп ещё по два слова. Аргументируйте свой ответ.
Задание 2
Тимоша узнал, что фразеологизмы в русском языке могут быть синонимами по отношению друг ко другу. Помогите ему подобрать по одному синониму к выбранным фразеологизмам. Укажите значения фразеологизмов.
Со всех ног; рукой подать; яблоку негде упасть; не покладая рук; как ветром сдуло.
Задание 3
Учитель русского языка Варвара Матвеевна загадала два термина, очень похожих в произношении. Оба обозначают разделы науки о языке. Один изучает части слова, а второй – слова и их формы.
Назовите два термина, которые загадал учитель. Дайте им определение.
Предложите по три термина, относящихся к каждому из загаданных разделов науки о языке.
Ответ: морфемика и морфология
По заданным морфемам отгадайте задуманные имена существительные, запишите их. Обратите внимание, что в морфемах могут происходить чередования.
1) ¬ – как в слове переезд, ∩ – как в слове городской, ∧ – ножка, € – форма ж. р., ед. ч., И. п., I скл.
2) ∩ – грузить, ∧ – домовой, ∧ – домик, € – форма м. р., мн. ч., Т. п., II скл.
3) ¬ – обвал, ∩ – подъезд, ∧ – грузчик, € – форма м. р., мн. ч., Р. п., II скл.
4) ¬ – сделать, ∩ – крепко, ∧ – близкий, € – форма ж. р., ед. ч., В. п., I скл.
Ответ: в первом задании приставка должна быть такая же как в слове переезд, а в нём, как известно, приставка -пере. Следующее слово городской и мы должны взять из него корень, это -город, следом идёт слово домик и нам нужно взять суффикс, это -к, и далее нужно определить окончание по подсказкам, это слово женского рода в единственном числе в именительном падеже, то есть окончание должно быть -а. Составляем полностью слово и у нас получается перегородка. Следующие задания немножко посложнее, потому что в конечном результате должно получиться слово во множественном числе, но при этом в разных падежных формах, в частности, в творительном падеже либо в родительном падеже, поэтому это очень важно учитывать. Итак, получившиеся слова должны быть такие: 2) грузовиками 3) объездчиков, 3) скрепку
Задание 5
Изучите словарную статью. В каком словаре встречаются такие словарные статьи? Приведите хотя бы один пример такого словаря русского языка. По образцу составьте свою словарную статью для слова учебник.
КАРАНДА́Ш, -а, муж. Письменная принадлежность – деревянная палочка со стержнем из смеси глинистой массы с графитом. Цветные карандаши (с добавлением красителя). Чертёжный к. Автоматический к. (с выдвигающимся стержнем). На к. взять (взять на заметку что-н.; разг.). Чертёж в карандаше (сделанный карандашом).
Ответ: например, словарь Ожегова.
Учебник, -а, муж. Школьная книга.