1 Ответ
Задание 1. Ученик из слова олимпиада составил следующие слова:
Пила, олимп, лампа, плод, мода, диплом, лом, пол, идиома, лад.
В каких словах встречаются звуки, отсутствующие в слове олимпиада?
В слове олимпиада есть звуки [а л’ и м п’ и а д а]
Теперь транскрипция остальных слов [п’ила, ал’имп, лампа, плот, мода, д’иплом, лом, пол, ид’иома, лат].
Теперь чётко видно, в каких словах есть те звуки, которых нет в слове олимпиада, это:
пила — в этом слове звук Л твёрдый, а в слове Олимпиада он мягкий.
олимп — разные по звонкости / глухости звук П.
лампа — звуки Л и П отличаются по звонкости / глухости.
А также: плод, мода, диплом, лом, пол, идиома, лад.
Задание 2. На какие группы можно разделить следующие слова? Выделите корни в словах.
Барс, барсук, барский, барствовать, барсовый, барсучонок, барство.
Задание 3. В каком ряду пропущена одна и та же гласная? Выпишите этот ряд слов.
А) прЕбывать в городе, прЕзирать врага, прЕвратный; +
Б) прЕдаться мечтам, прЕклонить голову, прИтворить дверь;
В) прЕтерпеться к неудобствам, прИстанище, прЕступить закон.
Задание 4. Определите значение данных диалектных слов. Обратите внимание на лексическое значение, содержащееся в корне слова.
Утиральник — полотенце
курник — свадебный пирог с курицей
опадь — падать, опадающий
ушкан — заяц
крутень — метель, вьюга
Задание 5. Известный лингвист А.Б. Шапиро назвал слова категории состояния «беспризорными». Почему ученый так назвал слова категории состояния?
Ответ: это сллва, который сложно отнести к какой-либо части речи. Например: холодно, тепло, нельзя.
Задание 6. Какой частью речи являются выделенные слова.
Как я рад нашей встрече! (Рад — это краткое прилагательное)
Мы должны беречь природу! (Должны — это кр. прилагательное)
Как он смел! (в данном слове слово смел является кратким прилагательным)
Как он смел? (Это глагол)
Это был тот самый город. (Самый — это прилагательное)
Задание 7. Прочитайте текст, выполните задания.
1) Найдите в тексте сравнения. Как они выражены?
2) В предложении 2 подчеркните главные и второстепенные члены предложения.
(1) Слово — звезда. (2) В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. (3) Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку, на его путях в пространстве и времени.
(4) Бывает, погасшая для себя звезда, для нас, людей на земле, горит еще тысячи лет. (5) Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной.
Задание 8. Дано предложение: Танцующие, танцующие с поющими, — поющие.
Сколько в этом предложении знаменательных слов? Можно ли однозначно ответить на этот вопрос?
Задание 9. Какие ошибки допущены в следующих предложениях? Назовите и исправьте эти предложения.
1) Задев ветку, она медленно закачалась.
2) Лежащие комья снега на ветвях давили их книзу. (Вероятно, правильнее сказать — комья снега, лежащие на ветвях, давили их книзу)
3) Неожиданно отпрянув, у меня слетела шапка.
4) Папа привез из командировки памятные сувениры. (Сувениры не могут быть памятными, потому что слово сувениры уже означает, что это нечто памятное, поэтому это словосочетание употреблять недопустимо)
5) Она умела смотреть прямо в глаза с правдой. (Смотреть правде в глаза)
Задание 10. Не задумывался ли ты вести подкасты (подкаст – это тематическая аудиопрограмма, которую можно слушать онлайн или скачать для дальнейшего прослушивания) о русском языке? Какую бы тему русского языка ты выбрал для записи подкаста? Напиши сочинение-миниатюру.