Напишите целостный анализ рассказа Вы можете опираться на вопросы или выбрать собственный путь анализа. Работа должна представлять собой связный, завершённый текст.
1. Как бы вы определили жанр текста?
2. В чем специфика речи персонажей?
4. Как противопоставлены «апраксинцы» (купцы, торговавшие в Апраксином дворе) и гостинодворы (купцы, торговавшие в Гостином дворе)?
5. С помощью каких художественных средств созданы образы персонажей?
Н. А. Лейкин (1841—1906) Свет Яблочкова
Угол Гостиного двора, выходящий к часовне, где стоят саечники, освещён электрической свечой Яблочкова1. Естественное дело, что это зрелище собрало народ. Все дивуются новинке.
— Поди ж ты, как народ ухищряется! — восклицает пожилой извозчик.— Разбери теперича, что тут горит: огарок не огарок, кислота не кислота, и масла не видать.
— Лектричество, — поясняет ему саечник, старожил Гостиного двора.— С начала поста его тут мастерили, а вот теперь вышло дозволение от начальства — зажгли.
— Ну, а что такое лектричество? Какой состав оно в себе содержит?
— Да разный. Тут и тюлений жир, надо полагать, и скипидар, а больше дух от них. Газ — это кислота, а лектричество — дух, наподобие пара. Там, внутри Гостиного двора, на важне2 машина устроена — вот его по проволокам и накачивают сюда.
1 Ответ
1. Жанр текста
Текст можно отнести к жанру социально-бытовой прозы или рассказа с элементами сатиры. Он изображает повседневную жизнь людей, их взаимодействие, а также отношение к новым технологиям (в данном случае — электричеству) через призму их восприятия и понимания, что создает комические и порой абсурдные ситуации.
2. Специфика речи персонажей
Речь персонажей колоритна и наполнена народным колоритом. Каждый говорит на своем языке, отражающем социальный статус и уровень образования. Извозчик, например, задает простые, но наивные вопросы, демонстрируя свою неосведомленность в новых технологиях, тогда как саечник, являясь старожилом, пытается объяснить, используя свои термины, которые кажутся забавными и нелепыми. Эти диалоги показывают разрыв в понимаемом между различными социальными слоями.
3. Противопоставление «апраксинцев» и «гостинодворцев»
Апраксинцы олицетворяют торговлю и быт, отличающиеся простотой и традиционностью, в то время как гостинодворцы представляют собой более высокий слой купечества, ассоциирующийся с новыми технологиями и инновациями. Взаимодействие и конфликты между ними могут символизировать противостояние традиционных и современных подходов в бизнесе и жизни в целом. Это противостояние становится особенно заметным в восприятии новинок, как, например, в случае с электрической лампочкой.
4. Художественные средства и образы персонажей
Образы персонажей создаются с помощью различных художественных средств:
Диалоги: Использование живой разговорной речи, местечковых словечек и профессионального жаргона. Это позволяет создать яркие, запоминающиеся образы и передать атмосферу того времени.
Контрастные характеристики: Персонажи описаны с акцентом на их различия — извозчик с незнанием о технологии противопоставляется более осведомленному старожилу, что подчеркивает разрыв в восприятии мира.
Комические элементы: Смешные определения и абсурдные ответы о составе электричества добавляют легкости и создают комическую атмосферу, а также критикуют незнание и предвзятость разных слоев общества.
Эти средства вместе формируют яркую картину, показывающую не только быт, но и менталитет людей того времени.
Текст зафиксирован на уникальность https://text.ru/antiplagiat/66f657bc64217