1 Ответ
4 класс
1.
Перед вами транскрипция (фонетическая запись) слов. Запиши эти слова буквами по правилам орфографии.
[баица] — боится
[м’эснас’т’] — местность
[б’эзна] — бездна
[л’ох’к’иj] — лёгкий
[игзам’ин]- экзамен
2.
«Да или Нет». Верно ли, что __
1. Хвостливый – пишу о в корне, проверочное слово хвост — нет
2. Морфология раздел языкознания, который изучает слово как часть речи — да
3. Сел, съел, сяду, съешь – в каждом слове количество букв и звуков совпадает. — нет, не верно (сел — [с’эл], съел — [сй’эл], сяду — [с’аду], съешь — [сй’эш]). Как видно в последнем слове букв пять, а звуков четыре.
4. В слове «моторостроение» — 2 варианта расстановки знака ударения — нет
5. Жителей Тюмени называют тюмяки — нет
6. Фразеологизм Съесть пуд соли — это хорошо узнать друг друга — да
7. В русском языке 6 гласных и 36 согласных звуков, что соответствует общему количеству букв. — нет
3.
Найди и исправь ошибки.
1. Запиши на строчках красивым разборчивым почерком слова с ошибками в той же последовательности и в той же форме, что и в тексте.
2. Выпишите из текста слова, в которых мягкий знак «ничего не смягчает и ничего не разделяет» (не обозначает мягкость предшествующего согласного и не играет разделительную роль). Слова пишите в той форме,
в которой они стоят в тексте.
Вот и наступил сентябрь! Видишь, деревья желтеют, краснеют, готовятся к зиме. Скоро зима: вюга, метель, тёмные ночи и сильный мароз. Но пока только льют дожди, халодает. Так и хочется лечь под тёплый плет, выпить горячего чайку и пачитать харошую книгу!
Ответ 1 — вюга, мароз, халодает, плет, пачитать, харошую.
Ответ 2 — видишь, лечь (в данном случае мягкий знак никак не влияет на мягкость предшествующих согласных, поскольку звук «ш» всегда твёрдый, вне зависимости, что стоит после него, а звук «ч», наоборот, всегда мягкий, опять же, вне зависимости, что стоит после него)
4.
Распредели слова по группам. Запиши номер слова в строке с выбранной группой:
1) мозоль, 5) мадам, 9) какао, 13) тюль
2) повидло, 6) непоседа, 10) чистюля, 14) пальто,
3) сулугуни, 7) шампунь, 11) сани, 15) Бали,
4) чернила, 8) кофе, 12) знамя, 16) сирота.
Группы:
А) существительные мужского рода — 8, 13, 3, 7, 15
Б) существительные женского рода — 1, 5
В) существительные среднего рода — 9, 2, 14, 12
Г) существительные общего рода — 6, 10, 16
Д) существительные, не имеющие категории рода — 11, 4
5.
Отгадайте фразеологические загадки.
1) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
2) Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.
3) Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дел; её не сваришь с тем, с кем трудно сговорится; её «просит» рваная обувь; она в голове у путаников.
4) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
5) Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из неё
сухими.
6) Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут или дергают, заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.
Ответ: 1. Нос 2. Ветер 3. Каша 4. Уши 5. Вода 6. Язык
6.
Расставь ударение в словах.
ветеринарИя, Искра, жалюзИ, ломОта, тОрты, договОр, Иконопись, срЕдства, начАвший, мАркетинг.
7.
Прочитайте предложения. Выберите и запишите номера предложений, в которых существительное в форме именительного падежа является главным членом предложения.
1. Это он, наш друг!
2. Мы видим корабль!
3. Пирог испечён не для нас.
4. Что такое архипелаг?
5. Вот тебе и подарок!
6. Дяденька, покажите фокус.
7. Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое.
8. Здравствуй, зимушка-зима!
9. Я, правда, плохо помню тот день.
Ответ: 1, 3, 4, 6, 7