1 Ответ
Задания по Русскому языку 11
Задание 1. Прочитайте текст. Выполните задания к нему. В тексте некоторые слова выделены.
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей»
[А. С. Пушкин. Пророк: «Духовной жаждою томим…» (1826)]
Установите соответствия, то есть соотнесите то или иное выделенное слово с исторически однокоренными с ним словами в каждом блоке (список слов А, Б и В). В каждом блоке (списке) таких слов не может быть менее двух.
Например, дан ряд слов в блоке Г:
пускать
пучок
пустовать
отпуск
перепутать
запрещение
допущение
Устанавливаем, что часть слов этого ряда исторически родственна словоформе пустыне в данном тексте. Следовательно, верными ответами для слова пустыне будут пускать, пустовать, отпуск, допущение.
пустыне
воззвал
пророк
виждь
внемли
обходя
глаголом
жги
сердца
умилить
пронять
внушить
внимать
внешний
пройма
пронзить
снедь
вселенная
объёмный
Ответ: внемли — пронять, внимать, пройма, объёмный
Задание 2. Блок Б
Ряд слов: согласие, глашатай, глыба, оглядеться, гоготать,
заглотить, голевой, перегласовка, глаголати, глубочайший.
пустыне
воззвал
пророк
виждь
внемли
обходя
глаголом
жги
сердца
согласие
глашатай
глыба
оглядеться
гоготать
заглотить
голевой
перегласовка
глаголати
глубочайший
Ответ: глаголом — согласие, глашатай, перегласовка, глаголати
Задание 3. Блок В
Ряд слов: осерчать, сероватый, разрядиться, сердолик (полудрагоценный камень),
усреднение, посерёдке, серёжки, усердие, обряд, сретение.
пустыне
воззвал
пророк
виждь
внемли
обходя
глаголом
жги
сердца
осерчать
сероватый
разрядиться
сердолик (полудрагоценный камень)
усреднение
посерёдке
серёжки
усердие
обряд
сретение
Ответ: сердца — осерчать, усреднение, посерёдке, усердие
Задание 4. Выберите правильный ответ.
Среди выделенных в тексте слов
в словоформе жги две морфемы: корень и нулевое окончание
в словоформе жги три морфемы: корень -жг-, словообразовательный суффикс -и- и нулевое окончание
в словоформе жги три морфемы: корень -жг-, формообразующий суффикс -и- и нулевое окончание +
в словоформе жги три морфемы: корень -жг-, нулевой глагольный суффикс и окончание -и
Задание 5. Порядковые числительные А и Б участвуют в образовании сложных слов. Данные о частотности некоторых таких слов в НКРЯ1 приводятся в таблице ниже.
Основа числительного Б входит в состав существительного В, которое образуется сложносокращённым способом и близко по значению словам отходы, мусор, утиль. От числительного А образуются существительные Г и Д. Г и Д синонимичны в контекстах, в которых речь идёт о географии. Г содержит на одну морфему больше, чем Д.
Какие слова зашифрованы буквами А–Д? Напишите начальные формы.
Задание 6. Б
Задание 7. В
Задание 8. Г
Задание 9. Д
Ответ: 5 -первый, 6 — второй, 7 — вторсырье, 8- первооткрыватель, 9 — первопроходец
Задание 10. Числительное А также участвует в образовании прилагательного, содержащего второй корень – Е. Слово АЕ часто встречается в контекстах, в которых речь идёт об истории. Корень Е встречается и в других сложных прилагательных, самое частотное из которых содержит корень определительного местоимения Ж. Другое частотное сложное прилагательное содержит корни Ж и З. Синонимичное ему прилагательное также содержит корень З, но вместо Ж в нём выступает корень возвратного местоимения И.
Отгадайте зашифрованные прилагательные (напишите их начальные формы).
А + Е = первобытный
Задание 11. Ж + Е = самобытный
Задание 12. Ж + З = самолюбивый
Задание 13. И + З = себялюбивый
Задание 14. Даны примеры из Национального корпуса русского языка.
Пренебрегая опасностью, они ломились в дверь, пока та не рухнула внутрь на каменный булыжник двора. (В.В. Быков)
Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведёт тебя к покаянию? (Послание к Римлянам, синодальный перевод)
Таким образом, нашли, что он мизантроп и пренебрегает приличиями общества. (Ф.М. Достоевский)
Не смотрите на досаду их, пренебрегайте злобу, устремляющуюся на вас… (Н.И. Новиков)
По лествицам стрельниц казанских досягает, кипящий вар, песок, огонь пренебрегает… (М.М. Херасков)
Линда Ашер – маленькая стройная женщина, пренебрегающая косметикой. (С.Д. Довлатов)
Разделите примеры на две равные группы.
Обратите внимание! Первой считается группа, в которую войдёт предложение № 1.
1 группа — 136
2 группа — 245
Задание 15. Предположите, в какой группе примеры более ранние.
1 группа
2 группа +
Задание 16. Какой основной принцип положен в основу деления данных предложений на группы?
Наличие/отсутствие в предложении устаревших слов.
Наличие/отсутствие этимологически родственных слов в предложениях одной группы.
Использование одного из глаголов в прямом/переносном значении.
Управление одного из глаголов. +
Задание 17. Прочитайте текст и выполните задания.
И быша чюдеса безсчисла многа: слѣпии прозираху, хромии хожаху, разслаблены востаху, нѣмии глаголаху, глусии слышаху, во всаком нѣдузе сущии здравии бываху. И что много глаголати, елико нѣ может умъ человечь зрещи безпрѣстани тогда бываемых тмы тмами безсчислѣных неизреченных чюдес.
В тексте встречаем две этимологически родственные глагольные формы, обозначим их W и X. Форма W содержит приставку и тот же вариант корня, который исторически можно выделить в омофонах Y со значением «заботиться о сирых, больных» и Z – «считать недостойным уважения».
Запишите глагольную форму W (в той же форме, в которой она встречается в тексте).
Задание 18. Запишите глагольную форму X (в той же форме, в которой она встречается в тексте). — зрещи
Задание 19. Запишите слово (в словарях это слово даётся с пометой устар.), обозначенное буквой Y. — призирать
Задание 20. Запишите слово современного русского языка, обозначенное буквой Z. — презирать
Задание 21. Запишите перевод на современный русский литературный язык слова глусии из фразы глусии слышаху. — глухие
Задание 22. Выберите вариант ответа, в котором правильно указан исторический корень словоформы нѣдузе.
-нѣдузе-
-нѣдуз-
-уз-
-нѣд-
-ѣд-
-дуз- +
Задание 23. В каком из слов при его изменении нельзя выделить суффикс?
жена +
дочь
сын
мать
зять
Задание 24. В каждой строке установите закономерность и определите «четвёртое лишнее».
сходить (в клуб) – сойти (с поезда) – съехать (с горы) – слететь (вниз)
сходить +
сойти
съехать
слететь
Задание 25. обещать – ранить – крестить – завтракать
обещать
ранить
крестить
завтракать +
Задание 26. мыться – одеваться – краситься – целоваться
мыться
одеваться
краситься
целоваться +
Задание 27. белеть – ловить – чернеть – дымить
белеть
ловить +
чернеть
дымить
Задание 28. В ходе работы над проектом по русскому языку значительная часть данных в таблице была утеряна из-за сбоя программы. Восстановите пропуски, обозначенные буквами А–О. Список утраченных данных поможет вам восстановить пропуски.
Утраченные данные:
указание на наличие звука [j] ([й])
компаньон
тушь
письмо
случаи использования буквы ь («мягкий знак») +
отрежь
Ванька
полозья
бюллетень
мягкость предшествующего согласного
зальём
умывальник
традиционное написание
печь
Соотнесите пропуски А–О с недостающими фрагментами.
Пропуск А:
указание на наличие звука [j] ([й])
компаньон
тушь
письмо
случаи использования буквы ь («мягкий знак»)
отрежь
Ванька
полозья
бюллетень
мягкость предшествующего согласного +
зальём
умывальник
традиционное написание
печь
Задание 29. Пропуск Б:
указание на наличие звука [j] ([й]) +
компаньон
тушь
письмо
случаи использования буквы ь («мягкий знак»)
отрежь
Ванька
полозья
бюллетень
мягкость предшествующего согласного
зальём
умывальник
традиционное написание
печь
Задание 30. Пропуск В:
указание на наличие звука [j] ([й])
компаньон
тушь
письмо
случаи использования буквы ь («мягкий знак»)
отрежь
Ванька
полозья
бюллетень
мягкость предшествующего согласного
зальём
умывальник
традиционное написание
печь
Задание 31. Пропуск Г:
указание на наличие звука [j] ([й])
компаньон
тушь
письмо
случаи использования буквы ь («мягкий знак»)
отрежь
Ванька
полозья
бюллетень
мягкость предшествующего согласного
зальём
умывальник
традиционное написание +
печь
Задание 32. Пропуск Д, Е, Ж, З:
указание на наличие звука [j] ([й])
компаньон
тушь
письмо +
случаи использования буквы ь («мягкий знак»)
отрежь
Ванька +
полозья
бюллетень +
мягкость предшествующего согласного
зальём
умывальник +
традиционное написание
печь
Задание 33. Пропуск И, К, Л:
указание на наличие звука [j] ([й])
компаньон +
тушь
письмо
случаи использования буквы ь («мягкий знак»)
отрежь
Ванька
полозья +
бюллетень
мягкость предшествующего согласного
зальём +
умывальник
традиционное написание
печь
Задание 34. Пропуск М, Н, О:
указание на наличие звука [j] ([й])
компаньон
тушь +
письмо
случаи использования буквы ь («мягкий знак»)
отрежь +
Ванька
полозья
бюллетень
мягкость предшествующего согласного
зальём
умывальник
традиционное написание
печь +
Задание 35. Даны предложения из Национального корпуса русского языка.
Сговаривались было об издании записок, да просят узнать, нельзя ли даром напечатать, насчёт торгового дома. [Д.И. Менделеев. Дневник (1862)]
Но мы хорошо знаем, что не все преподаватели отличаются даром изложения, чего при других существенных достоинствах нельзя от них и требовать. [К.Д. Ушинский. Педагогические сочинения Н.И. Пирогова (1862)]
Самые старые и холодные из нас, даром что сознавали весь комизм своего положения, выказывали тем не менее в эти минуты самые явные знаки восторженности и страстного настроения. [Д.В. Григорович. Корабль «Ретвизан» (1863)]
Ладно, поехали на узенькой лодке, и то было трудно, даром что Амур тут так широк, а очень быстр, надо чёрт знает сколько заходить с лодкой вверх, чтобы переправиться (на 4 вёслах). [П. А. Кропоткин. Дневник (1863)]
Результат в обоих случаях одинаков, но в первом он достаётся даром, во втором – с помощью некоторого труда, – стало быть, разница не в сущности дела, а в личных качествах действующего лица, которые до публики нимало не касаются. [М.Е. Салтыков-Щедрин. В деревне (1863)]
Этот перстень был даром Елизаветы не подданному, но любимому человеку, жизнь которого была ей дорога, священна. [Кондратий Биркин (П.П. Каратыгин). Временщики и фаворитки XVI, XVII и XVIII столетий. Книга первая (1870)]
Распределите эти предложения на три равные группы в соответствии с морфологическим критерием одного из слов. Группой 1 будет группа, в которую войдёт слово из предложения № 1, группой 2 – группа со словом из предложения № 2, группой 3 – группа со словом из предложения № 3.
Группа 1 – 1, 4/5/6 = 15
Группа 2 – 2, 4/5/6 = 36
Группа 3 – 3, 4/5/6 = 24
Задание 36. Компьютерная лингвистика – направление в прикладной лингвистике, ориентированное на использование компьютерных инструментов – программ, компьютерных технологий организации и обработки данных – для моделирования функционирования языка в тех или иных условиях, ситуациях, проблемных сферах.
В современной компьютерной лингвистике широко используется некая функция, которая принимает на вход два слова и возвращает число.
В частности, эту функцию используют такие утилиты, как корректор (автоматически исправляет орфографические ошибки в тексте), Т9 (предсказывает набираемое слово, исходя из набранных ранее букв) и т. д.
В качестве эксперимента группа учёных-этимологов решила применить функцию для сравнения слов русского языка на разных этапах его развития. В результате получилась следующая таблица.
Выберите букву современного русского языка, которая исторически произошла от двух букв.
Г
Ы +
Н
О
А
Задание 37. Напишите ответ в строке (без учета регистра). Заполните пропуск (1) — безпечально
современный русский язык: беспечально только безбожный лиц венец современный Древнерусский язык:
Задание 38. Заполните пропуск (2) — толико
Задание 39. Заполните пропуск (3) — безбожьныи
Задание 40. Заполните пропуск (4) — лиць
Задание 41. Заполните пропуск (5) — немец
Задание 42. Заполните пропуск (6) — веньць
Задание 43. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Едучи с Рациборским на железную дорогу, Кракувка объявил, что он должен брать отпуск за границу и готовиться в Париж, где он получит обязанности более сообразные с его характером, а на его место в Москву будет назначено другое лицо. (2) Эту ночь не спали ещё Розанов и Райнер. (3) Райнер говорил, что в Москве все ненадёжные люди, что он ни в ком не видит серьёзной преданности и что, наконец, не знает даже, с чего начинать. (4) Он рассказывал, что был у многих из известных людей, но что все его приняли холодно и даже подозрительно.
[Н. С. Лесков. Некуда (1864)]
Найдите форму, которая по современным языковым нормам является устаревшей = сообразные
Задание 44. Найдите несогласованное определение и запишите в поле ответа одним словом образованное от него согласованное определение. = заграничный
Задание 45. Выпишите номера предложений, в которых есть однородные придаточные, без пробелов, запятых и иных символов. = 3,4
Задание 46. Тайский лингвист Дыанпхен составила задачу по русскому языку*.
Подберите к каждому предложению соответствующее(-ие) суждение(-я) (утверждение(-я)).
Допускается, что одно и то же предложение может быть отнесено к разным утверждениям.
*Поскольку родной язык Дыанпхен тайский, она испытывает проблемы с пунктуацией: в тайском языке пунктуация отсутствует.
1. Но за душу берёт так что аж на сердце скребёт.
Это предложение с бессоюзной и с подчинительной связью.
Если в этом предложении запятую поставить перед словом ТАК, то значение придаточной части –
следствие. Союз – ТАК ЧТО.
Если в этом предложении запятую поставить после слова ТАК, то значение придаточной части – меры и степени (образа действия) с добавочным значением следствия. ТАК – местоимённое наречие (обстоятельство), ЧТО – союз. +
Если в этом предложении запятую поставить после слова ТАК, то значение придаточной части – образа действия с добавочным значением следствия. ТАК – местоимённое наречие (обстоятельство), ЧТО – союз.
В этом предложении только один вариант: ТАК ЧТО – союз, придаточное следствия.
В этом предложении ТАК – частица, ЧТО – вопросительное местоимение.
В этом предложении ТАК – местоимённое наречие (обстоятельство), ЧТО – союз. Вариантов постановки знаков препинания нет.
Задание 47. 2. Радуйся ничего не задали так что отдыхай.
Это предложение с бессоюзной и с подчинительной связью.
Если в этом предложении запятую поставить перед словом ТАК, то значение придаточной части – следствие. Союз – ТАК ЧТО.
Если в этом предложении запятую поставить после слова ТАК, то значение придаточной части – меры и степени (образа действия) с добавочным значением следствия. ТАК – местоимённое наречие (обстоятельство), ЧТО – союз.
Если в этом предложении запятую поставить после слова ТАК, то значение придаточной части – образа действия с добавочным значением следствия. ТАК – местоимённое наречие (обстоятельство), ЧТО – союз.
В этом предложении только один вариант: ТАК ЧТО – союз, придаточное следствия. +
В этом предложении ТАК – частица, ЧТО – вопросительное местоимение.
В этом предложении ТАК – местоимённое наречие (обстоятельство), ЧТО – союз. Вариантов постановки знаков препинания нет.
Задание 48. 3. У зайца глаза расположены по бокам так что он замечает почти всё вокруг.
Это предложение с бессоюзной и с подчинительной связью.
Если в этом предложении запятую поставить перед словом ТАК, то значение придаточной части – следствие. Союз – ТАК ЧТО.
Если в этом предложении запятую поставить после слова ТАК, то значение придаточной части – меры и степени (образа действия) с добавочным значением следствия. ТАК – местоимённое наречие (обстоятельство), ЧТО – союз. +
Если в этом предложении запятую поставить после слова ТАК, то значение придаточной части – образа действия с добавочным значением следствия. ТАК – местоимённое наречие (обстоятельство), ЧТО – союз.
В этом предложении только один вариант: ТАК ЧТО – союз, придаточное следствия.
В этом предложении ТАК – частица, ЧТО – вопросительное местоимение.
В этом предложении ТАК – местоимённое наречие (обстоятельство), ЧТО – союз. Вариантов постановки знаков препинания нет.
Задание 49. 4. Наша дискуссия ни на что не повлияет так что говорить об этом?
Это предложение с бессоюзной и с подчинительной связью.
Если в этом предложении запятую поставить перед словом ТАК, то значение придаточной части – следствие. Союз – ТАК ЧТО.
Если в этом предложении запятую поставить после слова ТАК, то значение придаточной части – меры и степени (образа действия) с добавочным значением следствия. ТАК – местоимённое наречие (обстоятельство), ЧТО – союз.
Если в этом предложении запятую поставить после слова ТАК, то значение придаточной части – образа действия с добавочным значением следствия. ТАК – местоимённое наречие (обстоятельство), ЧТО – союз.
В этом предложении только один вариант: ТАК ЧТО – союз, придаточное следствия.
В этом предложении ТАК – частица, ЧТО – вопросительное местоимение.+
В этом предложении ТАК – местоимённое наречие (обстоятельство), ЧТО – союз. Вариантов постановки знаков препинания нет.
Задание 50. 5. Человек устроен психологически так что предназначен для труда любви семьи.
Это предложение с бессоюзной и с подчинительной связью.
Если в этом предложении запятую поставить перед словом ТАК, то значение придаточной части – следствие. Союз – ТАК ЧТО.
Если в этом предложении запятую поставить после слова ТАК, то значение придаточной части – меры и степени (образа действия) с добавочным значением следствия. ТАК – местоимённое наречие (обстоятельство), ЧТО – союз. +
Если в этом предложении запятую поставить после слова ТАК, то значение придаточной части – образа действия с добавочным значением следствия. ТАК – местоимённое наречие (обстоятельство), ЧТО – союз.
В этом предложении только один вариант: ТАК ЧТО – союз, придаточное следствия.
В этом предложении ТАК – частица, ЧТО – вопросительное местоимение.+
В этом предложении ТАК – местоимённое наречие (обстоятельство), ЧТО – союз. Вариантов постановки знаков препинания нет.
Задание 51. 6. Он выполнил оба своих обещания так что я счастливая женщина.
Это предложение с бессоюзной и с подчинительной связью.
Если в этом предложении запятую поставить перед словом ТАК, то значение придаточной части – следствие. Союз – ТАК ЧТО.+
Если в этом предложении запятую поставить после слова ТАК, то значение придаточной части – меры и степени (образа действия) с добавочным значением следствия. ТАК – местоимённое наречие (обстоятельство), ЧТО – союз.
Если в этом предложении запятую поставить после слова ТАК, то значение придаточной части – образа действия с добавочным значением следствия. ТАК – местоимённое наречие (обстоятельство), ЧТО – союз. +
В этом предложении только один вариант: ТАК ЧТО