1 Ответ
Задания по Русскому языку 5-6 класс
1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему.
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетётся рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…
[А. С. Пушкин. Евгений Онегин / Глава пятая: «В тот год осенняя погода…» (1826)]
В этимологическом словаре М. Фасмера даётся описание одного слова, которое исторически связано с др.-инд. himás, греч. χεῖμα, лат. hiems. Предположительно его исконное значение – время дождей. От этого слова в русском языке можно образовать глагол с суффиксом -ова- со значением «проводить время». Это слово в тексте
заморозил
снег
кибитка
грозит
зима +
2. В этимологическом словаре М. Фасмера даётся описание одного слова, которое родственно лат. рlесtō, -еrе, др.-инд. рrаc̨nаs. В данном тексте слово этого же корня
путь
больно
плетётся +
салазки
преобразив
грозит
3. Выбранное слово из предыдущего задания имеет следующую структуру.
приставка, корень, суффикс, суффикс
корень, окончание
приставка, корень, окончание
корень, окончание, постфикс (морфема, которая стоит после окончания) +
корень, суффикс, окончание
4. Паронимы – это слова одной части речи, имеющие сходство в звучании (в связи с общим корнем или основой), но различные по значению. Ниже для четырёх пар прилагательных-паронимов указаны существительные, с которыми эти прилагательные сочетаются чаще всего. Существительные приводятся в начальной форме.
Запишите прилагательные в начальной форме.
Пара 1
А: наказание, обращение, расправа – жестокий
Б: контроль, конкуренция, волос – жесткий
Пара 2
А: покров, заболевание, сыпь – кожный
Б: куртка, переплёт, кресло – кожаный
Пара 3
А: визит, ход, удар – ответный
Б: работник, пост, должность – ответственный
Пара 4
А: металл, капуста, карандаш – цветной
Б: платок, платье, ткань – цветастый
5. Однажды Елисей изучал карту и заметил на ней интересный топоним.
Вначале понимание этого топонима вызвало у школьника затруднение, но после внимательного рассмотрения изображения он догадался о его значении. Затем школьник нашёл в интернете несколько примеров ещё с одним словом, в котором есть такое же, как в топониме, явление. Прочитайте примеры, в которых употребляется одно и то же слово. Искомое слово пропущено и отмечено знаком (?).
Со всемъ усердіемъ и со всею рѣвностію устремимся къ должностямъ своимъ, яко устремляется въ жаркій полдень жаждущій (?) ко потоку хладныхъ водъ. [А.П. Сумароков. Слово На день Возшествія на престолъ Ея Величества, Государыни Императрицы Екатерины II]
Любовь все употребляет средства к удовлетворению ея служащия, преображает (?) в тигров, умножается от предстоящих препятствий удовлетворению ея претящих, умаляется превзошед препоны. [А.Н. Радищев. Житие Фёдора Васильевича Ушакова, с приобщением некоторых его сочинений (1789)]
Сколь ни древенъ и ни знатенъ сей городъ, какъ въ старинѣ, такъ и нынѣ, однако собственнаго себѣ герба не имѣетъ, а развѣ почесть тотъ, который носитъ полкъ по немъ прозываемый, и который представляетъ древо ель и подъ нимъ стоящего (?). [В.Ф. Зуев. Путешественныя записки Василья Зуева отъ С. Петербурга до Херсона въ 1781 и 1782 году (1787)]
Запишите пропущенное слово в начальной форме. = олень
Запишите современный вариант этого слова в начальной форме. = олень
Храм Богоявления в Москве некоторые москвичи называют Елоховским собором, потому что находится он в том месте, которое раньше называлось Елохово (по селу Елох). Елисей узнал, что этот топоним имеет такую же особенность, как и все найденные им до этого слова, и является родственным названию растения. Какому?
Выберите верное название растения из списка.
облепиха
мох
ольха +
ель
Все найденные слова являются заимствованиями. Из какого языка?
старославянский +
французский
румынский
древнерусский
4. Изучите фрагменты из «Азбуки» Л. Н. Толстого и ответьте на вопросы. Выберите верное продолжение фразы. Символы К и Ф во фразах «Г въ К» и «В въ Ф» обозначают…
варианты написания букв
звуки в сильной позиции
звуки в слабой позиции +
Какой знак должен быть на месте цифры 1 в следующем фрагменте?
П Е Т Д Ш
Какой знак должен быть на месте цифры 2 в следующем фрагменте?
Е А Я И В
Под каким заголовком помещены следующие примеры?
Б в П
Ж в Ш
З в С +
В в Ф
Е в И
Прочитайте текст.
Выберите правильную морфологическую характеристику слова «его».
имя существительное, родительный падеж
предлог
наречие
притяжательное местоимение +
личное местоимение
Какому слову синонимично слово «худой» в тексте из предыдущего задания?
тощий
некрасивый
нехороший +
стройный
бедный
дырявый +
5. В каком слове суффикс отличается от суффиксов в других словах?
шапочка
юбочка
улыбочка
вазочка +
Запишите суффикс без дефисов, тире и прочих символов, при помощи которого образовано найденное вами слово. = очк
6. Среди данных ниже слов найдите такие, в которых мягкость согласного, обозначенного выделенной буквой, не зависит от последующего звука.
сдёрнуть
(о) весне
тесьма +
мостик
авоська +
косьба +
7. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Иногда по ночам надвигались с гор страшные тучи, шла злобная буря, в шумной гробовой черноте лесов то и дело разверзались волшебные зелёные бездны и раскалывались в небесных высотах допотопные удары грома. (2) Тогда в лесах просыпались и мяукали орлята, ревел барс, тявкали чекалки… (3) Раз к нашему освещённому окну сбежалась целая стая их, – они всегда сбегаются в такие ночи к жилью, – мы открыли окно и смотрели на них сверху, а они стояли под блестящим ливнем и тявкали, просились к нам… (4) Она радостно плакала, глядя на них.
[И.А. Бунин, «Кавказ»]
Выберите номера всех сложных предложений. = 123
Выпишите из текста слово, образованное от существительного со значением «разлив воды». = ливень
Выпишите из текста слово, которым называют азиатского шакала. = чекалка
8. Начинающий лингвист Елисей составил таблицу, показывающую различие букв в словах древнерусского языка и современного русского. Вот что у него получилось.
Выберите букву современного русского языка, которая исторически произошла от двух букв.
О
Ы +
А
Н
Г
Запишите пропуски: хвалити, вотчины, како, самъ, подвиги
9. Прочитайте текст и выполните задания.
Кажется, в 1927 году компания ереванцев решила съездить в < …> монастырь Кехарт. Мы наняли для этого арбу – обыкновенную крестьянскую арбу, уложили на неё одеяла, подушки, провизию, термосы, и покуда два тощих вола волокли эту арбу по пыльной дороге вверх и вверх, мы терпеливо шли за нею пешком. < …> Мы шли по пыльной, немощёной, корявой дороге, между жалких пустырей с выжженной травой, – нам казалось, идём уже день. Прошло часа три, и вдруг среди выжженной желтизны сверкнуло нам навстречу маленькое голубое озерко – такое потерянное, одинокое, никому не нужное в этой пустыне.
[М. С. Шагинян. Дневник (1950)]
Найдите слово, которое в тексте стоит в винительном падеже без предлога, однако при этом является не дополнением, а обстоятельством.
Найдите союз, связывающий описание двух событий, происходящих одновременно.
Найдите в тексте слово, исторически родственное слову пехота, и напишите какой частью речи и каким членом предложения оно является.
Часть речи – наречие
Член предложения – обстоятельства
Найдите в тексте слово, которое не является существительным и которое стоит в форме мужского рода. = 1927 (тысяча девятьсот двадцать седьмом)
10. В русском языке есть группа имён существительных, состоящая из 10 слов. Искусственный интеллект создал на основе этих слов картинки. Посмотрев на картинки, можно понять, какое из слов этой группы зашифровано. Отгадайте слова и запишите их в поле для ответа в начальной форме.= время, семя, знамя