1 Ответ
Задания по Русскому языку 4 класс
1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему.
Удалец-молодец наш приезжает в свою землю, видит, братья его, бродяги, в поле спят. Он пустил своего коня, не стал их будить, сам лёг около и уснул. Братья проснулись, увидали, что брат их воротился в свою землю, легонько вынули у него сонного из пазухи молодильное яблоко, а его взяли да и бросили в пропасть. Он летел туда три дня, упал в подземельное тёмное царство, где люди всё делают с огнём. Вот он куда ни пойдёт — все люди такие кручинные [печальные] и плачут. Он спрашивает об их кручине. Ему сказали, что у царя их одна и есть дочь — прекрасная царевна Полюша, и её-то поведут завтра к змею на съедение; в этом царстве каждый месяц дают семиглавому змею по девице, так уж и ведётся очередь девицам — уж такой у них закон! Ныне наступила очередь до царской дочери.
[Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде]
В этимологическом словаре русского языка М. Фасмера даётся описание одного слова, которое исторически связано с древнеиндийским mr̥dúṣ — «мягкий, нежный, кроткий», древнеирландским mеldасh — «мягкий, нежный, приятный», древнепрусским moldai — «мальчик». В тексте родственными этому слову являются
кручинные и легонько
молодильное и подземельное
подземельное и кручинные
молодец и молодильное +
молодец и удалец
2. В одном из выбранных вами в предыдущем задании слов есть суффикс. Этот суффикс такой же, как и в слове, значение которого
o тот, кто играет на гитаре (сущ.)
o обладающий талантом (прилаг.)
глупый человек (сущ.) +
o уменьшительное к слову мягкий (прилаг.)
3. Паронимы – это слова одной части речи, имеющие сходство в звучании (в связи с общим корнем или основой), но различные по значению. Даны четыре пары прилагательных‑паронимов и имена существительные, с которыми эти прилагательные сочетаются чаще всего. Существительные приводятся в начальной форме.
Пары прилагательных:
искусный – искусственный; +
вечный – вековой; +
болотистый – болотный; +
старинный – старый. +
Соотнесите имена прилагательные и сочетающиеся с ними имена существительные.
Пара 1
Память, мерзлота, покой –
Дуб, устой, традиция –
Пара 2
Кулик, кочка, тина –
Низина, местность, почва –
Пара 3
Полководец, мастер, манёвр –
Интеллект, дыхание, мех –
Пара 4
Друг, лес, привычка –
Мебель, вальс, монета –
4.Однажды Елисей изучал карту и заметил на ней интересное название деревни (топоним).
Вначале понимание этого топонима вызвало у школьника затруднение, но после внимательного рассмотрения изображения он догадался о его значении.
Напишите, какие два слова (имя числительное и имя существительное) легли в основу названия этого населённого пункта. = двоезеры; два, озера
Елисей подумал, что интересное явление в составе звуков и букв топонима не является уникальным. Например, по одной из версий, такое же явление можно наблюдать в фамилии известного русского поэта. Картинка поможет вам определить фамилию поэта.
Запишите только фамилию поэта.= Есенин
5. Ознакомьтесь со списком устойчивых выражений.
Сперва аз да буки, а там и науки.
Стоять фертом.
Иже да како не соврут никако.
Смотреть глаголем.
Что ни бай, а писать веди надо.
Какие слова, встретившиеся в этих выражениях, являются названиями букв кириллицы?
Аз +
Буки +
Там
Ферт +
Иже +
Да
Како +
Никако
Глаголь +
Бай
Веду
Надо
6. Выберите изображение, которым можно проиллюстрировать выражение «стоять фертом». = 2
7.Прочитайте текст. В нём также встречается название буквы кириллицы.
Дед говорил просто:
– Ничего. Ести можно.
Я пока ещё не имел права изображать из себя хозяина и просто показывал большой палец, мол, капуста на ять.
[Виктор Астафьев. Последний поклон (1968–1991)]
Выберите вариант ответа, в котором правильно написана эта буква.
ѣ
Ы
Я +
I
Ь
Ъ
Е
8. Понравилась ли рассказчику капуста?
да +
нет
из текста непонятно
9. Выберите пару, в которой второе слово образовано от первого слова не так, как остальные.
читать – прочитать
плечо – предплечье +
внук – правнук
лёгкий – нелёгкий
10. Коля и Петя – юные лингвисты, которым нравится изучать русский язык. Чтобы никто не разгадал их записи, они придумали несложный шифр, а именно заменили буквы цифрами, обозначающими номера этих букв по порядку в алфавите. Восстановите слова, которые встретились в переписке Коли и Пети.
19, 12, 1, 9, 21, 6, 14, 16, 6 –
25, 6, 18, 6, 5, 16, 3, 1, 15, 10, 6 –
17, 18, 10, 13, 1, 4, 1, 20, 6, 13, 30, 15, 16, 6 –
19, 13, 16, 3, 16, 19, 16, 25, 6, 20, 1, 15, 10, 6 –
Ответ: сказуемое, чередование, прилагательное, словосочетание
11. В предложениях ниже пропущено одно и то же слово. Отгадайте это слово и выполните задания.
Состав: консервированная белая фасоль – 1 банка, консервированная кукуруза – 1 банка, перец болгарский – 2 шт., огурцы маринованные – 2 шт., грецкие орехи – 100 г, чеснок – 2–3 дольки, зелень петрушки или кинзы, масло оливковое/растительное или (постный) майонез. Интересно, салат получится вкусным?
и жёлтый раздражают глаз, голубой и зелёный успокаивают его. [Н. Г. Чернышевский. Возвышенное и комическое (1855)]
Петровну Прокудин усадил в __ угол и всё за ней ухаживал и дочерей к ней подводил, и внуков, и сына Григорья. [Н. С. Лесков. Житие одной бабы (1863)]
Запишите пропущенное слово. = красный
В каком предложении пропущенное слово употреблено в переносном значении? = 3
12. Ученик 4 класса составил таблицу, показывающую различие букв в словах древнерусского языка и современного русского. Вот что у него получилось.
Выберите букву современного русского языка, которая исторически произошла от двух букв.
Н О ГА Ы = Ы
13. Заполните пропуски, пользуясь данными таблиц. = Коупить, домъ, Животая, Княгиня
14. Прочитайте текст и выполните задания.
Туристу, а особо столичному, что надо? Природа ему нужна. По ней он среди асфальта да многоэтажек своих бетонных с осени тосковать начинает, потому что отрезан он от землицы камнем. А камень, он не просто душу холодит, он трясёт её без передыху, потому как неспособен камень грохот уличный угасить. Это тебе не дерево – тёплое да многотерпеливое. И грохот тот городской, шарахаясь от камней да бетона, мечется по улицам и переулкам, проползает в квартиры < …> И уже нет этому сердцу покоя ни днём, ни ночью, и только во сне видит он росные зори и прозрачные закаты.
[Борис Васильев. Не стреляйте в белых лебедей (1973)]
Укажите вариант(-ы), в котором(-ых) даны правильные характеристики выделенных слов как членов предложения.
ней – местоимение
среди – предлог
камень – дополнение
грохот – дополнение
этому – определение
15.Найдите союз, схожий по значению с союзом и. Союз может встретиться в тексте несколько раз. Запишите его только один раз. = да
16. Прочитайте сказку про глагол, которую сочинил искусственный интеллект.
(1) Жили-были в стране Русского Языка глаголы. (2) Они были очень важными, потому что без них трудно рассказать какую-либо историю. (3) Глаголы могли делать всё: бегать, прыгать, летать, плавать, рисовать, петь, танцевать и многое другое. (4) Но у каждого из них были свои признаки, которые делали глаголы ещё более полезными и интересными.
(5) Один глагол был Совершенным Видом. (6) Он мог рассказывать о том, что действие уже закончилось. (7) Например, он мог сказать: «Я уже чай пью».
(8) Другой глагол был Несовершенным Видом. (9) Он мог рассказывать о том, что происходит в данный момент или что будет происходить в прошлом. (10) Например, он мог сказать: «Я уже всё съел» или «Я буду есть».
(11) Третий глагол называл себя Переходным. Он только и делал, что задавал вопросы кого? что?
(12) Четвёртый глагол звался Непереходным. (13) Его действия не могли прямо переходить на предмет. (14) Но он очень любил Винительный Падеж и всегда гордился, что управляет им сам, без предлога!
Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки в характеристике глагола как части речи. Подсказка: внимательно читайте текст и ищите ошибочные утверждения и примеры, связанные с морфологическими признаками глагола.
Ответ: 7, 9, 10, 14