1 Ответ
1. Даны отрывки из литературных произведений и иллюстрации.
Выберите иллюстрацию, которая соответствует данному произведению.
Труд этот, Ваня, был страшно громаден, –|
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотёсцев, ткачей.
2. Выберите иллюстрацию, которая соответствует данному произведению.
Голод в тот год ещё не отпустил, а нас у матери было трое, я самый старший. Весной, когда пришлось особенно туго, я глотал сам и заставлял глотать сестрёнку глазки проросшей картошки и зерна, овса и ржи, чтобы развести посадки в животе, – тогда не придётся всё время думать о еде. Всё лето мы старательно поливали свои семена чистой ангарской водичкой, но урожая почему-то не дождались или он был настолько мал, что мы его не почувствовали. Впрочем, я думаю, что затея эта не совсем бесполезная и человеку когда-нибудь ещё пригодится, а мы по неопытности что-то там делали неверно.
3. Выберите иллюстрацию, которая соответствует данному произведению.
Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который,
Странствуя долго со дня, как святой Илион им разрушен,
Многих людей города посетил и обычаи видел,
Много и сердцем скорбел на морях, о спасенье заботясь
Жизни своей и возврате в отчизну сопутников; тщетны
Были, однако, заботы, не спас он сопутников: сами
Гибель они на себя навлекли святотатством, безумцы,
Съевши быков Гелиоса, над нами ходящего бога, –
День возврата у них он похитил. Скажи же об этом
Что-нибудь нам, о Зевесова дочь, благосклонная Муза.
4. Выберите иллюстрацию, которая соответствует данному произведению.
Десять лет скитальческой жизни оставили в его руках очень немного денег. Он стал работать. Скоро в городских магазинах появились его игрушки – искусно сделанные маленькие модели лодок, катеров, однопалубных и двухпалубных парусников, крейсеров, пароходов – словом, того, что он близко знал, что, в силу характера работы, отчасти заменяло ему грохот портовой жизни и живописный труд плаваний.
5. Выберите иллюстрацию, которая соответствует данному произведению.
Итак, мне пришлось выбирать другую профессию, и я выучился на лётчика. Облетел я чуть ли не весь свет. И география, по правде сказать, мне очень пригодилась. Я умел с первого взгляда отличить Китай от Аризоны. Это очень полезно, если ночью собьёшься с пути.
6. Выберите четыре характеристики, присущие басне как жанру.
аллегоричность +
мораль +
наличие комического (смехового) начала
исключительно поэтическая форма +
герои – всегда животные
краткость +
7. Выберите из приведённых отрывков два, являющиеся фрагментами басен.
Оценивается полностью верный ответ.
«Довольно ль?» – «Нет ещё». – «Не треснула б». – «Не бойсь». +
«Смотри, ты Крезом стал». – «Ещё, ещё маленько:
Хоть горсточку прибрось». –
«Эй, полно! Посмотри, сума ползёт уж врозь». –
«Ещё щепоточку». Но тут кошель прорвался,
Рассыпалась казна и обратилась в прах,
Фортуна скрылася: одна сума в глазах,
И Нищий нищеньким по-прежнему остался.
Преосторожная, прехитрая Лисица, +
Цыплят и кур ловить большая мастерица,
На старости своей так сделалась проста,
Что в западню попалась;
Вертелась всячески, туда-сюда металась,
И вырвалась кой-как, но только без хвоста.
Как в лес бесхвостой показаться?
Плутовка вздумала на хитрости подняться.
Взяв важный и степенный вид,
Идёт в пещеру, где сбиралися лисицы.
Живёт Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До́ светла всё у него пляшет,
Лошадь запряжёт, полосу вспашет,
Печь затопит, всё заготовит, закупит,
Яичко испечёт да сам и облупит.
Попадья Балдой не нахвалится,
Поповна о Балде лишь и печалится,
Попёнок зовёт его тятей;
Кашу заварит, нянчится с дитятей.
Плачет Киска в коридоре.
У неё большое горе:
Злые люди
Бедной Киске
Не дают
Украсть
Сосиски!
Слово царя твёрже сухаря.
Пошлёт на медведя – пойдёшь на медведя, а куда деваться – надо, Федя!
Или дичь и рыба – или меч и дыба.
Обошёл Федот сто лесов, сто болот, да всё зазря – ни куропатки, ни глухаря!
Устал, нет мочи, да и дело к ночи.
Хоть с пустой сумой, а пора домой.
Вдруг видит – птица, лесная голубица, сидит, не таится, ружья не боится…
8. Даны отрывки из произведений и портреты авторов. Соотнесите отрывок из произведения и портрет автора этого произведения.
А) Те из моих читателей, которые не живали в деревнях, не могут себе вообразить, что за прелесть эти уездные барышни! Воспитанные на чистом воздухе, в тени своих садовых яблонь, они знание света и жизни почерпают из книжек. Уединение, свобода и чтение рано в них развивают чувства и страсти, неизвестные рассеянным нашим красавицам. Для барышни звон колокольчика есть уже приключение, поездка в ближний город полагается эпохою в жизни, и посещение гостя оставляет долгое, иногда и вечное воспоминание. Конечно, всякому вольно смеяться над некоторыми их странностями; но шутки поверхностного наблюдателя не могут уничтожить их существенных достоинств, из коих главное: особенность характера, самобытность (individualité), без чего, по мнению Жан-Поля, не существует и человеческого величия.
9. Соотнесите отрывок из произведения и портрет автора этого произведения.
Б) Карась – рыба смирная и к идеализму склонная: недаром его монахи любят. Лежит он больше на самом дне речной заводи (где потише) или пруда, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек для своего продовольствия. Ну, натурально, полежит-полежит, да что-нибудь и выдумает. Иногда даже и очень вольное. Но так как караси ни в цензуру своих мыслей не представляют, ни в участке не прописывают, то в политической неблагонадёжности их никто не подозревает. Если же иногда и видим, что от времени до времени на карасей устраивается облава, то отнюдь не за вольнодумство, а за то, что они вкусны.
10. Соотнесите отрывок из произведения и портрет автора этого произведения.
В) Раз, во время моего детства, няня, укладывая меня спать в рождественскую ночь, сказала, что у нас теперь на деревне очень многие не спят, а гадают, рядятся, ворожат и, между прочим, добывают себе «неразменный рубль». Она распространилась на тот счёт, что людям, которые пошли добывать неразменный рубль, теперь всех страшнее, потому что они должны лицом к лицу встретиться с дьяволом на далёком распутье и торговаться с ним за чёрную кошку; но зато их ждут и самые большие радости… Сколько можно накупить прекрасных вещей за беспереводный рубль! Что бы я наделал, если бы мне попался такой рубль! Мне тогда было всего лет восемь, но я уже побывал в своей жизни в Орле и в Кромах и знал некоторые превосходные произведения русского искусства, привозимые купцами к нашей приходской церкви на рождественскую ярмарку.
11. Соотнесите отрывок из произведения и портрет автора этого произведения.
Г) Однако, не успев отъехать несколько шагов от дома, он вдруг с ужасом вспомнил, что, в сущности, он не имеет права называть себя рыцарем и вступать в борьбу с настоящими рыцарями, так как ещё не посвящён в это благородное звание. Припомнил он и то, что если даже и будет посвящен, так должен ограничиваться употреблением одного «белого» оружия, то есть без девиза на щите, пока не отличится каким-нибудь особенным подвигом.
12. Соотнесите отрывок из произведения и портрет автора этого произведения.
Д) В начале августа жары часто стоят нестерпимые. В это время, от двенадцати до трёх часов, самый решительный и сосредоточенный человек не в состоянии охотиться и самая преданная собака начинает «чистить охотнику шпоры», то есть идёт за ним шагом, болезненно прищурив глаза и преувеличенно высунув язык, а в ответ на укоризны своего господина униженно виляет хвостом и выражает смущение на лице, но вперёд не подвигается. Именно в такой день случилось мне быть на охоте.
13. Что объединяет эти произведения?
«Барышня-крестьянка», «Маттео Фальконе», «Бежин луг»
произведения русской литературы
главные герои – крестьяне +
жанр (новелла, рассказ)
14. Что объединяет этих писателей?
В.А. Жуковский и Ф. Шиллер
сочиняли исторические драмы
Жуковский переводил произведения Шиллера +
оба были знакомы с Пушкиным
15. Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.
И. А. Бунин (1870–1953)
Детство
(1) Чем жарче день, тем сладостней в бору
(2) Дышать сухим смолистым ароматом,
(3) И весело мне было поутру
(4) Бродить по этим солнечным палатам!
(5) Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
(6) Песок – как шёлк… Прильну к сосне корявой
(7) И чувствую: мне только десять лет,
(8) А ствол – гигант, тяжёлый, величавый.
(9) Кора груба, морщиниста, красна,
(10) Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
(11) И кажется, что пахнет не сосна,
(12) А зной и сухость солнечного света.
(1895)
Укажите стихотворный размер (одно слово).- ямб
16. Укажите правильный вариант рифмовки в стихотворении.
кольцевая
перекрёстная +
парная
17. (1) Чем жарче день, тем сладостней в бору
(2) Дышать сухим смолистым ароматом,
(3) И весело мне было поутру
(4) Бродить по этим солнечным палатам!
В строках 1–4 наблюдается
эллипсис
антитеза
градация +
18. Укажите строку, в которой есть сравнение.
(1) Чем жарче день, тем сладостней в бору
(2) Дышать сухим смолистым ароматом,
(3) И весело мне было поутру
(4) Бродить по этим солнечным палатам!
(5) Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
(6) Песок – как шёлк… Прильну к сосне корявой +
(7) И чувствую: мне только десять лет,
(8) А ствол – гигант, тяжёлый, величавый.
(9) Кора груба, морщиниста, красна,
(10) Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
(11) И кажется, что пахнет не сосна,
(12) А зной и сухость солнечного света.
19. Найдите в строках 9–12 изобразительные эпитеты. Выберите эти эпитеты из данного ниже списка слов.
Кора, сухость, солнечного, груба, морщиниста, красна, пахнет, не сосна, солнцем, прогрета, вся, так, света, тепла, кажется, что, зной
20. В строке 4 использован троп. Как он называется? Ответьте одним словом в именительном падеже единственном числе.
21. Укажите, в какой строке использована литота (преуменьшение).
(1) Чем жарче день, тем сладостней в бору
(2) Дышать сухим смолистым ароматом,
(3) И весело мне было поутру
(4) Бродить по этим солнечным палатам! — метафора
(5) Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
(6) Песок – как шёлк… Прильну к сосне корявой
(7) И чувствую: мне только десять лет,
(8) А ствол – гигант, тяжёлый, величавый.
(9) Кора груба, морщиниста, красна,
(10) Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
(11) И кажется, что пахнет не сосна,
(12) А зной и сухость солнечного света.
22. В строках 3, 7, 11 использована фигура речи. Назовите её (ответьте одним словом в именительном падеже единственном числе).
(1) Чем жарче день, тем сладостней в бору
(2) Дышать сухим смолистым ароматом,
(3) И весело мне было поутру
(4) Бродить по этим солнечным палатам!
(5) Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
(6) Песок – как шёлк… Прильну к сосне корявой
(7) И чувствую: мне только десять лет,
(8) А ствол – гигант, тяжёлый, величавый.
(9) Кора груба, морщиниста, красна,
(10) Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
(11) И кажется, что пахнет не сосна,
(12) А зной и сухость солнечного света.= Оксюморон