1 Ответ
1. Даны отрывки из литературных произведений и иллюстрации.
Выберите иллюстрацию, которая соответствует данному литературному произведению.
Подлетела к царскому крыльцу золочёная коляска, в шесть лошадей запряжена, и вышла оттуда Василиса Премудрая – такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать! Взяла Ивана-царевича за́ руку и повела за столы дубовые, за скатерти браные.
2. Выберите иллюстрацию, которая соответствует данному литературному произведению.
Среди обширной канзасской степи жила девочка Элли. Её отец, фермер Джон, целый день работал в поле, мать Анна хлопотала по хозяйству. Жили они в небольшом фургоне, снятом с колёс и поставленном на землю. Обстановка домика была бедна: железная печка, шкаф, стол, три стула и две кровати. Рядом с домом, у самой двери, был выкопан «ураганный погреб». В погребе семья отсиживалась во время бурь. Степные ураганы не раз уже опрокидывали лёгонькое жилище фермера Джона. Но Джон не унывал: когда утихал ветер, он поднимал домик, печка и кровати ставились на места, Элли собирала с пола оловянные тарелки и кружки – и всё было в порядке до нового урагана.= 2 картинка (Волшебник изумрудного города)
3. Выберите иллюстрацию, которая соответствует данному литературному произведению.
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
День прошёл – царица вопит…
А дитя волну торопит:
«Ты, волна моя, волна?
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли –
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!» = 1 картинка
4. Выберите иллюстрацию, которая соответствует данному литературному произведению.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука. = 5 картинка (басня «Лебедь, щука и рак»)
5. Выберите иллюстрацию, которая соответствует данному литературному произведению.
Жила-была женщина; очень ей хотелось иметь ребёнка, да где его взять? И вот она отправилась к одной старой колдунье и сказала ей:
– Мне так хочется иметь ребёночка; не скажешь ли ты, где мне его достать?
– Отчего же! – сказала колдунья. – Вот тебе ячменное зерно; это не простое зерно, не из тех, что крестьяне сеют в поле или бросают курам; посади-ка его в цветочный горшок – увидишь, что будет = 4 картинка (Дюймовочка)
6. 1. Жила-была бедная сиротка Крошечка-Хаврошечка, и попала она к чужим людям, которые её совсем на работе заморили. И то им подай, и другое принеси, и всё им делай./Хозяйка попалась ей сердитая и взыскательная, и было у ней три дочери. Старшую звали Одноглазкой, среднюю – Двуглазкой, а младшую – Триглазкой.
Эти три девицы только и знали, что за воротами сидели да орешки пощёлкивали, а Хаврошечка и шила, и мыла на них, и всё за ними прибирала, хотя за всё это от них доброго слова не слыхала.
Только и отрады было Хаврошечке: выйти погулять в поле, где паслись коровы. = Русская народная сказка
2. Вперёд! Мечом и грудью смелой
Свой путь на полночь пробивай.
Узнай, Руслан: твой оскорбитель
Волшебник страшный Черномор,
Красавиц давний похититель,
Полнощных обладатель гор.
Ещё ничей в его обитель
Не проникал доныне взор;
Но ты, злых козней истребитель,
В неё ты вступишь, и злодей
Погибнет от руки твоей.
Тебе сказать не должен боле:
Судьба твоих грядущих дней,
Мой сын, в твоей отныне воле. = Руслан и Людмила (поэма)
3. Слон-живописец написал пейзаж,
Но раньше, чем послать его на вернисаж,
Он пригласил друзей взглянуть на полотно:
Что, если вдруг не удалось оно?
Вниманием гостей художник наш польщён!
Какую критику сейчас услышит он?
Не будет ли жесток звериный суд?
Низвергнут? Или вознесут? = Слон живописец (басня)
4) Матушка Добрынюшке говаривала,
Матушка Никитичу наказывала:
«Ах ты, душенька Добрыня сын Никитинич!
Ты не езди-тко на гору сорочинскую,
Не топчи-тко там ты малыих змеёнышев,
Не выручай же полону там русского,
Не куплись-ка ты во матушке Пучай-реки;
Тая река свирипая,
Свирипая река, сердитая:
Из-за первоя же струйки как огонь сечёт,
Из-за другой же струйки искра сыплется
Из-за третьей же струйки дым столбом валит,
Дым столбом валит да сам со пламенью». = Добрыня и змей (былина)
5. Миша был послушный мальчик, тотчас оставил игрушки и подошёл к папеньке. Да уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная табакерка! Пёстренькая, из черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвёртый, и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встаёт солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.= Городок в табакерке (сказка)
7. Соотнесите имя героя литературного произведения с портретом автора этого произведения.
Имена героев: Джузеппе (А. Н.Толстой — 2) , Яльмар (Андерсен — 4), Елисей (Пушкин -1).
8. Узнайте героя произведения по изображению.
Напишите только его имя без прозвища (одно слово). = Робин Гуд
9. Выберите две характеристики персонажа, которые ему соответствуют.
колдун
защитник бедных и угнетённых
герой французского эпоса
браконьер
богатырь
10. Что объединяет эти произведения?
«Садко», «Маша и медведь», «Джек и бобовый стебель»
один автор
фольклорные (народные) произведения
одинаковый сюжет
сказки
прозаические тексты
11. Что объединяет этих писателей?
Х.К. Андерсен и А.С. Пушкин
русские писатели
были друзьями
сочиняли сказки
один заимствовал сюжет произведения у другого
были на Кавказе
12. Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.
Н. М. Рубцов (1936–1971)
(1) Моя родина милая,
(2) Свет вечерний погас.
(3) Плачет речка унылая
(4) В этот сумрачный час.
(5) Огоньки запоздалые
(6) К сердцу тихому льнут.
(7) Детки малые
(8) Всё никак не уснут.
(9) Ах, оставьте вы сосочки
(10) Хоть на десять минут.
(11) Упадут с неба звёздочки,
(12) В люльках с вами заснут…
(1964)
Укажите правильный вариант рифмовки в стихотворении.
перекрёстная
парная
13. Найдите в строках 1–4 олицетворение (перенос качества одушевлённого существа на неодушевлённый объект).
Укажите строку, где использовано олицетворение.
(1) Моя родина милая,
(2) Свет вечерний погас.
(3) Плачет речка унылая
(4) В этот сумрачный час.
14. В стихотворении встречаются определения, которые стоят после определяемого слова. Это особая фигура речи. Как она называется?
эпифора
метафора
инверсия
анафора
гипербола
15. Укажите строку, в которой есть фольклорный (постоянный) эпитет (определение, характерное для народной поэзии).
(1) Моя родина милая,
(2) Свет вечерний погас.
(3) Плачет речка унылая
(4) В этот сумрачный час.
(5) Огоньки запоздалые
(6) К сердцу тихому льнут.
(7) Детки малые
(8) Всё никак не уснут.
(9) Ах, оставьте вы сосочки
(10) Хоть на десять минут.
(11) Упадут с неба звёздочки,
(12) В люльках с вами заснут…
Пояснение: В данном отрывке фольклорный (постоянный) эпитет встречается в строке (3) «Плачет речка унылая». Эпитет «унылая» здесь имеет характерное для народной поэзии значение и часто используется для обозначения печали и грусти, что соответствует стилю фольклорного творчества.
16. В какой строке содержится метафора (выражение, употреблённое в переносном значении, иносказание) со значением «наступила ночь»?
(1) Моя родина милая,
(2) Свет вечерний погас.
(3) Плачет речка унылая
(4) В этот сумрачный час.
(5) Огоньки запоздалые
(6) К сердцу тихому льнут.
(7) Детки малые
(8) Всё никак не уснут.
(9) Ах, оставьте вы сосочки
(10) Хоть на десять минут.
(11) Упадут с неба звёздочки,
(12) В люльках с вами заснут…
17. Что значит слово «люлька»?
подушка
детский стульчик
детская коляска
одеялко
детская кроватка
18. Слово «люлька» является
неологизмом (новым словом)
архаизмом (устаревшим словом)
иностранным словом