Международная олимпиада по русскому языку, приуроченная к Международному дню грамотности
«Мастер русского слова».
1 Ответ
1. В каком из приведенных слов смысл меняется в зависимости от позиции ударения?
оптовый
карта
равнина
атлас +
2. Какое из нижеперечисленных слов означает «наполненный трудностями, страданиями, тяжелыми эмоциональными переживаниями»?
радостный
свободный
скорбный +
извилистый
3. В каком примере допущена ошибка при образовании формы слова?
несколько килограмм яблок +
три пары кожаных перчаток
самый умнейший ученик
вторжение захватчиков
4. Выберите грамматически верное продолжение фразы: «Восхваляя своего спасителя,»
позитивные изменения произошли в городе, откуда бежали иноземные захватчики.
горожанами были предприняты все меры для обороны.
князь был встречен с большими почестями.
жители города величали Мстислава Храброго Красным Солнышком. +
5. В каком предложении присутствует синтаксическая ошибка?
Древняя традиция — надевать кольцо в день свадьбы — символизирует стремление и обязательство жить в гармонии с избранником.
В соответствии с инструкцией было решено отправить дефектное устройство в отдел технического контроля.
Многие ученики утверждают, что новый педагог более понятнее объясняет материал.+
Несмотря на сложности, команда успешно завершила проект в срок.
6. В какой группе слов во всех пропусках следует вставить букву «е»?
гр…мировать, ч…довище, расст…лать
св…тофор, оч…редь, гр…б
д…шевизна, бисс…ктриса, бракосоч…тание +
пр…бытие, ч…ртеж, гр…чиха
7. В какой группе слов на месте всех пропусков необходимо писать твёрдый знак (ъ)?
с…езд, в…южный, меж…ярусный
из…ян, ад…ютант, трех…этажный
в…езд, об…ект, под…язычный +
с…ёмочный, об…езд, пред…юбилейный +
8. В каком варианте ответа в глаголе на месте пропуска пишется буква «и»?
заканч..вать +
потч..вать
навьюч..вать +
прислуж…вать +
9. Выберите верный вариант написания:
Сагитьировать
Съагитировать
Сагитировать +
Съагитировать
10. Выберите верный вариант цитирования данной фразы: Знаешь, отчего хороша пустыня? Где-то в ней скрываются родники.
«Знаешь, отчего хороша пустыня? спрашивает у героя повести Маленький Принц. Где-то в ней скрываются родники». »
«Знаешь, отчего хороша пустыня? Спрашивает у героя повести Маленький Принц. Где-то в ней скрываются родники.»
«Знаешь, отчего хороша пустыня?» спрашивает у героя повести Маленький Принц. «Где-то в ней скрываются родники». +
11. В каком случае в предложении «Дед уже давно н(1) читал н(2) книг, н(3) газет и н(4)с кем н(5) обсуждал события общественной жизни» на месте скобок пишется «ни»?
1
2 +
3 +
4 +
5
12. В какой группе все словосочетания пишутся слитно?
прыгнуть (в)высоту, встать (на)цыпочки, свернуть (в)лево
разбежаться (в)рассыпную, сварить (в)крутую, уволить (в)чистую +
двигаться (без)остановки, идти (на)ощупь, сидеть (по)восточному
ударить (с)налету, ответить (с)ходу, говорить (по)русски
13. Что не входит в число обязательных признаков фразеологических оборотов?
Состоят из двух или более слов
Их нельзя заменить синонимом +
Употребляются как одно целое
Всегда имеют переносное значение
14. Стилистически окрашенными причинными союзами являются:
благодаря тому что, так как, поскольку, ввиду того что +
как, будто, словно, точно
а то, как, что, едва
будто бы, лишь, пускай, между тем
15. Как объяснить постановку тире в данном предложении? Ввысь взлетел сокол — жмется уж к земле.
Вторая часть бессоюзного сложного, предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит резкое противопоставление содержанию первой части. +