МЦКО 2024 диагностическая работа по русскому языку 5 класс (демоверсия) по Москве и московской области.
1 Ответ
1. Какое слово из представленных содержит глухой твёрдый согласный звук?
1) чаща
2) гора
3) сила
4) ложь +
2. Укажите слово, в котором верно выделен ударный гласный.
1) повтОришь
2) воротА
3) досУг +
4) (будьте) дОбры
3. Укажите слово, состоящее из приставки, корня, одного суффикса и окончания.
1) поверите
2) полосатый
3) поучение +
4) построили
4. Выберите все верные характеристики выделенного в предложении слова. Роняет лес багряный свой убор. Это слово
1) глагол +
2) употреблено в прошедшем времени
3) употреблено в третьем лице +
4) второго спряжения
5) мужского рода
6) употреблено в единственном числе +
5. Найдите слово, в корне которого пропущена безударная чередующаяся гласная. Запишите в ответ это слово, вставив пропущенную букву.
р..скошный
сл..жение (чисел)
объед..нить
насл..ждение
Ответ: Сложение
6. Найдите слово, написание пропущенной буквы в котором зависит от глухости-звонкости последующего согласного. Запишите в ответ это слово, вставив пропущенную букву.
само..вал
..бить (с ног)
не..доровый
бе..вкусный
Ответ: Безвкусный
7. Укажите строчку, в которой на местах пропусков везде пишется буква И.
1) спать в постел.., с горюч..м веществом, курица кудахч..т
2) участвовать в революци.., с искренн..ми намерениями, он леч..т +
3) в гостях у Ксени.., у осенн..й непогоды, увид..шь горы
4) забота о юной Юли.., с летн..ми дождями, бор..мся с врагами
8. Из предложенных ниже слов выберите такие, в которых на месте пропуска пишется буква Ы.
1) вакц..на
2) организац..я
3) выц..ганить +
4) спец..фический
5) сестриц..н +
9. Из предложенных ниже слов выберите такие, в которых на месте пропуска пишется буква Ь.
1) нет галош..
2) чувствовать фальш.. +
3) огурец свеж..
4) смеёш..ся +
5) острый меч..
10. Из предложенных ниже слов выберите такие, в которых на месте пропуска пишется буква О.
1) переш..птываться
2) ш..фёр +
3) реш..тчатый
4) ш..рох +
5) теч..т
11. Прочитайте текст (запятые не расставлены).
1) Ночь уже стоит над озером и смотрит в его тёмную воду.
2) Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши.
3) Листва берёз висит неподвижно и роса стекает по белым стволам. +
4) Я слышу как где-то очень далеко хрипло кричит старый петух в избе лесника. +
12. Укажите два предложения с ошибкой в постановке знаков препинания.
1) Листья устилают воду так густо, что чёлн шуршит по ним, и оставляет за собой чёрную дорогу. +
2) В Урженском озере вода фиолетовая.
3) Прорва – глубокая река с крутыми берегами.
4) «Какая книга К.Г. Паустовского тебе понравилась?» – поинтересовалась библиотекарь Анна Ивановна у Миши.
5) Какие книги, ты, прочитал летом? +
(1)Когда в солнечное утро летом войдёшь в лес, то в мокрой траве видны алмазы. (2)Они блестят и переливаются на солнце разными цветами. (3)Когда разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. (4)Листок этой травы внутри пушист. (5)Капли весело катаются по нежному листку и не мочат его. (6)Бывало, сорвёшь такую чашечку, потихоньку поднесёшь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.
(По Л.Н. Толстому)
13. Определите тип речи, использованный в предложениях 4–5.
1) повествование
2) описание с элементами повествования +
3) рассуждение
4) повествование с элементами рассуждения
14. Какой из предложенных заголовков наиболее точно отражает основную мысль текста?
1) В лесу
2) Вкусные лесные алмазы +
3) Летние развлечения
4) Необыкновенное утро
15. Среди предложений 1–5 найдите антоним к слову «сухой» и выпишите его.
Ответ: мокрой; мокрый.
16. В каких фрагментах текста использован эпитет?
1) в мокрой траве
2) весело катаются +
3) в треугольных листах
4) по нежному листку +
5) солнечное утро
17. Из предложения 4 выпишите грамматическую основу.
Ответ: листокпушист; пушистлисток; листок пушист; пушист листок.