1 Ответ
1. Прочтите два стихотворения, авторами которых являются О.Э.Мандельштам (1891-1938) и В.А. Левин (род. 1933).
1.
Для резиновой калоши
Настоящая беда,
Если день – сухой, хороший,
Если высохла вода.
Ей всего на свете хуже
В чистой комнате стоять:
То ли дело шлепать в луже,
Через улицу шагать!
2.
Лошадь купила четыре калоши —
Пару хороших и пару поплоше.
Если денек выдается погожий,
Лошадь гуляет в калошах хороших.
Стоит просыпаться первой пороше —
Лошадь выходит в калошах поплоше.
Если же лужи по улице сплошь,
Лошадь гуляет совсем без калош.
Что же ты, лошадь, жалеешь калоши?
Разве здоровье тебе не дороже?
Предположите, кто автор первого текста.
О.Э. Мандельштам
В.А. Левин
Почему вы так считаете?
Какое из произведений, по-вашему, может называться «Калоша» и почему?
Как, на ваш взгляд, могло быть озаглавлено другое стихотворение?
Сравните тексты: как можно полнее ответьте, чем они похожи и в чем основные различия между ними.
Сочините свое стихотворение о калоше или о каком-нибудь предмете одежды.
Автор первого текста — О.Э. Мандельштам.
Автор второго текста — В.А. Левин
Второе стихотворение не может называться “Калоша”, так как его название уже занято. Возможное название второго стихотворения — “Глупая лошадь”.
Основное различие между текстами — в них рассказывается о разных вещах. Первый текст — о покупке калош, второй — о том, как лошадь гуляет в разную погоду. Оба стихотворения написаны в форме вопросов, но первый текст состоит из четверостиший, а второй — из двустиший.
Вот пример стихотворения о калоше:
Калошу я свою искал,
Весь дом вверх дном перевернул.
Нашел я её под столом,
И больше не терял потом.
2. Перед вами фрагменты произведений Марка Твена и Радия Погодина.
Санитарка опустила на него глаза.
— Голос потерял? Ничего, сейчас заголосишь.
Она подтолкнула его к дверям.
У Вандербуля свело спину, заломило в затылке.
В кабинете на столике в угрожающе точном порядке лежали блестящие инструменты.
Женщина-доктор писала в карточке.
— Садитесь, — сказала она.
Кресло, как холодильник, хоть совсем не похожее. Заныли зубы. До этого они не болели ни разу. Вандербуль жалобно посмотрел на врача. Доктор подбадривающе улыбнулась. Нажала педаль. Кресло поднялось бесшумно. <…>
Неизвестность страшнее познания. И только героям понятно, что в слабых людях познание рождает страх, в сильных — мужество.
— Как зовут? — Голос у доктора словно издалека.
— Вандербуль.
— Никогда не слыхала такого имени.
— Это не имя. Имя у меня Васька. Мне зуб рвать.
Доктор взяла инструмент, сверкающе острый. Её пальцы коснулись Вандербулева подбородка. Пальцы у докторши тёплые.
— Открой рот. Какой зуб болит?
— А вот этот. — Вандербуль сунул палец в рот, нащупал зуб, который потоньше. Герои стояли за дверью. Он слышал их сочувственное пыхтение.
Докторша щурилась.
— От горячего больно?
Вандербуль согласился.
— От холодного?
— Тоже.
Докторша постучала по зубу металлом. Вандербуль вздрогнул, выгнул спину дугой.
Докторша по другому зубу стукнула и даже по третьему, в другой части рта.
— Нет. — Вандербуль потряс головой и еле слышно добавил: — Рвите, который крепче.
Глаза докторши приблизились. Зрачки подрагивали в них, вспыхивали чёрным сиянием.
— Как думаешь: врач имеет право выдрать больного?2.Том поразмыслил еще немного и обнаружил, что у него шатается верхний передний зуб. Это была действительно большая удача. Он уже собирался застонать и скорчиться от боли, но вовремя вспомнил о тетушкином способе выдергивания шатающихся зубов и решил не спешить страдать от этой самой боли.
Том продолжил поиски. Он припомнил, как доктор рассказывал об одной болезни, уложившей пациента в постель на две недели и грозившей ему потерей ноги. У Тома болел палец на ноге, о чем он и не думал. Сейчас ему было интересно, сможет ли он обдурить тетю Полли.
— О-о, тетя Полли, мой больной палец. Мне кажется, он у меня отваливается. Тетя Полли упала на стул с чувством облегчения. Сначала она засмеялась, затем заплакала, а потом засмеялась и заплакала вместе. Это привело ее в себя, и она сказала Тому:
— Прекрати весь этот вздор, выползай из постели и немедленно отправляйся в школу.
Том почувствовал себя в нелепом положении, он сразу же прекратил стонать. — О-о, тетя Полли, — сказал он, — палец болел так сильно, что я совсем забыл про мой зуб.
Не успел Том произнести эти слова, как тетя Полли уже внимательно изучала шатающийся зуб. В секунду она набросила петлю из шелковой нитки на зуб, а ее другой конец привязала к столбику кровати. Том умолял ее не вырывать зуб таким образом, но она была непреклонна. Тетка вышла из комнаты, схватила горящую головню из печки и ткнула ее чуть ли не в лицо мальчика. Он отдернулся и в ужасе уставился на зуб, раскачивающийся на нитке, привязанной к столбику.Когда Том отправился в школу, пустота, образовавшаяся в верхнем ряду его зубов, привлекала внимание всех мальчишек и вызывала у них зависть. «Пожалуй, ради этого стоило терпеть боль» — подумал Том.
Сравните приведенные тексты: как можно подробнее ответьте, чем они похожи и в чем основные различия между ними.
Как вы думаете, почему доктор из первого отрывка хочет «выдрать» пациента?
Какой отрывок взят из произведения под названием «Возраст выносливых и терпеливых»?
Почему вы так считаете?
Данные фрагменты произведений двух авторов имеют некоторые сходства и различия.
Сходства:
- Оба отрывка являются диалогами.
- В обоих отрывках присутствуют элементы юмора.
- В обоих случаях главный герой испытывает страх или тревогу.
- В обоих текстах фигурирует имя “Вандербуль”.
Различия:
- Авторы произведений принадлежат к разным культурам и эпохам (Марк Твен — американский писатель 19-го века, Радий Погодин — советский писатель 20-го века).
- Стили написания текстов заметно отличаются: Марк Твен использует более литературный язык, в то время как Радий Погодин пишет в более разговорном стиле.
- Место действия и сюжетные линии произведений также различаются: отрывок из Марка Твена происходит в больнице, в то время как отрывок из Радия Погодина — в стоматологическом кабинете.
- Персонажи произведений имеют разные характеры и мотивации: у Марка Твена — это санитарка, которая пытается заставить пациента заговорить, у Радия Погодина же — это доктор, который пытается узнать имя пациента.
Как вы думаете, почему доктор из первого отрывка хочет «выдрать» пациента? — доктор имела виду, выдрать не здоровый крепкий зуб, а больной.
Какой отрывок взят из произведения под названием «Возраст выносливых и терпеливых»? — Первый отрывок.
Задание 3
Перед вами два стихотворения (в сокращении). Автор одного из них — Юлий Даниэль (1925-1988) (стихотворение было написано в лагере, где автор отбывал наказание за публикацию своих произведений за границей). Другое принадлежит перу Марины Цветаевой (1892-1941).
1. Читатели газет
Ползёт подземный змей,
Ползёт, везёт людей.
И каждый — со своей
Газетой (со своей
Экземой!) Жвачный тик,
Газетный костоед.
Жеватели мастик,
Читатели газет.
Кто — чтец? Старик? Атлет?
Солдат? — Ни че́рт, ни лиц,
Ни лет. Скелет — раз нет
Лица: газетный лист!
Которым — весь Париж
С лба до пупа одет.
Брось, девушка!
Родишь —
Читателя газет.
Кача — «живёт с сестрой» —
ются — «убил отца!» —
Качаются — тщетой
Накачиваются.
Что́ для таких господ —
Закат или рассвет?
Глотатели пустот,
Читатели газет!
Газет — читай: клевет,
Газет — читай: растрат.
Что ни столбец — навет,
Что ни абзац — отврат…
О, с чем на Страшный суд
Предстанете: на свет!
Хвататели минут,
Читатели газет!
<…>
Вот, други, — и куда
Сильней, чем в сих строках! —
Чтo думаю, когда
С рукописью в руках
Стою перед лицом
— Пустее места — нет! —
Так значит — нелицом
Редактора газет-
ной нечисти.
2. ***
Я ненавижу
Прогнивший ворох
Пословиц старых
И поговорок
Про «плеть и обух»,
Про «лоб и стену», —
Я этой мудрости
Знаю цену.
Она рождает,
Я это знаю,
«Свою рубашку»
И «хату с краю».
<…>
И мордой об стол
Всему итог:
«Куды поперли?!
Знай свой шесток!..»
Куда ни плюнешь —
Такие сценки,
А все оттуда,
От «лба и стенки»,
От тех, кто трусит —
В «чужие сани»,
Тех, кто с часами,
Тех, кто с весами,
Тех, кто в сужденьях
Высоколобых
Вильнет цитаткой
Про «плеть и обух»,
А там — гляди-ка —
Развел руками
И пасть ощерил:
Ведь «жить с волками!»
Когда за глотку
Хватает кодло,
За поговорку
Цепляться подло,
Да лучше кровью
Вконец истечь,
Чем этой гнилью
Поганить речь…
Если бы вы не могли пользоваться интернетом, как бы вы определили автора каждого стихотворения?
Сравните эти стихотворения: как можно полнее ответьте, чем они похожи (обратите внимание и на содержание, и на форму) и в чём основные различия между ними.
Например, можно посмотреть на стиль написания, на используемые слова и выражения, на тему стихотворения. Также можно обратиться к экспертам в этой области, которые могут помочь определить автора. Я бы обратилась к книгам со стихотворениями, а также к словарям и энциклопедиям, чтобы узнать информацию об авторах. Первое стихотворение написала Цветаева, второе стихотворение написал Юрий Даниэль.
Оба стихотворения представляют собой образные описания читателей и их отношения к чтению газет. В обоих случаях авторы выражают неприязнь к процессу чтения и используемым для этого газетам.
Общее в стихотворениях:
– Оба стихотворения наполнены сатирой и иронией.
– В обоих стихотворениях есть образ “подземного змеи”, который олицетворяет метрополитен и является символом подземной жизни читателей газет.
– Авторы используют метафоры, чтобы описать отношение читателей к газетам (“газетный костоед”, “экзема”).
– В стихотворениях присутствует общая негативная оценка процесса чтения газет и самих газет.
Различия в стихотворениях:
– Первое стихотворение написано в стиле акростиха.
– Второе стихотворение не является акростихом.
– Первое стихотворение направлено на обобщенное описание читателей, второе — на конкретного читателя.
– В первом стихотворении использованы пословицы и поговорки, во втором их нет.
– Первое стихотворение более описательное и конкретное, второе — более абстрактное.
Задание 4
Прочтите приведенные ниже отрывки.
1. Но вот, наконец, показалаcь кухарка c блинами… Х, риcкуя ожечь пальцы, cхватил два верхних, cамых горячих блина и аппетитно шлепнул их на cвою тарелку. Блины были поджариcтые, пориcтые, пухлые, как плечо купечеcкой дочки… Х приятно улыбнулcя, икнул от воcторга и облил их горячим маcлом. Заcим, как бы разжигая cвой аппетит и наcлаждаяcь предвкушением, он медленно, c раccтановкой обмазал их икрой. Меcта, на которые не попала икра, он облил cметаной… Оcтавалоcь теперь только еcть, не правда ли? Но нет!.. Х взглянул на дела рук cвоих и не удовлетворилcя… Подумав немного, он положил на блины cамый жирный куcок cемги, кильку и cардинку, потом уж, млея и задыхаяcь, cвернул оба блина в трубку, c чувcтвом выпил рюмку водки, крякнул, раcкрыл рот…
2. У оглянулcя и увидел, что на cтоле cтояли уже грибки, пирожки, cкородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки cо вcякими припеками: припекой c лучком, припекой c маком, припекой c творогом, припекой cо cняточками, и невеcть чего не было. — Преcный пирог c яйцом! — cказала хозяйка.
У подвинулcя к преcному пирогу c яйцом, и, cъевши тут же c небольшим половину, похвалил его. И в cамом деле, пирог cам по cебе был вкуcен, а поcле вcей возни и проделок cо cтарухой показалcя еще вкуcнее.
— А блинков? — cказала хозяйка.
В ответ на это У cвернул три блина вмеcте и, обмакнувши их в раcтопленное маcло, отправил в рот, а губы и руки вытер cалфеткой.
Определите по особенностям стиля и отдельным деталям описания, какой из отрывков взят из знаменитого произведения Н.В. Гоголя, а какой – из раннего рассказа А.П. Чехова.Ответ без аргументации не оценивается.
А.П. Чехов
Н.В. Гоголь
Как вы это определили?
Что можно узнать по этим описаниям о героях произведений и о том, как относятся к ним авторы?
Припомните как можно больше произведений, в которых опиcываетcя, что и как едят герои.
Зачем, как вы думаете, это нужно пиcателям? (Раccмотрите каждый cлучай отдельно).
Первый отрывок — Чехов
Второй отрывок — Гоголь
- Анализ стиля и языка произведения. Чехов и Гоголь писали в разных стилях, поэтому анализ стиля может помочь определить автора.
- Изучение биографических данных. Оба автора имели разные жизненные обстоятельства и стили письма, которые могут помочь определить авторство.
- Сравнение с другими произведениями автора. Если произведение написано в стиле, характерном для одного из авторов, это может указывать на его авторство.
- Обращение к экспертам. Литературоведы и историки литературы могут помочь определить автора произведения, опираясь на свои знания о творчестве Чехова и Гоголя.
- Поиск авторских пометок или других указаний на авторство в самом произведении.
- Использование анализа сюжета, персонажей и тем произведения. У каждого автора есть свой уникальный подход к этим аспектам, что также может помочь в определении авторства.
- Привлечение к анализу других источников, таких как письма, дневники или воспоминания современников, которые могут содержать информацию об авторстве произведения.
В литературе описание того, как и что едят персонажи, может выполнять различные функции. Некоторые из них включают в себя:
- Создание атмосферы и погружение читателя в мир произведения. Описание еды и процесса приема пищи может помочь читателю лучше представить себе обстановку и персонажей, поскольку еда и ее приготовление являются важными элементами культуры и быта.
- “Мертвые души” Николая Гоголя: Чичиков приезжает в поместье Манилова, и его угощают различными блюдами, включая баранью ногу.
- “Мастер и Маргарита” Михаила Булгакова: в романе есть сцена Великого бала у Сатаны, где герои едят и пьют, после чего превращаются в скелеты.
- Анна Каренина” Льва Толстого: в одной из сцен романа главная героиня готовит для своего мужа обед, на котором присутствует множество блюд.
- “Война и мир” Льва Толстого: во время приема у Ростовых персонажи едят множество разнообразных блюд, включая индейку, фаршированную сливами.
Задание 5-6
Один поэт в юности воспел жену царя, славившуюся благотворительностью и любовью к поэзии. Стихотворение, посвященное императрице, было адресовано ее фрейлине, но воспринималось как политическое и широко распространялось в списках. Спустя век с небольшим другой поэт написал стихи, в которых обратился к первому поэту и процитировал его стихотворение, однако посвятил это произведение не поэту, а учреждению. Ознакомьтесь с отрывком из второго стихотворения.
…. ! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!
Первую часть задания с помощью интернета выполнить нетрудно.
Какие слова из первого стихотворения процитированы во втором?
Опираясь на текст стихотворений и даты написания, предположите, хотя бы в общем виде, в чем смысл обращения второго поэта к первому.
Сочините свое стихотворное обращение к какому-нибудь поэту, процитировав в нем известные слова этого поэта.
Первое стихотворение — “К жене царя” (автор — Гавриил Державин), второе стихотворение — “Памятник” (автор Александр Пушкин). Оба стихотворения были написаны в конце XVIII — начале XIX века.
Во втором стихотворении цитируются слова “тайную свободу” из стихотворения Державина.
Смысл обращения Пушкина к Державину, возможно, заключается в том, что Пушкин продолжает традицию Державина в воспевании свободы и борьбе за нее, и обращается к нему за поддержкой и вдохновением.
Пример стихотворного обращения к Пушкину:
О, Пушкин, светлый гений,
В твоих стихах живет свобода!
Нам в сердце зажигаешь ты огонь,
Ведя нас к свету через тьму и горе.
Ты воспевал любовь и красоту,
И мощь России, дух ее народа.
Теперь мы следуем за твоим пером,
Продолжая путь, тобой начатый когда-то.