1 Ответ
Задание 1. Определите верно или неверно утверждение.
Соблюдению правовых норм способствует их соответствие принятым в обществе моральным нормам.- верно
Реклама оказывает влияние прежде всего на рациональный выбор потребителя.- неверно
В основе древнегреческой демократии лежал принцип разделения властей.- неверно
В средневековой Руси преобладал натуральный способ ведения хозяйства.- верно
Преступления характеризуются более высокой степенью общественной опасности, чем административные проступки.- верно
Задание 2. Рассмотрите картину А.П. Солодовникова «Юный шахматист» (1951 г.) и выберите утверждения, которые следуют из информации, содержащейся в изображении.
На картине изображена особая малая группа, одним из отличий которой является совместное ведение быта.
Деятельность, к которой привлечено внимание всех изображённых на картине людей, направлена на удовлетворение материальных потребностей.
Картина иллюстрирует досуговую, бытовую и защитную функции семьи.
На картине представлены несколько поколений семьи.
На картине художник изобразил многодетную семью.
Люди, изображённые на картине, являются агентами первичной социализации.
В настоящее время отношения между членами изображённой на картине малой группы регулируются нормами трудового права.
Современные технологии позволяют создавать машины, способные успешно играть в изображённую художником игру.
Задание 3. Решите логическую задачу.
Следуя основным законам логики, выберите все возможные следствия, вытекающие из приведённых ниже суждений.
Все мрямбрики трямблют.
Все крапсили – мрямбрики.
Некоторые крапсили не трямблют.
Все крапсили трямблют.
Не каждый крапсиль трямблит.
Некоторые мрямбрики – крапсили.
Любой, кто тряблет, тот мрямбрик.
Некоторые крапсили не мрямбрики.
Всякий мрямбрик – крапсиль.
Не все мрямбрики – крапсили.
Если кто-то мрямбрик, то он трямблит.
Трямблют все мрямбрики и крапсили.
Задание 4. Решите экономическую задачу.
АО «Марники» производит свечи в количестве 10 тыс. штук и продаёт их в партиях по 100 штук. Каждая партия стоит 3000 рублей. Для производства продукции АО «Марники» нанимает 10 рабочих, каждому из которых выплачивает 2500 рублей, арендует помещение стоимостью 70 000 рублей, а также закупает воск на 5000 рублей.
Определите размер прибыли фирмы до уплаты налогов. Ответ дайте в рублях.
Для определения размера прибыли фирмы до уплаты налогов, нужно вычислить расходы и выручку.
Выручка:
10 000 свечей / 100 штук в партии = 100 партий
100 партий * 3000 рублей за партию = 300 000 рублей
Расходы:
10 рабочих * 2500 рублей = 25 000 рублей (заработная плата рабочих)
70 000 рублей (аренда помещения)
5 000 рублей (закупка воска)
Общие расходы:
25 000 рублей + 70 000 рублей + 5 000 рублей = 100 000 рублей
Прибыль:
Выручка — Расходы = 300 000 рублей — 100 000 рублей = 200 000 рублей
Задание 5. Предприятие стоит перед выбором – платить налог с продаж в размере 20% или налог с прибыли в размере X%. Найдите максимальную величину X, при которой фирме выгодно платить налог с продаж или безразлично, какой налоговый режим выбрать. В ответе укажите только цифру (X).
Задание 6. Фирма повысила стоимость своей продукции – теперь каждая партия стоит 5000 рублей. Определите величину X, при которой фирме выгоднее платить налог с продаж (20%), чем налог на прибыль (X%) в изменившихся обстоятельствах.-
Для определения X, необходимо составить уравнение, в котором сравнить сумму налога с продаж и налога на прибыль при новой стоимости партии товара.
Пусть Y – сумма, полученная от продажи одной партии товара. Тогда сумма налога с продаж составит 0.2 * Y, а сумма налога на прибыль составит X * (Y – 5000).
Фирма будет платить налог на прибыль если X * (Y – 5000) < 0.2Y или Y * (X – 0.2) < 5000X.
Поскольку Y > 5000 фирме будет выгоднее заплатить налог на прибыль при X < 20%
Таким образом фирме выгоднее заплатить налог на прибыль по ставке менее 30% чем налог с продажи.
Задание 7. Решите правовую задачу.
В системе российского права существует несколько отраслей. Установите соответствие между ситуацией и отраслью права, которая содержит правовые нормы, регулирующие отношения, описанные в соответствующей ситуации.
Отрасли права:
Гражданское
Семейное
Трудовое
Административное
Уголовное
А. Прогуливаясь со своей девушкой Лилей, 17-летний Максим Ножкин решил сделать ей подарок. Для этого он нарвал цветов с клумбы в городском парке. Пожилая женщина, проходившая мимо, сделала юноше замечание. Максим нагрубил в ответ. Увидев такое поведение своего молодого человека, Лиля решила с ним расстаться. — Административное право
Б. Семья Ножкиных в июле уехала на две недели в Сочи. По приезде в Москву они обнаружили, что в их квартире побывали грабители. Из квартиры были похищены ценные вещи: телевизор, два ноутбука, драгоценности и набор серебряных столовых приборов. Глава семьи, Алексей Александрович, обратился с заявлением в отделение полиции.- уголовное
В. На майские праздники друзья пригласили Ножкиных отдохнуть на природе. Сборы в пятницу заняли у мамы много времени. В результате, выехав на загородное шоссе, Ножкины попали в дорожный затор. Глава семьи, Алексей Александрович, решил объехать пробку на дороге по обочине и был остановлен сотрудниками полиции. — Административное право
Г. Алексей Ножкин приобрёл телевизор в магазине. Телевизор был доставлен вовремя, подключён и проверен в присутствии представителя магазина. Через месяц телевизор перестал работать. Алексей связался с менеджером магазина, который предложил отвезти вышедший из строя телевизор в ремонтную мастерскую. — гражданского права
Д. На шестнадцатую годовщину свадьбы Алексей Ножкин подарил своей жене Анне фамильное кольцо из золота с топазом, передающееся по наследству от матери к сыну для дальнейшего преподнесения жене в качестве дара в день топазовой свадьбы. Анна, получив в подарок кольцо, подобрала к нему серьги с топазами и купила их, расплатившись наличными деньгами. Через три года между супругами вспыхнула ссора, приведшая к разводу. В суде рассматривался также вопрос и о разделе совместно нажитого имущества, в частности фамильного кольца семьи Ножкиных и украшений Анны.- семейное право
Е. В период летних каникул 14-летний Вадим Ножкин со своим другом Дмитрием Ручкиным решили подработать. Мальчики узнали об открытых вакансиях в кафе быстрого питания. Собрав все необходимые документы, Вадим и Дима прошли медицинское обследование и были приняты на должность официантов.- трудовое право
Ж. Ножкины решили застеклить балкон в квартире. Для этого они обратились в фирму «Мандарин», реклама которой обещала быстрое и качественное остекление балконов и лоджий. К Ножкиным приехал менеджер фирмы, который осуществил замеры и составил договор подряда. В договоре были указаны сроки начала и окончания работ, в которые работники фирмы «Мандарин» не уложились. Ножкины смогли в судебном порядке взыскать с недобросовестного подрядчика неустойку за нарушение сроков, указанных в договоре. — гражданское право
З. Осенью Анна Ножкина, возвращаясь домой с работы, поскользнулась возле подъезда, упала и сломала руку. В течение месяца ей пришлось ходить с гипсовой повязкой, а затем ещё два месяца потребовалось для реабилитации. В течение этого времени Анна регулярно посещала поликлинику, где в том числе был оформлен листок нетрудоспособности, являющийся уважительной причиной отсутствия на рабочем месте. — трудовое право
Задание 8. На основании данных инфографики соотнесите начала предложений и их окончания.
Пятая часть респондентов…
Опрошенные до 30 лет, в отличие от старшего поколения, считают…
Снижение умственных способностей в качестве негативного последствия от развития новых технологий…
О возможности исчезновения рабочих профессий, связанных с ручным трудом…
Четверть респондентов, высказавшихся за пользу развития технологий, назвали
Одинаковые доли опрошенных отметили…
Прочитайте текст и выполните задания.
(I) В условиях глобализации современного мира одной из важнейших проблем является свобода индивида. Проблема свободы выбора затрагивает наиболее значимые аспекты человеческой жизни. К таким аспектам относятся: ответственность человека, связанная с выбором жизненного пути; изменение условий социальной жизни, предъявляющих человеку более жёсткие условия выбора; формирование новых отношений человека и общества, связанных с социально-имущественной поляризацией населения.
(II) Вся жизнь человека – это череда выборов, в большом и малом, которые совершаются каждым как подтверждение своей «самости» и шаг к самоактуализации. Делая выбор, человек определяет дальнейший жизненный путь, его направление и характер. Свобода человека проступает в выборе альтернативных линий поведения.
(III) Свобода является одной из важнейших проблем человечества, мерилом самооценки, достоинства личности и вопросом рефлексии по поводу вписанности личности в общество, в котором свобода является ценностью или, наоборот, карается, и люди, которые стремятся сохранить, например, политические свободы, подвергаются всяческим гонениям. Однако же в любом обществе достигнуть полной свободы невозможно, так как неограниченная свобода одного будет стеснять права и свободы другого. Но если предположить, что у индивида имеется неограниченная свобода, то она позволит ему иметь бесконечное количество выбора, и для отбора единственно правильного решения потребуется гораздо больше времени, и даже вся жизнь может уйти на поиски своего идеального решения. Большинство философов склоняются к мысли, что общество обречено на свободу, т. к. постоянное преобразование мира является способом человеческого существования и, следовательно, этим создаёт условие для существования свободы.
(IV) Свободный выбор – это что-то непредсказуемое. Узнать дальнейшие поступки индивида возможно, только узнав всю картину, склонности и интуицию человека, побуждающие его мотивы, силы, мысли, рассуждения и т. д. Но даже всё это не даёт гарантированного единственно правильного решения, как поступить в конкретной ситуации. Это ситуация постоянного выбора с ошибками, сомнениями. Насколько бы хорошо вы ни разбирались в человеке, вы не сможете узнать, что ждёт его впереди и как он поступит.
(V) Современные мыслители по-разному относятся к проблеме свободы человека. Некоторые полагают, что люди смогут решать свои проблемы благодаря свободе, т. к. она будет благоприятствовать творческому продвижению и выявлению бесконечного потенциала. Другие утверждают, что само представление свободы прекратит своё существование, т. к. люди будут уподобляться бездушным роботам, которыми можно будет легко управлять. А машина свободной быть не может. Все точки зрения на данную проблему имеют место быть.
(VI) В современном мире общество пытается расширить границы своей свободы за счёт ограничения свободы других. Принятые индивидом решения под воздействием личного желания могут нарушить границы свободы окружающих людей и нанести им вред, поэтому необходимо регулировать действия общества с помощью норм и правил, что ограничивает свободный выбор. Существуют определённые нормы в обществе, из-за которых мы не можем делать всё, что приходит нам в голову. Общество может считаться свободным, только если люди смогут жить по нормам морали, однако в цивилизованном мире пока такого общества нет. В современном обществе индивид при выборе своего жизненного пути стремится отказаться от своей свободы, т. к. не хочет брать на себя ответственность, которая непременно последует после принятия решения. Многие мыслители придерживаются мнения о существовании свободы выбора в некоторой степени из-за того, что её отрицание может привести к негативным последствиям. Ответственность – это неизбежная цена за возможность свободного выбора. Выбор требует от человека воли, свободы и нравственности, без этого общество будет вырождаться.
(VII) В современном обществе ситуация выбора повсеместна, и любой человек ощущает на себе груз данного выбора. От человека зависит, сможет ли он сам определить свой жизненный путь, придерживаясь чётких жизненных ориентиров, или не принять и отказаться от своей свободы, перекладывая ответственность на других людей. В первом случае, как правило, человек полностью осознаёт степень ответственности за свои поступки и социальный выбор. Во втором же случае человек предпочитает особо не утруждать себя знаковыми поступками, перенося бремя ответственности на кого-то другого: родных, коллег, государство и т. д.
(VIII) Общество всегда будет сталкиваться с ситуацией свободы выбора. Одно без другого не может существовать, и только сам человек своими поступками или проступками, совершёнными в ситуации выбора, доказывает это. У человека есть свободный выбор, однако он должен осуществляться в рамках, заданных общественными нормами, если человек позиционирует себя как порядочного гражданина общества и дорожит своей свободой. Каждый выбор, сделанный человеком, – это шаг в определённом направлении, который может как содержать в себе положительный потенциал, например морально-нравственный или социально приемлемый, так и ознаменовать собой нечто отрицательное, ведущее к деградации.
Сабитова А. Р. Роль свободного выбора в жизни человека
Задание 9. Установите соответствие между абзацами текста и их возможными заголовками. Если вы считаете, что для каких-то заголовков нет подходящего абзаца, выберите пункт «Лишний заголовок».
Проблемы неограниченной свободы в философии.
Различные взгляды философов на проблематику свободы.
Причина актуальности проблемы свободы в современном обществе.
Роль свободы в жизни человека.
Варианты принятия ответственности при осуществлении выбора.
Факторы, влияющие на свободный выбор современного человека.
Взаимодействие человека с обществом при осуществлении свободного выбора.
Связи свободного выбора и жизни человека.
Взгляды философов на соотношение свободы и ответственности.
Влияние непредсказуемых факторов на выбор человека.
Свобода выбора в современном мире.
Ответственность – цена свободы.
Задание 10. Укажите номер абзаца, в котором упоминается термин, означающий следующее явление: «Мировой процесс, направленный на сплочение, сближение различных народов и государств во всех сферах общественной жизни».
Задание 11. Укажите номер абзаца, в котором упоминается термин, означающий следующее понятие: «Деятельность человека, направленная на анализ собственных чувств, мыслей и действий».
Задание 12. Выберите выводы, которые можно сделать на основании приведённого текста.
Большое число альтернативных вариантов поведения выражается в свободе выбора.
Наличие свободы выбора у человека определяет его жизненный путь.
Существует множество факторов, ограничивающих свободный выбор.
Человек, перекладывающий ответственность на других, сознательно отказывается от свободы выбора.
Только в высокоморальном обществе может идти речь о свободе как высшей ценности.
Современные философы считают свободу естественным состоянием человека из-за его преобразовательной деятельности, порождающей эту свободу.
Проанализировав склонности, интересы, мотивы и мысли человека, можно предсказать его выбор.
С развитием самоконтроля социальные нормы и правила утрачивают своё значение в жизни человека.
Общество и человек постоянно оказываются в ситуации выбора.
Задания для 8 класса
Задание 1. Определите, верно или неверно утверждение.
Наиболее распространённым типом экономической системы в современном мире является смешанная экономическая система. — верно
Усложнение системы социальных связей в современном мире приводит к персонализации межличностных отношений.- неверно
Территориальные рамки культуры эпохи Ренессанса практически совпадают с территориальными границами современной Итальянской республики.- верно
Инаугурация является примером проявления символической политики, так же как и герб, гимн и флаг.- неверно
Суды в англо-саксонской системе права не опираются на уже существующие правовые нормы, а создают свою систему правовых норм для каждого прецедента.- неверно
Задание 2. Выберите верные утверждения, соответствующие содержанию картины С. И. Медяникова «Бабушка приехала».
На картине отражены изменения гендерных ролей.
Согласно представленному изображению, ведущая роль в осуществлении социализации младшего поколения отведена самому старшему члену семьи.
Художник изобразил многопоколенную семью.
На картине отражено большинство современных тенденций в развитии семьи.
Изображённая художником деятельность отражает хозяйственно-экономическую функцию семьи.
Женщины, изображённые на картине, демонстрируют борьбу с проявлением гендерного неравенства.
На картине представлен социальный институт, одной из главных функций которого является репродуктивная.
Задание 3. Решите логическую задачу. Следуя основным законам логики, выберите все возможные следствия, вытекающие из приведённых ниже суждений.
Ртуть – жидкость.
Ртуть – металл.
Некоторые металлы – жидкость.
Жидкость – ртуть.
Некоторые жидкости – ртуть.
Не всякий металл – жидкость.
Некоторые жидкости – металлы.
Жидкость является металлом.
Металлы жидкие.
Всякий металл – жидкость.
Задание 4. Решите экономическую задачу.
Игорь сделал вклад в банке А на один год под 10% годовых. Проценты по вкладу начисляются один раз в конце срока. Ровно через год Игорь продлил вклад в банке А на тех же условиях, добавив к вкладу накопленные проценты. Валерий сделал вклад в банке Б на один год под 9% годовых. Проценты по вкладу начисляются также один раз в конце срока. Ровно через год Валерий продлил вклад в банке Б ещё на один год под 12% годовых, добавив к вкладу накопленные проценты.
Укажите в процентах доход по вкладу, полученный Игорем за 2 года.
Ответ: Условия вклада Игоря в банке А:
— Срок вклада: 1 год
— Годовая процентная ставка: 10%
Условия вклада Валерия в банке Б:
— Срок первого вклада: 1 год
— Годовая процентная ставка: 9%
Поскольку проценты начисляются один раз в конце срока, мы можем использовать формулу для расчета простых процентов:
Доход по вкладу Игоря за первый год: Сумма вклада * (Годовая ставка / 100) = 1 * (10 / 100) = 0.1
Общая сумма вклада Игоря через год: Сумма вклада + Доход по вкладу = 1 + 0.1 = 1.1
Условия продления вклада Игорем в банке А:
— Срок второго вклада: 1 год
— Годовая процентная ставка: 10%
Доход по вкладу Игоря за второй год: Сумма вклада * (Годовая ставка / 100) = 1.1 * (10 / 100) = 0.11
Общий доход по вкладу Игоря за 2 года: Доход по первому году + Доход по второму году = 0.1 + 0.11 = 0.21
Таким образом, доход по вкладу, полученный Игорем за 2 года, составляет 0.21 или 21% в процентах.
Задание 5. Укажите в процентах доход по вкладу, полученный Валерием за два года. Ответ округлите до целого числа.
Задание 6. Марина решила открыть счёт в банке В на один год под 12% годовых, но с ежеквартальной капитализацией. Определите, будет ли её вклад выгоднее, чем вклад Игоря и Валерия.
Вклад Марины выгоднее вклада Игоря, но не выгоднее вклада Валерия.
Вклад Марины выгоднее вклада Валерия, но не выгоднее вклада Игоря.
Доход Марины по вкладу за год будет меньше дохода по вкладу за два года у Игоря и Валерия.
Марина получит бóльший доход по вкладу за год, чем Игорь и Валерий за два года.
Задание 7. Решите правовую задачу. Установите соответствие между ситуациями и видами юридической ответственности, которая должна быть возложена на нарушителя.
Виды юридической ответственности:
Уголовная
Административная
Дисциплинарная
Гражданско-правовая
Материальная
А. Алина Грибова купила пирожные с миндалём, в которых указанных орехов не оказалось. Она внимательно изучила состав, указанный на упаковке, и обратилась в Роспотребнадзор. В ходе проведённой проверки в отношении ООО «Сладкоежка» факт обмана потребителя был подтверждён.- Гражданско-правовая
Б. Алина Грибова купила пирожные с миндалём, выпускаемые ООО «Сладкоежка». После чаепития Алина и её семья почувствовали себя плохо и оказались в больнице с отравлением. Больше всех пострадали бабушка и дедушка Алины, которые находились в реанимации больше месяца. Правоохранительные органы начали расследование.- Уголовная
В. Алина Грибова очень переживала по поводу здоровья своих дедушки и бабушки, находившихся в больнице после отравления пирожными. К тому же она потеряла часть заработка, находясь на больничном. Девушка стала рассеянной и перепутала документы на сопровождение груза. В результате партия товара была отправлена на другой склад. После установления ошибки и виновного в увеличении транспортных расходов директор компании потребовал от Алины возмещения ущерба.- Материальная
Г. Отравившись некачественными пирожными, выпускаемыми ООО «Сладкоежка», Алина Грибова месяц не ходила на работу. За эти дни работодатель оплатил ей листок нетрудоспособности, что было намного меньше её заработка в связи с небольшим стажем девушки. Алина оказалась в затруднительном материальном положении. Её подруга посоветовала обратиться в суд с требованием возмещения ущерба от ООО «Сладкоежка».- Административная
Д. Алина Грибова устроилась работать кондитером в ООО «Мир сладостей». Девушка, боясь опоздать в первый рабочий день, перебежала через дорогу в не предусмотренном для этого месте, только чудом избежав попадания в ДТП.- Дисциплинарная
Е. Расстроившись из-за неудачного начала дня, Алина Грибова задумалась и выставила неправильный режим духового шкафа. В результате партия бисквитов была испорчена, а также были сорваны сроки поставки продукции. Т. к. согласно трудовому договору Алина находилась на испытательном сроке, директор ООО «Мир сладостей» решил расторгнуть её трудовой договор.- Материальная
Ж. Сергей, молодой человек Алины, возмутился увольнением своей девушки и решил отомстить директору ООО «Мир сладостей». На следующий день он проколол колёса и поцарапал гвоздём капот автомобиля, принадлежащего директору и купленного им недавно.- уголовная
Ознакомьтесь с инфографикой и выполните задание.
Задание 8. На основании данных инфографики соотнесите начала предложений и их окончания.
Каждый четвёртый респондент
О желании видеть своих родных профессиональными спортсменами
Смотрят спортивные состязания
Доля респондентов, считающих обязательным показателем успешности страны спортивные достижения
В опросе приняли участие
Доля респондентов, отметивших необходимость снижения расходов бюджета на профессиональный спорт
Прочитайте текст и выполните задания.
(I) В обыденном общении мы часто встречаемся со словом «стереотип». Когда мы говорим о стереотипах, мы имеем в виду очень простые схемы, представления или последовательности поведения, которые оказывают влияние на наши оценки или действия. Также это один из ключевых терминов социальной психологии. В психологии под стереотипами понимают набор черт, которые человек приписывает представителям определённой социальной группы…
(II) Стереотипы – результат общественной жизни, потому что люди не рождаются со стереотипами. Человек постепенно запоминает их с момента рождения. Сначала мы узнаём их в семье… Затем мы встречаемся с этими стереотипами в школе, университете, на работе. Ещё эти стереотипы нас всегда сопровождают благодаря средствам массовой коммуникации, где в новостях, художественных фильмах и рекламе есть примеры поведения стереотипных героев.
(III) Стереотипы продолжают существовать в обществе, потому что люди склонны делать мир вокруг себя понятным и предсказуемым. Когда человек попадает в новую ситуацию, он пытается получить информацию о том, что происходит, пытается понять, какие люди его окружают и чего ждать от этих людей. Во многих ситуациях такой информации у нас почти нет… В таких неопределённых ситуациях мы спонтанно начинаем классифицировать людей на основе хорошо заметных признаков – проводим социальную категоризацию, например, на основе биологического пола, на основе возраста, цвета кожи, разреза глаз. Когда мы помещаем человека в определённую группу … то делаем мир вокруг себя более понятным и предсказуемым.
(IV) Проблема использования стереотипов в том, что все люди разные. Психологические исследования показывают, что различия между женщинами и различия между мужчинами по агрессивности, по эмоциональности, по уровню интеллекта больше, чем различия между мужчинами и женщинами в целом. Когда мы начинаем использовать стереотипы, мы убираем индивидуальные различия, выкидываем их из нашего восприятия. В итоге суждения, которые мы строим, и формы поведения, которые мы выбираем, могут не подходить для конкретного человека.
(V) Психологические исследования показывают, что люди по-разному распознают эмоции на лицах мужчин и женщин. Согласно стереотипам, женщины эмоциональны и доброжелательно настроены к окружающим, а мужчины менее эмоциональны и настроены более враждебно. Если человек поддерживает такие стереотипы, то он начинает быстрее замечать признаки эмоций на лице женщины, чем на лице мужчины, потому что он ожидает увидеть эти признаки. Кроме того, мы быстрее распознаём на лице женщины радость и грусть. На лице мужчины мы быстрее распознаём признаки гнева и презрения.
(VI) Самое интересное, что если мы увидели на лицах людей эмоции сильной грусти и даже слёз, то мы по-разному будем объяснять эти эмоции. Сильную грусть, сопровождающуюся слезами, у женщин объясняют присущими им психологическими особенностями. Аналогичное эмоциональное поведение мужчин обычно объясняют сильными ситуационными факторами, внешним воздействием.
(VII) Влияние стереотипов в профессиональной деятельности наблюдается, потому что черты, которые присущи, как кажется, мужчинам и женщинам, частично определяют род деятельности, которую эти люди могут вести. Традиционным занятием для женщин считается что-то связанное с общением, с детьми. Для мужчин род деятельности скорее связан с техническими областями и бизнесом – или только кажется, что связан. Если придерживаться таких стереотипов, то при отборе кандидатов на работу выбор будет предрешён. Если человек отбирает на работу в компьютерную организацию людей, занимающихся программированием, то предпочтение будут отдавать мужчинам, потому что они заранее выглядят компетентнее. А для должности учителя начальной школы или воспитателя детского сада, согласно стереотипам, скорее подойдёт женщина…
(VIII) Поразительным образом стереотипы влияют на наше самовосприятие. Если мы поддерживаем некоторые стереотипы, то начинаем применять их к себе. Яркий пример такого влияния – эффект стереотипной угрозы. Его впервые обнаружили на расовых стереотипах, а потом и на гендерных. Такой эффект возникает, когда в обществе есть стереотип о конкретной группе, включающий в себя негативные особенности… Люди из стереотипизированной группы становятся жертвами таких стереотипов…
(IX) Появление такого эффекта происходит по нескольким причинам. Прежде всего, когда человек помнит о таких стереотипах, он начинает волноваться и у него возникают посторонние мысли. Человек боится оправдать эти негативные ожидания и в итоге из-за стресса их оправдывает. Также в таких ситуациях у человека падает мотивация. Кроме того, подобное представление имеет и долговременное воздействие. Люди, которые долго находятся под воздействием таких стереотипов, не хотят заниматься соответствующей деятельностью… Люди дистанцируются от такой деятельности, поэтому они могут даже не начать работать в той области, где их ждал бы большой успех.
(Х) Воздействие стереотипов рассматривается в социальных науках, особенно в психологии, как большая и серьёзная проблема. Но это не значит, что эту проблему невозможно решить… Многие психологические исследования показывают, что стереотипы можно менять… Этот процесс важен, потому что изменение стереотипов и частично отказ от стереотипов позволяют людям делать то, что хотят делать в жизни они сами, а не то, что предписывают им подобные представления.
По материалам Постнауки (О.Гулевич. Социальные стереотипы)
Задание 9. На основании текста определите, в чём заключаются негативные последствия использования социальных стереотипов в обществе.
Использование стереотипов во взаимодействии ведет к двойственным оценкам и поведению.
Использование стереотипов при взаимодействии позволяет убрать фактор индивидуализации, что провоцирует конфликты.
Отказ от учёта индивидуальных различий приводит к выбору неуместных форм взаимодействия с конкретным человеком.
Использование стереотипов с детства позволяет стандартизировать общество, упростив таким образом межличностное взаимодействие.
Стереотипы позволяют людям отходить от «двойных стандартов» в общении, деля общество на «своих» и «чужих».
Различия между мужчинами и женщинами настолько велики, что при общении приходится убирать фактор индивидуализации.
Задание 10. Соотнесите абзацы текста и их содержание. Если вы считаете, что для какого-то описания содержания нет подходящего номера абзаца, поставьте «лишнее».
Роль стереотипов в распознавании эмоций.
Процесс формирования стереотипного мышления у человека.
Определение «стереотипа» в социальной психологии.
Связь социальных стереотипов с моментом формирования представлений о себе.
Социальные стереотипы и эмоции людей.
Характер стереотипов.
Проблемы людей, склонных к использованию стереотипов.
Причины появления и последствия эффекта стереотипной угрозы.
Двойственная сущность стереотипов.
Объяснение эмоций со стороны стереотипов.
Пути решения проблем, связанных со стереотипами.
Роль стереотипов в процессе социального взаимодействия.
Влияние стереотипов на общественное развитие.
Влияние стереотипа на выбор вида деятельности, профессиональное определение.
Задание 11. Выберите выводы, которые можно сделать на основе содержания текста.
Стереотипы сопровождают человека на протяжении всей жизни, упрощая социальное взаимодействие.
Стереотипы представляют собой знания индивида о других участниках социального взаимодействия.
Различия между людьми позволяют их классифицировать и таким образом создать стереотип.
Стереотипное мышление на сегодняшний день является нерешаемой социальной проблемой, характерной для всего общества.
Только участие в психологических программах позволит человеку избавиться от стереотипного мышления.
Стереотипы используются в разных сферах общественной жизни.
Стереотипы могут оказывать влияние на самоопределение и самовосприятие человека.
Задание 12. Во втором абзаце говорится о том, как мы узнаём стереотипы, в частности перечислены влияющие на этот процесс социальные институты. Укажите термин, используемый в социальной психологии для их обозначения.
агент социализации
предмет социализации
момент социализации
объект социализации