1 Ответ
Задание 1. На рисунке изображён эмбрион человека в разные периоды времени.
Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем иллюстрирует процесс, происходящий с эмбрионом человека?
ответ: Развите
Задание 2. Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите один соответствующий элемент из второго столбца.
ОРГАНИЗМ
А) кишечная палочка
Б) пеницилл
В) клевер гибридны
Г) гребенчатый тритон
ЦАРСТВО
1) Животные
2) Грибы
3) Бактерии
4) Растения
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ответ: 3241
Задание 3. Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) царство Животные
2) род Аурелия
3) тип Кишечнополостные
4) вид Ушастая аурелия
5) класс Сцифоидные
ответ: 13524
Задание 4. Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза от концентрации углекислого газа (по оси х отложена концентрация углекислого газа (в %), а по оси у отложена относительная скорость фотосинтеза (в усл. ед.)).
Какие два из приведённых ниже описаний характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне концентрации углекислого газа?
1) Скорость фотосинтеза растёт на протяжении всего диапазона концентраций углекислого газа.
2) Скорость фотосинтеза не зависит от концентрации углекислого газа.
3) При концентрации углекислого газа в 0,08 % рост скорости фотосинтеза прекращается.
4) При концентрации углекислого газа свыше 0,2 % скорость фотосинтеза начинает снижаться.
5) В интервале концентраций углекислого газа от 0 до 0,03 % рост скорости фотосинтеза линеен.
ответ: 35
Задание 5. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата листа элодеи и рассматриванию его под микроскопом. Запишите цифры, которыми обозначены пункты инструкции, в правильной последовательности в таблицу.
1) С помощью пипетки капните на предметное стекло каплю воды.
2) Препаровальными иглами осторожно расправьте лист и покройте его покровным стеклом.
3) Протрите салфеткой предметное и покровное стёкла.
4) Отделите пинцетом один лист элодеи и положите его в каплю воды.
5) Рассмотрите препарат под микроскопом при увеличении в 300 раз (объектив ×20, окуляр ×15).
ответ: 31425
Задание 6. Как называется лабораторная посуда, изображённая на рисунке?
1) пробирка
2) колба
3) чашка Петри
4) спиртовка
ответ: 2
Задание 7. Известно, что Рябина обыкновенная – небольшое дерево с сочными плодами, неприхотливое к условиям обитания. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Растёт по берегам рек, озёр, вдоль дорог, по лесным опушкам, на полях, в парках, садах, скверах.
2) Рябина является символом счастья и мира в семье, её часто сажают возле дома.
3) Распространена почти во всей Европе, Передней Азии и на Кавказе.
4) Имеет пищевое, медоносное, медицинское, декоративное и другие значения.
5) Плод рябины – яблоко – служит пищей зимующим птицам.
6) У рябины единственный одревесневший стебель длиной до 12 м.
ответ: 156
Задание 8. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.
Какой термин следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) соцветие
2) личинка
3) эмбрион
4) орган
ответ: 1
Задание 9. Какие особенности строения отличают земноводных от рыб?
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) органы дыхания представлены лёгкими и кожей
2) имеется внутреннее и среднее ухо
3) головной мозг состоит из пяти отделов
4) имеется плавательный пузырь
5) сердце трёхкамерное
6) один круг кровообращения
ответ: 124
Задание 10. Вставьте в текст «Развитие насекомых» пропущенные элементы из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.
Насекомые с _ (А) проходят в своём развитии четыре стадии. У насекомых с ___ (Б) отсутствует стадия _____ (В). У бабочек личинку называют ____ (Г). Развитие с превращением даёт насекомым возможность быть более приспособленными к условиям существования.
Список элементов:
1) гусеница — Г
2) личинка
3) куколка — В
4) яйцо
5) неполное превращение — Б
6) полное превращение — А
7) взрослое насекомое
8) чешуекрылое
ответ: 6531
Задание 11. Установите соответствие между характерными признаками и классами цветковых растений: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
А) стержневая корневая система
Б) листья простые, с дуговым или параллельным жилкованием
В) число частей цветка кратно трём
Г) зародыш семени имеет две семядоли
Д) в стебле есть камбий
1) Однодольные — Б
2) Двудольные — А
Задание 12. Верны ли следующие суждения о лишайниках?
А. Тело лишайника образовано гифами гриба и одноклеточными зелёными водорослями или цианобактериями.
Б. Размножаются лишайники кусочками слоевища.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
ответ:
Задание 13. Рассмотрите фотографию лысой кошки. Выберите характеристики, соответствующие внешнему строению кошки, по следующему плану: окрас шерсти, форма ушей, форма головы, форма глаз.
А. Окрас шерсти — отсутствует
Б. Форма ушей — загнутые назад
В. Форма головы — треугольная
Г. Форма глаз — округлая
Д. Исходя из фрагмента описания породы, определите, соответствует ли данная особь стандартам породы эльф.
На клинообразной голове выделяются хорошо заметные скулы. Одной из отличительных особенностей породы эльф являются уши. Они достаточно широкие в нижней части, а заострённые кончики чуть загнуты назад. Глаза отличает миндалевидная и слегка выпуклая форма. Из-за отсутствия шёрстного покрова на поверхности тела заметны многочисленные кожные складки.
1) соответствует
2) не соответствует
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ответ:
Задание 14. Под каким номером изображена лимфатическая система человека
ответ:
Задание 15. Искусственный иммунитет формируется у человека
1) во время внутриутробного развития от матери
2) при вакцинации
3) после перенесённого инфекционного заболевания
4) в процессе медикаментозного лечения
ответ:
Задание 16. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображён глаз человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) белочная оболочка
2) роговица
3) стекловидное тело
4) хрусталик
5) сетчатк
6) радужка
ответ:
Задание 17. Выберите в приведённом ниже списке три признака, характерных для эритроцитов человека, и запишите номера, под которыми они указаны.
1) теряют ядра при созревании
2) имеют форму двояковогнутых дисков
3) обеспечивают иммунные реакции
4) могут выходить в межклеточное пространство
5) транспортируют кислород и углекислый газ
6) их численность увеличивается при воспалительном процессе
ответ:
Задание 18. Установите соответствие между железами и типами секреции: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ЖЕЛЕЗА
А) надпочечник
Б) щитовидная
В) печень
Г) слёзная
Д) потовая
Е) гипофиз
ТИП СЕКРЕЦИИ
1) внешняя
2) внутренняя
ответ:
Задание 19. Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания беркута.
Список характеристик:
1) хищная птица
2) редуцент
3) консумент второго и третьего порядков
4) дневной охотник
5) всеядное животное
6) растительноядное животное
ответ:
Задание 20. Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит глухарь.
В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме. Цепь начните с продуцента.
ответ:
Задание 21. Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы тёмнохвойного леса. Как изменятся численность лисиц и численность бурундуков, если в течение нескольких лет наблюдалось увеличение численности мышей?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
ответ:
Задание 22. Рассмотрите фотографию сорного растения, высотой 3–4 метра. Как называют данное растение?
В чём заключается его опасность для человека?
ответ:
Задание 23. Знаменитый эксперимент Авиценны: двух ягнят одного помёта поместили в две клетки и кормили абсолютно одинаково. Но один из ягнят видел клетку с волком. В начале эксперимента оба ягнёнка имели приблизительно одинаковую массу тела. Через некоторое время тот ягнёнок, который не видел волка, был бодрым и толстеньким. Другой же, видевший волка постоянно, был подавлен, малоподвижный, худой, шерсть была неопрятная.
Какой вывод мог сделать учёный по итогам эксперимента?
Можно ли считать результаты эксперимента достоверными? Ответ поясните.
ответ:
Прочитайте текст и выполните задание 24
ОПЫЛЕНИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ
После созревания пыльцы происходит перенос пыльцевого зерна на рыльце пестика. Этот процесс называется опылением. У некоторых растений созревшая пыльца попадает на рыльце пестика того же цветка, что приводит к самоопылению. Однако у большинства растений пыльца с одного цветка с помощью ветра, воды, животных, человека переносится на рыльце пестика другого цветка. Такое опыление называется перекрёстным. Наиболее распространённым в природе является перекрёстное опыление с помощью животных (насекомых). Для привлечения насекомых в цветке развиваются особые железы – нектарники, выделяющие сахаристую жидкость (нектар). Перелетая с цветка на цветок и питаясь нектаром, насекомые опыляют цветущие растения. После попадания на рыльце пестика пыльцевого зерна происходит его прорастание. Образуется длинная тонкая пыльцевая трубка, растущая в сторону семязачатка завязи. В пыльцевой трубке имеются две мужские половые клетки – спермии. Семязачаток завязи имеет зародышевый мешок, состоящий из нескольких клеток. Главными из них являются яйцеклетка (женская половая клетка) и центральная клетка. Пыльцевая трубка достигает зародышевого мешка, и происходит оплодотворение – слияние мужской и женской половых клеток (гамет). Оплодотворение у цветковых растений двойное, поскольку происходит слияние одного спермия с яйцеклеткой, а другого – с центральной клеткой. Из оплодотворённой яйцеклетки (зиготы) развивается зародыш семени, а из оплодотворённой центральной клетки образуется эндосперм, содержащий запас питательных веществ семени. Таким образом, из семязачатка в целом развивается семя, а из завязи пестика – плод.
Задание 24. Используя содержание текста «Опыление цветковых растений» и знания из школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
1) Что в тексте понимается под опылением?
2) В чём различие перекрёстного опыления и самоопыления?
3) Когда Австралию завезли семена дикого клевера и засеяли ими поля, то клевер вырос, хорошо цвёл, но плодов и семян у него не было. Как можно объяснить такое явление?
ответ:
Задание 25. Пользуясь таблицей 1 «Химический состав морской воды и сыворотки крови», ответьте на следующие вопросы.
Таблица 1
Химический состав морской воды и сыворотки крови
1) Процентное содержание каких химических элементов выше в морской воде, чем в сыворотке крови?
2) Содержание какого химического элемента, относящегося к металлам, преобладает в составе и морской воды, и сыворотки крови?
3) Чем сыворотка крови отличается от плазмы?
ответ:
Задание 26. В пятницу пятиклассник Сергей посетил школьную столовую, где ему предложили на обед следующее меню: суп молочный с макаронными изделиями, мясной биточек с гарниром из отварного риса, кисель и кусок пшеничного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.
1) Какова энергетическая ценность школьного обеда?
2) Какое ещё количество белков должно быть в пищевом рационе Сергея в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если его возраст составляет 11 лет, а масса тела – 37 кг?
3) Каковы функции белков в организме человека? Назовите одну из таких функций.