Перед вами эскиз декорации к первой постановке одной из представленных выше «Золотых рыбок». Предложите, кто был автором музыки этого балета — Л. Минкус или Н. Н. Черепнин
1 Ответ
Сказки А.С. Пушкина и их отражения в разных видах искусства.
Исследователи по-разному строят список текстов, входящих в сказочный цикл А.С. Пушкина, но пять произведений «Сказка о поле и о работнике его Балде», «Скака о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне» входят в этот список всегда.
Довольно часто к нему присоединяют поэму «Руслан и Людмила», которая написана гораздо раньше сказочного цикла, но тесно связана с ним тематически и образно. Все эти тексты были созданы в совершенно разные периоды жизни поэта и несут на себе отпечаток его личных чаяний и разочарований.
Задание 1. Исходя из приведённого выше описания, попробуйте определить — какой из наборов относится к работам Билибина 1906—1907 годов, какой к иллюстрациям Зворыкина 1903 года, а какой к его же произведениям 1925 года?
Билибин 1906—1907 гг. — АГ
Зворыкин 1925 г. — 1-5
Зворыкин 1903г — ad
Задание 2. Обратите внимание на изображения, обозначенные римскими цифрами I—III. Исходя из стилистического решения работ, подумайте, к какому набору иллюстраций относится каждая из них?
Ответ: 1 — Зворыкин — 1925, 2 — Билибин, 3 — Зворыкин — 1903
Задание 3. Своеобразным водоразделом между эпохами Л. Минкуса и Н.Н. Черепнина является творчество одного композитора, который существенным образом реформировал балетную музыку. Обычно говорят, что он первым её «симфонизировал» — превратил из простого фона для сценического действия в само действие, музыкальное сочинение с собственной драматургией, которое может полноценно восприниматься без хореографии. Выберите имя этого композитора.
М.П. Мусоргский
Н.А. Римский-Корсаков +
С.В. Рахманинов
П.И. Чайковский
Задание 4. Перед Вами адаптированные тексты отечественных исследователей, посвящённые двум различным балетам по «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.
Исходя из содержания текстов и представленной справочной информации определите, какой текст соответствует балету Л. Минкуса, а какой — балету Н.Н. Черепнина.
Балет №1: = Минкус
Музыка создавалась одновременно с другим балетом на восточную тему, постановка которого должна была состояться в Париже. Загруженный работой, композитор прибегал к своеобразному «автоцитированию» — использовал фрагменты одного своего произведения при сочинении другого, что было в ту эпоху в порядке вещей.
Показательно, что почти полтора десятилетия спустя композитор вновь вспомнил об этой музыке и использовал оттуда фрагмент, который в новом спектакле вошёл в большой дивертисмент танцев народов России. Причина очередного обращения композитора к своему прошлому материалу теперь, вероятно, была не только в спешке: избранный им фрагмент пришёлся кстати, поскольку в нём некоторым образом отразилось знакомство автора с русскими эпическими симфоническими сочинениями и народной песенной традицией.
Балет №2: = Черепнин
Задание 5. Перед Вами эскиз декорации к первой постановке одной из представленных выше «Золотых рыбок». Предположите, кто был автором музыки этого балета — Л. Минкус или Н.Н. Черепнин.
Н.Н. Черепнин +
Л. Минкус
Задание 6. Верно ли утверждение по отношению к иллюстрациям В. Конашевича?
1. Художник соединяет страницы одного разворота, выстраивая единое пространство иллюстрации.
2. Страницы одного разворота художник решает контрастно, т.к. рисует на одной его части обжитое пространство, а на другой дикий пейзаж.
3. Художник добивается декоративного единства разворота, стилизуя элементы изображения под шрифт.
4. Орнаментальные рамки внизу связывают страницы друг с другом и напоминают украшения древнерусских миниатюр.
5. Устройству орнаментальной рамки внизу страницы соответствует композиция иллюстрации наверху, где элементы зданий, пейзажа или герои выполняют роль устойчивых границ изображения.
6. Текст и иллюстрация заполняют собой всю поверхность листа.
7. В композиции разворота страниц преобладают диагональные решения, благодаря которым связываются верх левой и низ правой страниц или наоборот.
8. Наличие больших белых полей с левой и правой стороны каждой страницы придают разворотам сходство с древнерусской рукописной книгой.
9. Изображение намеренно не соответствует тексту страницы, на которой оно помещено.
10. Художник, как и древнерусские мастера, придаёт большое значение оформлению заглавных букв.
Ответ: 1 — нет, 2 — да, 3 — нет, 4 — да, 5 — да, 6 — да, 7 — нет, 8 — да, 9 — нет, 10 — нет
Задание 7. Прочитайте тексты и определите — о каком спектакле идёт речь в каждом тексте («Сказки Пушкина» Театра Наций, или «Сказки Пушкина» театра «Пространство “Внутри”»)?
Текст 1
Портреты Старика и Старухи в руках актрис имеют ярко выраженные японские черты. В качестве изобразительных средств в ход идут опахала и веера.
Текст 2
Магия этих «Сказок Пушкина» — не в цирковой иллюзии метаморфоз, а в балаганном драйве и иронии. В том, как ориентальная красавица Сэсэг Хапсасова пропевает «Здесь русский дух» с неподражаемой блюзовой оттяжкой.
Текст 3
«Сказка о мёртвой царевне» в исполнении Татьяны Весёлкиной поставлена в египетском стиле. Длинные резные фигурки злой египетской красавицы, постепенно оживающая в хрустальном гробу царевна — картины сменяют одна другую, в одной глаза царевны закрыты, в другой они раскрываются, в третьей на лице появляется улыбка.
Текст 4
На фоне сияющего экрана — дерево, на нём — Пушкин (он же — Рассказчик) с рыжей копной волос из-под шляпы, этакий Весёлый Шляпник из бёртоновской «Алисы в Стране чудес».
Текст 5
Постоянно меняет перспективу: вот у него огромная золотая рыбка «выплывает» из-под сцены — это прекрасная Елена Николаева в горящем чешуёй платье с хвостом распевает своё «чего тебе надобно, старче».
Текст 6
В «Сказке о золотом петушке» в исполнении Татьяны Матюховой будут красные конские копыта на зелёном коврике-траве, красные конские маски, ошмётки поломанных игрушечных лошадок и воинов — результат страшной битвы, сладкий петушок на палочке…
Текст 7
«Сказка о рыбаке и рыбке» выдержана в условно «японском» духе, разыграна с использованием вееров, масок, барабана; «Сказка о мёртвой царевне» — в древнеегипетском (семь богатырей с пёсьими головами будто сошли с фронтона пирамиды, а пещера для хрустального гроба превратилась в фараонову гробницу…)
Текст 8
Нежная газовая ткань колыхнётся волной, движимая властью волшебного Творца, и исчезнет, а очумевшую Старуху (Татьяна Щанкина) выведут под рученьки мейерхольдовские слуги просцениума — стражники «стиляги» с коконами на головах.
Текст 9
Набелив лица масками, (режиссёр — ред.) вытащил на свет способность немолодых актёров изгаляться, петь и танцевать, то есть осмелеть «под прикрытием». И быть сверхточными.
Текст 10
Режиссёр спектакля рассказывает: «Потом мы предложили создать для каждой актрисы своеобразный тематический игровой набор, как для ребёнка. Все актрисы существуют по этому принципу — у каждой есть набор волшебных предметов, который можно разложить на столе и играть в сказку»
Ответ: 1,3,6,7,10 — Пространство внутри; 2,4,5,8,9 — театр наций