1 Ответ
Задание 1. Выберите из списка события, произошедшие в том же веке, что и описанные в тексте.
И услышал великий князь Юрий Ингоревич Рязанский, что нет ему помощи от великого князя Георгия Всеволодовича Владимирского, и тотчас послал за братьями своими: за князем Давыдом Ингоревичем Муромским, и за князем Глебом Ингоревичем Коломенским, и за князем Олегом Красным, и за Всеволодом Пронским, и за другими князьями.
принятие Великой хартии вольностей +
восстание Уота Тайлера
война за испанское наследство
коронация Карла Великого
смерть Всеволода Большое Гнездо +
взятие Константинополя крестоносцами +
Задание 2. Вам представлены фрагменты писем из переписки одного исторического деятеля. Выберите для каждого фрагмента год создания письма (если он не указан) и адресата, которому оно предназначалось.
Фрагмент письма
Какого только зла и каких гонений от тебя не претерпел! И каких бед и напастей на меня не обрушил! И каких грехов и измен не возвёл на меня! А всех причинённых тобой различных бед по порядку не могу и исчислить, ибо множество их и горем ещё объята душа моя. Но под конец обо всём вместе скажу: всего лишён был и из земли Божьей тобою без вины изгнан. И воздал ты мне злом за добро моё и за любовь мою непримиримой ненавистью. Кровь моя, словно вода, пролитая за тебя, вопиет против тебя перед Богом моим. Бог читает в сердцах: я в уме своём постоянно размышлял, и совесть свою брал в свидетели, и искал, и в мыслях своих оглядывался на себя самого, и не понял, и не нашёл — в чём же я перед тобой виноват и согрешил. Полки твои водил и выступал с ними и никакого тебе бесчестия не принёс, одни лишь победы пресветлые с помощью ангела Господня одерживал для твоей славы и никогда полков твоих не обратил спиной к чужим полкам, а, напротив, преславно одолевал на похвалу тебе.
Задания 3.
Овет: Иван 4, лизавета 1 — 1570
Задание 4. Выберите подходящий вариант в выпадающем списке
Фрагмент письма
А после этого пришла весть про послов твоих, будто они идут, и будто ты на своём государстве. А ныне про послов твоих слуху нет, а ты, говорят, сидишь в Стокгольме в осаде, а брат твой Эрик на тебя наступает. И тут-то ваше плутовство и обнаруживается: оборачиваетесь, как гад, разными видами. И раз уж год прошёл, а ты бить челом не прислал, а земли своей и людей тебе не жаль (богат и надеешься на деньги!), и мы тогда много писать не хотим: возложили упование на Бога. А как крымскому хану без нас от наших воевод досталось, о том, спросив, узнаешь!
Ныне же мы поехали на своё царство в Москву, а в декабре опять будем в своей вотчине, Великом Новгороде, и тогда ты посмотришь, как мы и наши люди станем у тебя мира просить! Если же ты захочешь бранную лютость утолить и пришлёшь послов, согласно нашему наставлению, и мы, оценив твою покорность, тебя пожалуем. Дано это величественное наставление в нашей вотчине, в Великом Новгороде, 11 августа, индикта 15‑го, на 39‑й год нашего правления, на 26‑й год нашего Российского царства, 20‑й год Казанского царства, 18-й год Астраханского царства.
Год появления источника = Юхан 3 1572
Задание 5.
Выберите подходящий вариант в выпадающем списке
Фрагмент письма
Пойми же, к чему тебя приводит Курбский, чтобы нас погубить! Мы смиренно уведомляем тебя об этом по христианскому обычаю — ведь тебя Курбский обрёл как нашего губителя, а ты мощью благочестивого рассудка отвергни его злочестие и такую недостойную славу на себя не возводи, но лучше укрась себя славой благочестивого государя и благочестием. И если Бог соблаговолил тебя из такого княжества возвести на такое великое государство, то ты в этом государстве введи такие христианские обычаи, которые достойны столь великого государства. А начнёшь и впредь браниться с такими оскорблениями, то и будет видно, какого ты происхождения, как поступаешь и пишешь. А мы как христиане по христианскому обычаю со смирением увещеваем и браниться с тобою не хотим, потому что тебе со мною браниться — честь, а мне с тобою браниться — бесчестье. Поэтому как Езекия, царь иудейский, ассирийскому царю Сенахериму говорил: «Вот, господин, раб твой Езекия», так и я тебе, Стефану, говорю: «Вот, господин, раб твой Иван, вот, господин, раб твой Иван, вот я, господин, раб твой Иван». Утешил я тебя такой своей покорностью?
Писана в нашей вотчине в городе Пскове в лето от создания мира 7088-е, в первый день октября, индикта 8‑го, на 45‑й год нашего государствования, а царствования нашего: Российского — 32, Казанского — 28, Астраханского — 25.
Год появления источника = Стефан Баторий 1579 год
Задание 6. Выберите исторического деятеля, фамилия которого пропущена в приведённом ряду.
Ф.А. Головин,__________, А.М. Черкасский, А.П. Бестужев-Рюмин, М.И. Воронцов
Ответ: Г. И. Головкин
Задание 7. Выберите город, пропущенный в приведённом ряду.
Хива, Коканд, Бухара, _______
Ответ: Ташкент
Задание 8. Выберите чин, пропущенный в приведённом ряду.
Действительный статский советник, тайный советник, _________, канцлер.
действительный тайный советник +
действительный тайный советник 1-го класса
камергер
статский советник
Задание 9. В задании предложены иллюстрации и схемы, относящиеся к конкретным историческим периодам. Установите соответствие между предложенными изображениями и историческими периодами, реалии которых они отражают.
Схема
Исторический период = 2-я половина 18 века
Задание 10. Иллюстрация
Исторический период = 1-я половина 18 века
Задание 11. Иллюстрация
Исторический период = 1-я половина 19 века
Задание 12. Иллюстрация
Исторический период = 1-я половина 19 века
Задание 13. Иллюстрация
Исторический период = 2-я половина 19 века
Задание 14. Иллюстрация
Исторический период = 17 век
Задание 15. Иллюстрация
Исторический период = 2-я половина 19 века
Задание 16. Иллюстрация
Исторический период = 2-я половина 18 века
Задание 17. Схема
Исторический период = 17 век
Задание 18. Иллюстрация
Исторический период = 1-я половина 18 века
Задание 19. Рассмотрите предложенные афиши кинофильмов. Выберите из них те, которые посвящены событиям Великой Отечественной войны.
Горячий снег
Они сражались за Родину
Бретская крепость
Судьба человека
Задание 20. Установите соответствие между правителями Российского государства, портреты которых обозначены буквами, и их современниками — европейскими монархами, портреты которых обозначены цифрами.
Портреты правителей Российского государства
Портреты правителей европейских стран
Внимательно рассмотрите схему и выполните задания.
Задание 21. Выберите несколько вариантов ответов
Выберите фрагменты источников, в которых отражены те же события, что и на представленной схеме.
Линия фронта проходила 5–6 километров западнее Мойтево. Это была небольшая деревня, тянувшаяся вдоль дороги Ельня — Вязьма. Здесь было не более 20 домов. Окрестности Мойтево были сравнительно бедны природой: в обе стороны, на восток и на запад, простиралась довольно ровная местность, местами пересекавшаяся небольшими оврагами и холмами. Деревня располагалась на склонах небольшой ложбины, обращённой на восток. С запада часть деревни была прикрыта гребнем холма. Это было очень важно, так как делало эту часть деревни недосягаемой для немецкой артиллерии.
Ответ: 1, 2, 5, 7, 8
Задание 22. Укажите военачальников, участвовавших в военных действиях, ход которых представлен на данной схеме.
Ответ: 1, 4, 6
Задание 23. Соотнесите статистические показатели с соответствующими им числовыми значениями.
Общая длительность нахождения у власти исторического деятеля, бывшего правителем России в
период представленных на схеме боевых действий, полных лет.
Численность русских армий в сражении, обозначенном на приведённой схеме цифрой 3, тысяч человек.
Безвозвратные потери русской армии в сражении, обозначенном на приведённой схеме цифрой 3, тысяч человек.
Длительность военной кампании, события которой представлены на схеме, месяцев.
Число государств, обозначенных на схеме, с территории которых проводилось вторжение в пределы России.
3
6
24
39
128
Задание 24. Выберите верные суждения.
Правителем России в период боевых действий, отражённых на представленной схеме, был внук Петра III.
Переломным моментом в боевых действиях, отражённых на представленной схеме, стало сражение, обозначенное цифрой 2.+
Военная кампания, отражённая на представленной схеме, завершилась победой противников России.
Русским войскам, принимавшим участие в сражении, обозначенном на схеме цифрой 1, в результате данного сражения не удалось соединиться с другой частью русских войск. +
Прочитайте суждения:
1. Данный источник является публицистическим.
2. Автор источника приводит факты японской колониальной эксплуатации.
3. Данный источник является мемуаристикой.
4. С созданием данного источника завершилась русско-японская война.
5. В источнике говорится об успешной подготовке Японии к войне.
6. Автор указывает на недостаточную осведомлённость русского императора в приготовлениях Японии к войне.
7. Автор проводит параллели между описываемыми им событиями и событиями средневековой истории.
8. В источнике описаны события, в которых принимала участие РККА.
9. Автор описывает события, произошедшие в XIX веке.
10. В источнике описываются события, произошедшие в 1939 году.
11. В источнике говорится о равных правах русских и иностранных подданных.
12. Автор источника негативно оценивает степень готовности России к войне с Японией.
13. В источнике описываются дипломатические усилия России по присоединению Кореи в начале XX века.
14. Автор источника описывает период правления Александра II.
15. В источнике описываются события пограничного конфликта СССР и Японии.
16. Данный источник является международным актом.
17. Автор источника описывает цели Японии на Корейском полуострове.
18. В источнике описываются события Второй мировой войны.
19. Автор источника делает акцент на личном отношении исторического деятеля к Японии.
20. В данном источнике автор цитирует исторический труд.
Задание 25. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и приведёнными суждениями.
К каждому фрагменту подберите по ТРИ соответствующих суждения, номера этих суждений выберите по возрастанию.
Российское императорское правительство, признавая за Японией в Корее преобладающие интересы политические, военные и экономические, обязуется не вступаться и не препятствовать тем мерам руководства, покровительства и надзора, кои императорское японское правительство могло бы почесть необходимым принять в Корее. Условлено, что русско-подданные в Корее будут пользоваться совершенно таким же положением, как подданные других иностранных государств, а именно, что они будут поставлены в те же условия, как и подданные наиболее благоприятствуемой страны. Равным образом установлено, что, во избежание всякого повода к недоразумениям, обе высокие договаривающиеся стороны воздержатся от принятия на русско-корейской границе каких-либо военных мер, могущих угрожать безопасности русской или корейской территории. = 4, 11, 16
Этот инцидент весьма тягостно отразился в Петербурге; он очень сильно подействовал на Императора Александра III и не менее тягостно, что вполне естественно, подействовал и на Наследника. Мне представляется, что это событие вызвало в душе будущего Императора отрицательное отношение к Японии, т. е. я хочу сказать, что этот удар шашкой японского изувера, нанесённый в голову молодому Цесаревичу, конечно, неблагоприятно повлиял на его впечатления о Японии и о японцах в частности.
Поэтому понятно, что Император Николай, когда вступил на престол, не мог относиться к японцам особенно доброжелательно, и, когда явились лица, которые начали представлять Японию и японцев, как нацию крайне антипатичную, ничтожную и слабую, то этот взгляд на Японию с особою лёгкостью воспринимался Императором, а потому Император всегда относился к японцам презрительно.
Номера суждений (строго по возрастанию номеров) = 3, 9, 19
Конечная цель у японцев ясна: они рассчитывают упрощённым, кратчайшим способом сперва разорить страну, затем воспользоваться народным восстанием, чтобы её обезлюдить, а потом заселить своими выходцами, т. е. сперва ограбить народ, а затем его убить. Насколько применение такой политической этики времён Тамерлана может удаться, судить пока трудно, но следует сомневаться, чтобы легко удалось стереть с лица земли целый народ, как бы он ни был обессилен слабостью своего правительства.
По 2-му пункту. В Корее имеется много субсидируемых японским правительством частных предприятий, не дающих никакой коммерческой выгоды, а существующих исключительно для виду, как обстановка для японских правительственных агентов и как фикция для отвода глаз иностранцам.
Предприятия, доставляющие японскому правительству существенные выгоды, ниже перечисляются.
а) Сбыт денежных знаков (банкнотов и никелевой монеты), не имеющих никакого фактического обеспечения и потому вполне заслуживающих названия фальшивой монеты.
б) Покупка на эти деньги корейских товаров для вывоза их в Японию посредством японского же каботажа.
в) Насильственное навязывание корейскому правительству своих комиссионных услуг по невыгодным для него покупкам.
Номера суждений (строго по возрастанию номеров) = 2, 7, 17
Ещё перед вечером тридцатого июля японцы начали артиллерийский обстрел южных скатов высоты Заозёрной. Снаряды рвались в камышах, в кустах низкорослого кедровика, вдали, на склонах сопок. Был тёплый и туманный час заката — багровая полоса отражалась в озере Хасан. К артиллерии присоединились пулемёты. Советские пограничники притаились за холмами. Они были спокойны.
— Куда они стреляют? — спросил Иван Чернопятко, младший командир взвода, придвигаясь к лейтенанту Сергею Христолюбову.
— Это они нащупывают нас, — ответил лейтенант, — хотят, чтобы мы ответили… Но мы помолчим!
В это время японцы прекратили стрельбу. Воцарилась безмятежная тишина. Начиналась дальневосточная ночь, полная тревог и напряжения. Лейтенант Сергей Христолюбов заглядывал в лица бойцов, лежавших в цепи: что переживают они, эти молодые парни, впервые идущие в бой? Уверены ли они в победе? Бойцы встречали лейтенанта шутками или ироническими замечаниями по адресу японцев. Люди были крепки и непоколебимы. Иван Чернопятко, весельчак и храбрец, вызвался пойти в разведку. Лейтенант отпустил его с четырьмя бойцами. Чернопятко пополз впереди, он прислушивался к каждому шороху: его натренированный слух пограничника легко разбирался в этом многообразии звуков ночной жизни. Полежав за холмом, разведчики поднялись и пошли дальше. Вскоре они вернулись и доложили, что всё кругом тихо.
Номера суждений (строго по возрастанию номеров) = 1, 8, 15
Нечто подобное происходило и во флоте — отсутствие единого независимого центра планирования, отсутствие ответа на вопрос о стратегически приоритетном направлении — всё это приводило к распылению средств. Флот превращался в единицу отчетности, а не в сбалансированную силу. При таком подходе невозможно было рационально использовать имевшиеся возможности. «Нельзя не отметить того факта, — гласит официальная русская история войны на море, — что как наш, так и японский флоты быстро выросли в последние годы перед войной, и в особенности японский; но тогда как японский флот весьма успешно справился с задачей укомплектования своего флота, мы с этой задачей не справились; это обстоятельство было, несомненно, не последним фактором в нашем поражении. Ссылка на то, что Япония-де морское государство, а Россия — сухопутное, не имеет в данном случае основания. Не моряков у нас не хватило, а людей специальных званий и притом военных, а те, которые и были, — были неправильно обучены». Техника, не имеющая достаточного количества обученных пользоваться ею специалистов, не может быть опасной для противника.
Номера суждений (строго по возрастанию номеров) = 5, 12, 20
Задание 26. Подберите к каждому из предложенных ниже высказываний историков наиболее полный и корректный вариант исследовательской проблемы, решению которой посвящено данное высказывание.
Варианты исследовательской проблемы:
1. Итоги объединения земель вокруг Москвы в правление Дмитрия Донского.
2. Значение Сталинградской битвы для хода Второй мировой войны.
3. Методы правления Екатерины II во второй половине XVIII века.
4. Историческое значение роли Екатерины II в развитии России. +
5. Особенности хода Сталинградской битвы.
6. Оценка экономического развития России до 1380 г.
7. Характер внутриполитического курса Екатерины Великой.
8. Факторы и предпосылки победы Москвы в Куликовской битве. +
9. Изменение отношений Германии и Союзников после Сталинградской битвы. +
«Историческая победа в Куликовской битве 1380 г. менее всего может быть расценена как
случайность. Она была действительно подготовлена всем ходом развития объединительного процесса, подъёмом народного хозяйства на Руси» (А.М. Сахаров).
Корректный вариант исследовательской проблемы = 8
«Екатерине отводится в буквальном смысле переломная роль в истории русского просвещённого абсолютизма, в процессе доиндустриальной модернизации, в истории образования в России и в истории формирования внешнеполитического курса» (К. Шарф).
Корректный вариант исследовательской проблемы – = 4
«Разгром под Сталинградом резко ослабил внешнеполитические позиции Германии. Нейтральные страны отступились от Гитлера, а иллюзии его союзников насчёт победы в войне рассеялись. Эта убедительная победа СССР отрезвляюще подействовала на Японию и Турцию, вынудив их соблюдать осторожность и сдержанность» (Н.А. Шефов).
Корректный вариант исследовательской проблемы = 9