1 Ответ
1.1. Назовите имена поэтов, творивших во времена Золотой Орды?
А) Мухаммет-Амин
Г) Мухаммедъяр
Б) Саиф Сараи
Д) Кул Гали +
В) Махмуд Болгари
Е) Утыз Имяни
1.2. Какие из перечисленных событий произошли в Татарстане в 1992 году:
А) Выборы первого президента РТ
Г) Принятие конституции РТ +
Б) Декларация о государственном суверенитете РТ
Д) Закон о языках народов РТ +
В) Договор о разграничении полномочий
Е) Учреждение гимна РТ
1.3. 27 мая 1920 года был подписан декрет об образовании ТАССР. Чьи подписи стояли на данном документе?
1) М.Х.Султан-Галиев
2) В. И. Ленин +
3) И.В. Сталин +
4) М. И. Калинин +
5) С.С. Саид-Галиев
6) Л. Б. Каменев
Задание 2. Ознакомьтесь с фрагментом списка мусульман из различных уездов и провинций Российской империи.
2.1. Укажите, в каком органе должны были представлять указанные в списке лица соответствующие регионы?
Ответ:
2.2. Укажите порядок избрания представителей от мусульман в данный орган. 3 балла.
Ответ:
Задание 3. Перед Вами перечень событий, произошедших в правление трёх Золотоордынских правителей. Назовите этих правителей, занесите данную информацию в таблицу. Под именами правителей поставьте номера событий, произошедших в их правление.
1) Перепись податного населения в Золотой орде
2) Золотая Орда обрела полную самостоятельность, сохранив только формальную зависимость от Монгольской империи
3) Ислам стал официальной религией в золотой орде
4) Этот хан впервые начал чеканить монеты со своим именем
5) Время правления этого хана считается Золотым веком Золотой орды
6) Письменным и литературным языком стал язык тюркского народа — кипчаков, и монгольский язык начинал употребляться лишь в официальных сношениях.
Ответ:
1 событие, правитель хане Берке
2 событие, правитель Менгу-Тимур
3 событие, правитель Султан Гийас ад-Дин Мухаммед
4 событие, правитель Менгу-Тимур
5 событие, правитель Озбек-хан
6 событие, правитель хан Берке
Задание 4. Установите соответствие между деятелями культуры и их произведениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. 1 балл за каждое верное соотнесение.
1.Дэрдменд (Рамиев Закир)
А. «Җәвамигь әл-каләм шәрехе» («Комментарии к собраниям изречений»), «Мәшһүр хатыннар» («Знаменитые женщины»), «Асар»
2.Риза Фахретдин
Б. «Корабль»
Море кругом,
Грома раскат.
Вдали – паруса корабля.
Ночью и днем
Волны шумят
Темнеет чужая земля…
3.Утыз Имяни Габдерахим ибн Гусман аль-Булгари
В. Судьба татарской женщины», «Старый батрак» («Карт ялчы»), «Дети природы» («Табигать балалары»), «Молодые сердца» («Яшь йөрәкләр»), «Наши дни» («Безнең көннәр»)
4.Галимджан Ибрагимов
Г. «Танзих ал-афкяр фи насаихал- ахъяр» («Добрые наставления для очищения мыслей»), «Женах ал- фаллях фи заммил мубах» («Путь к спасению–осуждение дозволенного»)
Ответ: А-2, Б-1, В-4, Г-3
Задание 5. Внимательно изучите все предложенные Вам иллюстрации и выполните задания.
5.1. А. Выпишите номера иллюстраций, на которых представлены здания, выполненные по проекту одного архитектора, изображенного на фотографии.
Ответ:2, 3 и 5
Б. Укажите фамилию архитектора.
Ответ:Генрих Руш
5.2. Выпишите верные суждения.
А. Все представленные здания сохранились до наших дней.+
Б. Все представленные здания построены в одном архитектурном стиле.
В. Здание, представленное на иллюстрации №2, построено в псевдорусском стиле.
Г. Профессиональная жизнь, творчество и деятельность людей, представленных на фотографиях, не была непосредственно связана со зданием, представленным на иллюстрации под №1.
Задание 6. Внимательно прочитайте отрывок из воспоминаний редактора выездной редакции газеты «Красная Татария» М. Назарова. Заполните пропуск и ответьте на вопросы.
…Осенью 1941 г. немецкая авиация подвергла бомбардировке Казанскую железную дорогу. В городе производилось затемнение. По решению Государственного Комитета Обороны на областную партийную организацию и Казанский комитет обороны была возложена ответственность за сооружение (А).
Формировались строительные отряды из студентов авиационного и педагогического институтов, прибывших во главе с профессорами и преподавателями, жителей Тетюшского, Кайбицкого и других районов. Они возводили противотанковые рвы, рыли окопы. Работа велась на десятках километров. Люди испытывали холод и голод. Разбивали грунт в 40-градусный мороз. […] Студенты приезжали на линию обороны с занятий в легкой обуви и летней одежде.
А) ответ: оборонительного рубежа под Казанью
Ответьте на вопросы по тексту:
Когда было завершено строительство упоминаемого в источнике сооружения?
Ответ: завершено к 25 января 1942 года
Кто руководил строительством указанного сооружения?
Ответ: Руководил операцией по сооружению оборонительного рубежа под Казанью Председатель Совета народных комиссаров ТАССР С. Х. Гафиатуллин, утвержденный в должности начальника ГУ-го Управления оборонительных работ Народного комиссариата обороны СССР (ГУОБР НКО СССР).
Задание 7. Соотнесите события с датами и имена правителей во времена, которых происходили данные волнения.
А) Бездненские волнения
1) Победа русского флота над шведским при Гангуте
A) Анна Иоановна
Б) Создание Казанской суконной мануфактуры
2) Отмена указа о единонаследии
B) Петр I
В) Штурм Казани Пугачевым
3) Заключение Кючук Кайнарджийского мира по итогам русско-турецкой войны
C) Александр I
Г) Учреждение Конторы новокрещенских дел
4) Начало русско-персидской войны
D) Александр II
Д) Открытие Казанского университета
5) Отмена крепостного права
E) Павел I
6) Полтавская битва
F) Екатерина II
Ответ:
А) Бездненские волнения — 1861 год, отмена крепостного права, правитель — Александр II.
Б) Создание Казанской суконной мануфактуры — Не удалось найти информацию о конкретной дате создания Казанской суконной мануфактуры, но это событие могло произойти в XVIII веке, когда Петр I активно развивал промышленность в России.
В) Штурм Казани Пугачевым — 1773-1775 годы, восстание Емельяна Пугачева, правитель-Екатерина II.
Г) Учреждение Конторы новокрещенских дел — 1740 год, учреждение Конторы новокрещенских дел в Казани, правитель — Анна Иоановна.
Д) Открытие Казанского университета — 1804 год, открытие Казанского императорского университета, правитель — Александр I.
Таким образом, события соотносятся с датами и именами правителей следующим образом:
А) Бездненские волнения — Александр II
Б) Создание Казанской суконной мануфактуры — Петр I
В) Штурм Казани Пугачевым — Екатерина II
Г) Учреждение Конторы новокрещенских дел — Анна Иоановна
Д) Открытие Казанского университета — Александр I
Задание 8. Укажите город, расположенный в Республике Татарстан, население которого с 1926 г. по 1959 г. увеличилось в 4 раза, с 1959 г. по 1969 г. – в 2,5 раза, с 1969 г по 1992 г. – в 17 раз. Что на Ваш взгляд, стало причиной столь активного роста численности населения?
Ответ: Город Альметьевск в Республике Татарстан. Причиной активного роста численности населения стал экономический рост и развитие промышленности в регионе.
Задание 9. Перед вами описания деятелей отечественной истории, которые в разное время занимали посты первого секретаря Татарского областного комитета КПСС. Назовите фамилии деятелей, соотнесите их с номерами описаний и буквенными обозначениями изображений (обратите внимание на то, что среди изображений есть «лишние»).
Ответ: 1-Г, 2-Б, 3-Ж, 4-В, 5-А, 6-Д
Задание 10.
Задание 11. В истории существует значительное число устойчивых фраз и выражений. Укажите, какое событие или явление обозначает каждое из приведённых выражений, и кратко объясните, почему данное событие или явление получило такое название.
«Парад суверенитетов»
Ответ: 30 августа 1990 года была подписана Декларация о государственном суверенитете Татарской ССР. Документ подписал Минтимер Шаймиев, тогдашний председатель Верховного Совета республики.
«Латинский фронт»
Ответ: Речь о появлении в Татарстане движения «Латинский фронт», которое возникло после недавнего решения Конституционного суда РФ, запретившего перевод татарского языка с кириллицы на латиницу.
Задания 12. В основном он печатался под псевдонимом, который можно перевести, как «Опечаленный». Он умер 9 октября 1921 г. в Орске.
Ответ: Рамеев Закир Садыкович (Дэрдменд)
Задания 13. 200 лет назад родился известный татарский художник-каллиграф, мастер книжной миниатюры, педагог, статский советник. Учился в медресе при Голубой мечети.
Ответ: Мухамед-Али Махмудов