1 Ответ
Задания по Русскому языку 9-10 класс
Задание 1. Прочитайте текст. Выполните задания к нему. В тексте некоторые слова выделены.
Не слушал он гласа её вдохновений;
И дня лучезарность, и сумрака тени,
Природы зерцала, природы престолы,
Озёра и горы, дубравы и долы –
Всё мертвою буквой немело пред ним.
[П. А. Вяземский. Ферней: «Гляжу на картины живой панорамы…» (1859)]
Установите соответствия, то есть соотнесите то или иное выделенное слово с исторически однокоренными с ним словами в каждом блоке (список слов А, Б и В). В каждом блоке (списке) таких слов не может быть менее двух.
Например, дан ряд слов в блоке Г:
посылать
засолить
прослыть
ославить
служить
случайный
послушник
Устанавливаем, что часть слов этого ряда исторически родственна словоформе слушал в данном тексте. Следовательно, верными ответами для слова слушал будут ответы прослыть, ославить, послушник.
слушал
гласа
вдохновений
сумрака
зерцала
престолы
долы
буквой
пред
мерцание
обморочный
сумасшедший
померкнуть
проморгать
мерзкий
изморось
заморочить (голову)
Ответ: А. Сумрака — мерцание, обморочный, померкнуть, проморгать, заморочить
Задание 2.
Ряд слов: букашка, бухта, букля, незабудка,
буквальный, бюрократ, букет, ноутбук.
слушал
гласа
вдохновений
сумрака
зерцала
престолы
долы
буквой
пред
букашка
бухта
букля
незабудка
буквальный +
бюрократ
букет
ноутбук
Задание 3.
Ряд слов: столоваться, столетник, устланный, стелется,
столько, столбняк, постель, пастельный (цвет).
слушал
гласа
вдохновений
сумрака
зерцала
престолы
долы
буквой
пред
столоваться
столетник
устланный
стелется
столько
столбняк
постель
пастельный (цвет)
Ответ: В. Престолы — столоваться, устланный, стелется, постель
Задание 4. Выберите правильный ответ. Среди выделенных в тексте слов
в словоформе вдохновений один из суффиксов -ен- и нет приставки
в словоформе вдохновений окончание -ий и приставка в-
в словоформе вдохновений нулевое окончание и нет приставки +
в словоформе вдохновений один из суффиксов -н- и приставка в-
Задание 5. Ниже приведены данные о сочетаемости некоторых прилагательных. Они образованы от существительных, зашифрованных буквами А–Г, с помощью суффиксов, зашифрованных буквами X, Y, Z. В таблице приводятся существительные (в начальной форме), которые наиболее часто встречаются с этими прилагательными согласно данным НКРЯ1 .
Суффикс X’ отличается от суффикса X мягкостью согласного. Суффикс Z внешне представляет собой сложение суффиксов Y и X. Прилагательные, образованные с помощью суффиксов X и Y от существительного А, являются производными от него только исторически
Какие существительные зашифрованы буквами А–Г? Напишите начальные формы. = дух
А
Задание 6. Б = верх
Задание 7. В = грех
Задание 8. Г = зуб
Задание 9. Какие суффиксы зашифрованы буквами X, Y, Z? Запишите только сами суффиксы без дефисов, тире и прочих символов. X = н
Задание 10. Y = ов
Задание 11. Z = овн
Задание 12. От прилагательного, содержащего корень А и суффикс Z, образуется одушевлённое существительное с помощью суффикса K. С помощью того же суффикса существительное образуется и от прилагательного, содержащего корень В и суффикс X. Однако в этом случае также можно считать, что это существительное образовано напрямую от существительного В с помощью суффикса L.
Какие суффиксы зашифрованы буквами K и L? Запишите только сами суффиксы без дефисов, тире и прочих символов. K = ик
Задание 13. L = ник
Задание 14. Пользователь одного интернет-форума советует:
Жить _____ (1) моментом, ждать __ (2) чуда!
Во фразе пользователя пропущено многозначное слово Х, которое употреблено в разных значениях в каждом из пропусков.
Укажите пропущенное слово Х в начальной форме. = настоящий
Задание 15. Даны примеры для анализа с пропущенным словом X.
Попыткой восполнить данный пробел и является ___ работа.
Но я верю, что, если удастся найти путь к их сердцам, они смогут стать ___ друзьями!
Целью ____ книги является переиздание наиболее значимых исследований по этой теме, а также публикация работ современных пушкинистов.
Для целей ____ Конвенции ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребёнку, он не достигает совершеннолетия ранее.
Вы должны стремиться стать живым примером, показывающим, чего способен добиться в современном мире _____ мастер.
Тогда дом становится _____ домом, куда хочется возвращаться.
Сначала упорно искать и с трудом найти ______ имя похороненного у дороги солдата, а затем выдать его могилу за могилу другого – где же логика?
В ______ время эта картина находится в Сумском областном художественном музее имени Н. Х. Онацкого в городе Сумы.
Это мягкие лирические романтики, не удручённые проблемами окружающих, которые умеют жить _______ минутой, не заботясь о будущем и забыв прошлое.
Но через день от огорчений не осталось и следа, – я увидел ________ праздник.
Разделите примеры для анализа на три группы.
1. В первую группу отнесите примеры, в которых слово Х имеет такое же значение, как в предложении под номером 1.
2. Во вторую группу отнесите примеры, в которых слово Х имеет такое же значение, как в предложении под номером 2.
3. В третью группу отнесите примеры, в которых слово Х имеет другое значение, отличное от значений в первой и второй группах.
1 группа.
Примеры, в которых слово Х имеет такое же значение, как в предложении под номером 1. = 1348
Задание 16. 2 группа.
Примеры, в которых слово Х имеет такое же значение, как в предложении под номером 2. = 2610
Задание 17. 3 группа. = 3: 9
Примеры, в которых слово Х имеет другое значение, отличное от значений в первой и второй группах.
Задание 18. Заполните пропуски.
В современном русском языке слово Х является ______ (укажите часть речи), этимологически оно является _______ (укажите часть речи). = прилагательное, причастие
Задание 19. Слово Х заимствовано из
не является заимствованием
древнерусского
греческого
старославянского +
польского
Задание 20. Прочитайте текст и выполните задания.
Со единыя страны иконы тоя на затворце образ Николы чюдотворца, а з другую – Илии пророка. И вземъ ю и целова с верою многою, и постави ея у нивы своея на мѣстѣ простѣ, на дрѣве. И приде инъ нѣкий человѣкъ и взять ю у него. Лука же моливъ его, дав ему хлѣб овсанъ, и взят к себе паки икону, и поиде с нѣю в дом свой.
Какой частью речи является слово простѣ?
существительным
прилагательным +
местоимением
наречием
глаголом
Задание 21. Дополните одним словом перевод фразы «И приде инъ нѣкий человѣкъ».
Перевод: И пришёл ______ некий человек. = другой
Задание 22. Какое существительное заменяет местоимение ю в предложении «И приде инъ нѣкий человѣкъ и взять ю у него»? (Слова указаны в той форме, в которой они встречаются в тексте.)
образ
затворце
верою
иконы +
страны
Задание 23. В тексте найдите глагольную форму Х, которая исторически родственна историзму Y со значением «должностное лицо, исполняющее судебные, финансовые, полицейские обязанности».
Запишите глагольную форму Х (в той же форме, в которой она встречается в тексте). = Целовала
Задание 24. Запишите слово Y в начальной форме. = Целовальник
Задание 25. В каком из слов при изменении его формы не может быть выделен суффикс?
брат
лист
стол +
стул
Задание 26. В каких словах также нет суффикса?
лисий
лиса +
принёс
быстрый +
лёг
Задание 27. Опытный участник олимпиады Евлампий мечтает стать лингвистом-фонетистом. Чтобы претворить свою мечту в жизнь, ему приходится много заниматься и изучать различные источники. Пока Евлампий не определился с кругом своих научных интересов, поэтому он старается охватить как можно больше аспектов, связанных с его любимой наукой. На этот раз Евлампий озадачился вопросом, оказавшимся на пересечении фонетики и орфографии.
Результаты своих изысканий Евлампий занёс в таблицу, но при сохранении файла на жёсткий диск компьютера произошёл сбой, и часть информации была утрачена. Однако Евлампий не запаниковал и принялся восстанавливать таблицу. Он вспомнил, какие данные пропали, и записал их, а пропуски в таблице обозначил буквами А–К.
Помогите Евлампию восстановить исходный вид таблицы. Для этого соотнесите утраченные данные с буквами А–К.
Утраченные данные:
после парных по твёрдости/мягкости согласных
йотированные гласные после согласных +
жёрнов
пастель
после непарных по твёрдости/мягкости согласных
денди
иняз
цель
в сложносокращённых словах
еще
А
Задание 28. Б = после непарных по твёрдости / мягкости согласных
Задание 29. В = после парных по твёрдости / мягкости согласных
Задание 30. Г = в сложносочиненных
Задание 31. Д, Е, Ж = Жернов, Цель, Еще
Задание 32. З, И = Денди, Пастель
Задание 33. К = Иняз
Задание 34. Даны слова: маршрутка, заколка, заправка, грунтовка, отмычка, отвёртка.
Разделите эти слова на две равные группы по способу словообразования.
Ответ: гр. 1: маршрутка, заправка, грунтовка, гр. 2: заколка, отмычка, отвертка
Задание 35. Компьютерная лингвистика – направление в прикладной лингвистике, ориентированное на использование компьютерных инструментов – программ, компьютерных технологий организации и обработки данных – для моделирования функционирования языка в тех или иных условиях, ситуациях, проблемных сферах. В современной компьютерной лингвистике широко используется некая функция, которая принимает на вход два слова и возвращает число.
В частности, эту функцию используют такие утилиты, как корректор (автоматически исправляет орфографические ошибки в тексте), Т9 (предска-зывает набираемое слово, исходя из набранных ранее букв).
В качестве эксперимента группа учёных-этимологов решила применить функцию для сопоставления слов русского языка на разных этапах его развития. В результате получилась следующая таблица.
Выберите букву современного русского языка, которая исторически произошла от двух букв.
А
О
Ы +
Н
Г
Задание 36. Заполните пропуски. (1) = Исписати
Задание 37. Заполните пропуски. (2) = Ярославъ
Задание 38. Заполните пропуски. (3) = себе
Задание 39. Заполните пропуски. (4) = Коньць
Задание 40. Заполните пропуски. (5) = Человекъ
Задание 41. Прочитайте текст и выполните задания.
А Анна Петровна? У ней просто странное платье, как будто бы сделанное из мха. Мох этот как будто даже растёт и завивается на ней. Приехав, она его выстирала и ходила в пальто, пока оно сохло. Пожилая образованная дама, а у ней единственное платье! Нет, недопустимо! – и, отсчитав 84 петли, Бабушка начала светр для Анны Петровны. Она вязала – две направо, две налево, накид – и старалась оправдать логически < …> движение своего сердца. [Нина Фёдорова. Семья. (1952)]
Найдите глагол, от которого невозможно образовать в соответствии с современными грамматическими нормами деепричастие несовершенного вида. Выпишите его из текста в той форме, в которой он стоит в тексте.
Задание 42. Найдите в тексте слово, которое является устаревшим вариантом слова, и напишите его современный вариант. = Свитер
Задание 43. Найдите слово, которое имеет омонимичные формы в некоторых падежах (в тексте оно употребляется в одной из них) и образовано от глагола бессуффиксным способом / способом нулевой суффиксации. = Накид
Задание 44. Найдите в тексте отглагольное слово, имеющее грамматические омонимы. Выпишите его в той форме, в которой оно стоит в тексте. = недопустимо
Задание 45. В словаре С. И. Ожегова слово Y следует за словом X. Ниже приводятся толкования для этих слов.
X, вводн. частица (прост.). Может быть (о том, что желательно для говорящего, на что он надеется).
Y, (разг.). То же, что сетка.
Какие слова зашифрованы буквами X и Y?
X – авось
Задание 46. Y – авоська