Какого чередования нет в корне слова пришедъ? При ответе учитывайте формы слова и однокоренные слова, в том числе с исторической точки зрения.
х/ш
ш/ж
д/ж
д/жд
1 Ответ
Задание 1. В тексте употреблено существительное, которое родственно глаголу со значением «копать, делая в земле углубление». Запишите существительное в современной орфографии в начальной форме.
Ответ: Ров
Задание 2. Какого чередования нет в корне слова пришедъ? При ответе учитывайте формы слова и однокоренные слова, в том числе с исторической точки зрения.
х/ш
ш/ж +
д/ж
д/жд
Задание 3. Выберите неверный перевод фрагмента текста.
Он же быстро с малой дружиной…
И пришёл на Волгу…
На поле споткнулся под ним конь в яме…
… и повредил маленькую ногу.+
Задание 4. Составьте из приведённых слов цепочку так, чтобы конечный звук каждого слова совпадал с начальным звуком следующего за ним слова, а конечный звук последнего слова – с начальным звуком первого слова.
торф, верность, церковь, совок, телец, ферзь, ворон, мост, карандаш, север, ром, вскрик, шерсть
Цепочка должна содержать всего десять слов и начинаться со слова торф.
Ответ: торф вскрик карандаш шерсть телец церковь ферзь север ром мост
Задание 5. Лингвисты, работая со словосочетаниями, используют специальные обозначения.
Даны словосочетания, а также их формализованные записи в перепутанном порядке.
Словосочетания
• тезисы презентации
• пойти в лес
• большие города
• язык урду
• управлять страной
• диалоги о рыбалке
• быстро бегать
Формализованные записи
• N1Adj
• N1plN2
• AdjN1pl
• VPrepN4
• VN5
• N1plPrepN6
• AdvV
Установите правильные соответствия.
пойти в лес
тезисы презентации
большие города
язык урду
быстро бегать
управлять страной
диалоги о рыбалке
N1Adj
N1plPrepN6
VPrepN4
N1plN2
AdjN1pl
VN5
AdvV
пойти в лес – VPrepN4, тезисы презентации – N1plN2, большие
города – AdjN1pl, язык урду – N1Adj, быстро бегать — AdvV,
управлять страной – VN5, диалоги о рыбалке – N1plPrepN6
Задание 6. Как известно, в русском языке сонорные согласные (обычно [р] и [л]) в определённых позициях могут стать слогообразующими (обычно за счёт вставки редуцированного гласного перед соответствующим сонорным). Образование такого слога возможно в том случае, если сонорный находится между согласными (метрдотель) или после согласного перед паузой (корабль).
Выберите ответ, содержащий словоформу, в которой сонорный звук является слогообразующим.
сентябрьского +
метра
ноября
театра
Задание 7. Какие из данных ниже глаголов могут использоваться не только для описания речевого действия, но и для его непосредственного осуществления (произнесение названия речевого действия и означает его осуществление, то есть является поступком)?
Укажите эти глаголы.
попрекать
клясться +
лгать
протестовать +
благословлять +
объяснить
аргументировать
предупреждать +
шептать
обвинять +
Задание 8. Шифр – система преобразований, зависящая от некоторого секретного параметра (ключа) и предназначенная для обеспечения секретности информации. Ниже приводятся примеры слов, зашифрованных шифром «Водичка»:
ЛИНГВИСТИКА
15−4−17−9−1−4−20−21−4−6−7
15−4−17−9−1−4−20−21−4−6−7
ВОЛОГДА
1−2−15−2−9−3−7
1−2−15−2−9−3−7
ЛЕСОК
15−10−20−2−6
15−10−20−2−6
Выберите вариант ответа, в котором правильно зашифровано слово ОЛИМПИАДА.
2−13−4−14−17−4−1−3−1
2−15−4−16−18−4−7−3−7
16−13−10−14−17−10−1−5−1
16−15−10−16−18−4−7−3−7
Ответ: 2-15-4-16-18-4-7-3-7
Задание 9. Выберите вариант ответа, в котором правильно расшифровано слово, которое обозначается шифром:
1−2−3−4−5−6−7.
ВОДЯНОЙ
ВОДИЧКА +
ВОДИТСЯ
ВОДНЫЙ
Задание 10. Компания «Яндекс» ко Дню русского языка провела исследование слов, которые используются только в некоторых частях страны. Из него можно узнать, например, что такое «абый», «банчить», «бомжовка» и многое другое. В «Яндексе» попробовали составить список таких слов, не претендующий на полноту, но дающий представление о региональном разнообразии русского языка. Для этого использовали данные блог-платформы «Яндекс.Дзен»: изучили статьи и комментарии 6 млн пользователей из всех регионов России, в общей сложности – 11 млрд словоупотреблений, а потом вместе с лингвистами из Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН отобрали самые интересные слова и дали им определения.
Перед вами список значений слов:
1. Загорать, лежать на пляже (о. Сахалин).
2. Приготовить вкусный борщ (Тульская область).
3. Бутик (магазин модной одежды), иногда – салон красоты (Новосибирская область).
4. Переборщить, т. е. перейти границы должного, позволить себе лишнее в чём-нибудь (в словах, поведении) (Вологодская область).
5. Толкаться (Воронежская область, Липецкая область).
6. Бутерброд (Челябинская область).
7. Громко звать (Ростовская область).
8. Болото, болотистая местность (Ивановская область).
9. Блуждать (Ростовская область, Ставропольский край).
10. Болтун, трепло (Ивановская область).
11. Медлить, плохо соображать (Воронежская область, Липецкая область).
норм
К каждому слову подберите его значение, подставив соответствующий номер.
Бестолковиться -11
Блукать — 9
Бололо — 10
Борщануть — 4
Бутерик — 6
Задание 11. Вика решила подготовиться к школьной олимпиаде по русскому языку. Для этого она выбирает тройки русских слов и упорядочивает их, руководствуясь некоторыми правилами и располагая их по некоему структурному признаку. Вот, к примеру, одна из получившихся у Вики упорядоченных троек:
машинка – палка – кирка.
Упорядочьте следующие тройки слов.
Поганка, подобный, полесье.
Мешок, сурок, игрок.
Врач, басмач, бородач.
Укол, угол, узор.
Дан ряд слов: детский, безнравственный, горелый, ответственный, своевременный, клюквенный, свойственный, старший.
Эти слова участники олимпиады разделили на несколько групп в соответствии с определённым морфологическим свойством. Прочитайте варианты ответа, укажите правильный(-ые).
1)Данные слова являются именами прилагательными, и их можно разделить на три группы в соответствии с лексико-грамматическим разрядом прилагательных: качественные, относительные и притяжательные.
2)Данные слова можно разделить на две равные группы: имена прилагательные и слова, которые могут употребляться и как прилагательные, и как существительные.
3)Данные слова можно разделить на две равные группы: имена прилагательные, которые не имеют краткой формы, и имена прилагательные, у которых допустимы варианты при образовании краткой формы.
Представьте, что создана компьютерная программа, которая выявляет все возможные «ошибкоопасные» с точки зрения орфографии места при написании слова (исключая проблемы слитного и раздельного написания, удвоения согласных и выбора прописной/строчной буквы).
Для наглядности эти места при запросе заполняются программой альтернативными, орфографически неверными написаниями. Так, слово «синенькие» может быть представлено программой в следующем графическом виде – «сининькейи» либо, например, так – «синянькейя».
Предложение «Состоялись Лермонтовские чтения» было представлено программой так:
«састайалезь Лермантавзкейи чьтеняйе».
Укажите одну букву, которая оказалась не учтена программой.
Ответ:
полесье – подобный – поганка
игрок – мешок – сурок
бородач – врач – басмач
укол – узор – угол
15 Данные слова можно разделить на две равные группы: имена прилагательные, которые не имеют краткой формы, и имена прилагательные, у которых допустимы варианты при
образовании краткой формы.
Буква-в