0
0 комментариев

В российском языкознании издавна применяется термин гнездо в значении «совокупность слов, связанных друг с другом по происхождению». Во многих школьных учебниках употребляется такой термин, как словообразовательное гнездо – совокупность однокоренных слов, связанных друг с другом при помощи словообразовательных средств современного русского языка. Нас же с вами интересует гнездо этимологическое, слова в котором являются родственными не только на данном этапе развития языка, но и исторически. Этимологически связанными являются слова, произошедшие от одного праславянского корня. Такие «родственники» могут находиться в самых разных славянских языках.
Восстановите элементы этимологического гнезда по описанию. Ниже вам представлены слова для выбора, необходимо определить, какие из них могут занять свою позицию в этимологическом гнезде. Не все слова должны быть распределены.
Структура слова: на современном этапе в структуре слова выделяются корень, два суффикса и окончание. История слова: первоначально слово содержало приставку, которая со временем вошла в состав корня; слово является производным от глагола, являющегося калькой с греческого
προσέχειν (были дословно переведены приставка со значением смежности, близости и корень со значением «брать, хватать») 1.
Структура слова: на современном этапе в структуре слова выделяются корень, суффикс и суффикс инфинитива. История слова: первоначально в слове выделялась приставка, являющаяся продуктивной в современном русском языке, позже она вошла в состав корня. Исторический корень этого слова состоял из двух букв, позже, под влиянием родственных слов, претерпевших изменения в структуре корня под влиянием приставок, стал состоять из трёх букв. Исторически слово имело значение «ловить, хватать, брать». Это значение осталось у родственного слова, в котором исторический корень не претерпел изменений. 2.
Структура слова: на современном этапе в структуре слова выделяются корень, суффикс и суффикс инфинитива. История слова: первоначально в слове выделялась приставка, являющаяся продуктивной в современном русском языке, позже она вошла в состав корня. Исторический корень этого слова состоял из двух букв и, в отличие от слова No 2, изменений не
претерпел. Слово имеет значение, сходное с «ловить, хватать, брать». 3.
Структура слова: в структуре слова выделяются корень и суффикс инфинитива. История слова: это слово сохранило исходную историческую основу, преобразовалось только её современное звучание, в одном из значений сочетается с существительным «вид» в форме предложного падежа
с предлогом. 4.

Вычислите название словообразовательного явления, наблюдаемого в словах из этимологического гнезда: 1) в этом слове выделяются 2 приставки, корень, суффикс и окончание; 2) приставка 1 имеет то же значение, что и приставка в слове преодолеть; 3) приставка 2 является одной из передающихся, имеет значение деления на части; 4) корень этого слова чередуется, имеет то же значение, что и слово класть, встречается в глаголах сов. вида; 5) суффикс и окончание в этом слове такие же, как в слове удобрение.

Arnfinn ответил на вопрос 22.09.2022