1 Ответ
Здесь мы приведем небольшое клише, которое в какой-то мере поможет ребятам сосредоточиться на экзамене, когда надо описать картину в устном виде. Казалось, ничего сложного нет. Перед тобой картина, опиши как ты ее видишь. Но существует определенное клише, правило, которому надо следовать по школьной программе. Вот как раз это мы хотим показать в целях ознакомления и информации.
Полезные вопросы:
1. Что я вижу на фотографии/картине?
2. Есть ли на фото люди и как они выглядят?
3. Чем он/она/они заняты?
4. О чём он/она/они, возможно, думают?
5. Что находится на переднем плане?
6. Что находится на заднем плане?
7. Кто мог быть фотографом/художником и зачем сделан снимок/картина?
8. Что больше всего привлекает меня в фотографии/картине?
9. Какие мысли/чувства/переживания вызывает снимок/картина?
Пример описания картины:
1. Передо мной интересная (удивительная, забавная, необычная…) фотография/картина
2. Я думаю, что на ней изображён/а (поход, рыбалка, мастерская художника). Обозначаете тему.
3. На переднем плане фотографии/картины мы видим (двух девочек/толпу людей/учителя, объясняющего материал/ юношу, спасающего кота из воды).
4. Они (он/она) радостны/печальны/сосредоточены. Становится понятно, что им (ему/ей) нравится здесь находиться/их увлекает это занятие.
5. Описать внешний вид, одежду. Подробнее рассказать, чем заняты. Быть внимательнее к деталям, чтобы и их использовать в описании.
6. На заднем плане можно увидеть…
7. Мне понравилась эта фотография/картина, потому что она передаёт чувства и эмоции присутствующих на ней людей/прекрасную атмосферу…
8. Считаю, что снимок/картина получился, удачным. И ребятам/девочке/друзьям в будущем не раз захочется посмотреть на себя и вспомнить это время.
Для примера, мы взяли картину «Опять двойка» Фёдора Павловича Решетникова. Вот ее давайте попробуем описать, по вопросам.

1. На картине изображена сцена в простой советской квартире: мальчик, пришедший из школы, и его семья (мама, младший брат, старшая сестра) и собака.
2. Да, есть люди: мальчик-школьник, примерно 10-ти лет. Он одет в пальто, без шапки, у него светлые волосы. В руках он держит помятый кошенный портфель. На против него около стола сидит его мать и младший брат на велосипеде. Чуть на заднем плане, около стола стоит его старшая сестра, она уже пионерка, у нее на шее красный галстук. Она перебирает учебники.
3. Мальчик только что пришёл домой и видать показал дневник с двойкой. Мать смотрит на него с укором, сестра — с осуждением, младший брат — с усмешкой. Собака ластится к хозяину.
4. Мальчик думает о том, что его будут ругать и скорее всего не пустят играть во двор, заставят делать уроки. А может ему стыдно за двойку. Мать — эх, что же мне с тобой делать? Сестра смотрит с немым вопросом и укором. Младший брат, возможно, радуется чужой неудаче, а может ничего еще в этом не понимает. Только собака не о чем не думает, а рада приходу мальчика со школы.
5. На переднем плане — фигура мальчика с развязанным портфелем, из которого торчат коньки, и радующаяся собака, которая стоит на задних лапах, а передние положила на грудь мальчика.
6. На заднем плане — интерьер комнаты: стол, на стене картины, часы ходики, отрывной календарь. На полу лежит небольшой старый ковер. В соседней комнате видно окно, на котором стоит цветок и зимний двор.
7. Картина, написана художником Фёдором Решетниковым. Он ее создал в 1952 году.
8. Больше всего привлекает выразительность и драматизм сцены, точная передача эмоций каждого персонажа через позы и лица.
9. Картина вызывает смешанные чувства: жалость к мальчику, понимание разочарования матери, но также и лёгкую улыбку из-за узнаваемости ситуации. Все мы когда-то были в такой ситуации. Сразу вспоминаются школьные годы.
