1 Ответ
1. Слово Х является иллюстрацией орфографического правила, которое определяет написание безударной гласной в корне в зависимости от согласной, присутствующей в данном корне. Примечательно, что у этого правила есть другой вариант объяснения, в котором правописание безударной гласной в корне зависит от наличия или отсутствия некоторой морфемы в слове. Оба варианта правила не противоречат друг другу. Для обоих вариантов существует одно и то же слово-исключение. Какое слово может стоять на месте Х?
Вычитать
Выскочить
Подбирать
Творение
Фантастический
Дистанция
Растение
Положение +
Касательная
2. Имеются две группы существительных, разделённых в зависимости от особенностей проявления одного морфологического признака.
Первая группа
А. Якорь, дверь, учебник, озеро, булочка.
Б. Красота, песок, масло, снег, высота.
Вторая группа
Пшено, зелень, золото, листва, героизм.
1. Определи, какой признак лёг в основу деления:
Число +
одушевлённость/неодушевлённость
нарицательность/собственность
род
2. Распредели другие слова по указанным группам. Перенеси ответы в пустые поля.
Первая группа = А — скрипка Б — вода
Вторая группа = доброта
3. Выбери слова, в которых, не считая основы, имеется 4 морфемы.
(Обрати внимание: баллы начисляются, если дан полностью верный ответ.)
посеребрить +
подоконник +
подыгрывал
сумасшедшие
вывез +
4. Прочитай рассказ Ивана Сергеевича Соколова-Микитова и выполни задания.
(1) Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. (2) На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. (3) Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. (4) От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. (5) Ещё цветут поздние осенние цветы. (6) Прозрачен и чист воздух. (7) Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. (8) Каждый камешек на дне виден. (9) Тихо в осеннем лесу. (10) Лишь шелестит под ногами опавшая листва. (11) Иногда тонко просвистит рябчик. (12) И от этого тишина ещё слышнее. (13) Легко дышится в осеннем лесу. (14) И долго не хочется уходить из него. (15) Хорошо в осеннем цветистом лесу … (16) Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.
Вопрос 1
Заполни пропуски в анализе использованной в тексте лексики.
(Запиши пропущенные слова в той форме, в которой они использованы в тексте. Если необходимо записать несколько слов-иллюстраций из одного предложения, то укажи их в том же порядке, в каком они использованы в тексте.)
Как много цвета может быть спрятано в тексте!
Кроме слов, напрямую называющих цвета (например, и в предложении 2), мы встречаем в этом же предложении эпитет, передающий краски осени, — Цвет мы можем определить даже у чего-то слегка заметного, такое качество передаёт прилагательное в предложении 4; а невидимость передают прилагательные В предложениях 6-7.
Цветом богат и животный мир:
который упоминается в тексте, так называется именно из-за окраса. Кроме красок, в тексте передаётся звучание осеннего леса. В предложении номер мы встречаем два несочетаемых слова, которые характеризуют звук.

Вопрос 2
Определи особенности композиции текста.
(Выбери правильные варианты в выпадающих списках на месте пропусков.)
Текст основан на описании восприятия и ощущений рассказчика. По этому критерию мы можем поделить текст на 3 части и составить план. Рассказчик делится информацией:
O, говорит о (1-2 абзацы)
0, говорит о (З абзац)
0 говорит о (4 абзац)
Композиция текста — Это подчёркивается повторением мысли: красив и печален русский лес в предложении 1 и что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём в последнем предложении.

5. Прочитай отрывок из сказки Петра Ершова «Конёк-горбунок» и обрати внимание на то, как звучат слова в стихотворении. Строки пронумерованы для удобства работы с текстом.
(1) Всю я ноченьку не спал,
(2) Звёзды на небе считал;
(3) Месяц, ровно, тоже светил,
(4) Я порядком не приметил.
(5) Вдруг приходит дьявол сам,
(6) С бородою и с усам;
(7) Рожа словно как у кошки,
(8) А глаза-то — что те плошки!
1. Сколько раз в эпизоде встречается намеренный перенос ударения ради сохранения рифмы? Запиши только цифру.
Ответ: 2
2. В какой строке с такой же целью встречается намеренное искажение грамматической формы слова? Запиши цифру, обозначающую номер строки.
Ответ: 12
6. Задание:
1. Отметь нужные утверждения, чтобы получилось верное объяснение причины, по которой не нужно ставить запятую в примерах. (Обрати внимание: баллы начисляются при полностью правильном ответе.)
Вторая часть предложения не мыслится без первой части и не может существовать в отрыве от неё
Части сложного предложения имеют причинно-следственные отношения
У частей сложного предложения общий второстепенный член +
События в обеих частях сложного предложения одновременны +
2. Определи, в каких предложениях не нужна запятая перед союзом и. Знаки препинания не расставлены.
(Обрати внимание: баллы начисляются при полностью правильном ответе.)
Внезапно зазвонил телефон и учёный вынужден был прервать работу
В саду пахло опавшими листьями и висели гроздья спелой рябины +
На чердаке сушились грибы и на лестнице уже слышался их аромат
В лесу хрустели мокрые ветки и висели паутины с каплями росы +
7. Ознакомься с отрывком из древнерусского текста «Слово о полку Игореве».
Тогда Игорь възрь на светлое солнце и видь отъ него тьмою вся своя воя прикрыты.
Определи, к каким частям речи относятся использованные в эпизоде слова. Перенеси ответы в пустые поля:
възръ = посмотрел; это глагол
отъ = от; это предлог
тьмою = тьмой; это имя существительное
воя = войско; это имя существительное
8. Филимон поставил пароль, который необходимо ввести для открытия файла, где оформлено его исследование по русскому языку. Пароль состоит из четырёх букв, они не образуют слово. К сожалению, мальчик забыл пароль, но система дала ему подсказку в виде головоломки, в которой все условия выполняются одновременно.

Верные буквы в подсказке будут буквами пароля. Помоги юному исследователю русского языка открыть файл и продолжить работу.

Ответ: У нас получился пароль = Ю М И Ж
