1 Ответ
В ответах к вопросам, мы постарались дать не большие пояснения, почему мы дали тот или иной ответ. Ну и для того, чтобы было понятно, для ознакомления и для информационных целях. Тексты к заданиям, мы сократили, чтобы не нагружать страницу.
Прочитай текст и выполни задания 1-2.
Поговорим по-гречески:
Давайте поговорим по-гречески. Трудновато? Ну тогда почитаем. Перед вами несколько слов на греческом языке: ΙΖΤΟΡΙΑ, ΤΕΤΡΑΔΙΟΝ, ΠΡΟΓΡΑΜΜΑ, ΓΡΑΜΜΑΤΑ, ΠΑΡΑΓΡΑΦΗ, ΚΟΖΜΟΖ. Что-то напоминает? Ну да: ИСТОРИЯ, ТЕТРАДЬ, ПРОГРАММА, ГРАМОТА, ПАРАГРАФ, КОСМОС. Почему греческие и русские слова оказались настолько похожи? Ну, во-первых, потому, что все европейские алфавиты произошли от греческого. А во вторых, множество слов заимствованы русским языком из греческого. Одни заимствованы напрямую – как школа. Поначалу это слово означало «досуг, свободное время, отдых». Позже греческие философы так назвали «занятие на досуге, учёную беседу», потом «учебное занятие, упражнение, лекцию, школу философов». Дальше вы сами знаете. (сокращенно)
Задание 1. Какой язык называется мёртвым?
1) который никто уже не знает
2) на котором никто не говорит +
3) в котором изменились значения многих слов
4) на котором только учёные создают слова
Объяснение: В тексте прямо сказано: «древнегреческий язык мёртв – на нём никто сейчас не разговаривает даже в Греции». Это и есть определение мёртвого языка.
Задание 2. Что, кроме лексики, позаимствовал из языка древних греков русский язык? Приведи два примера.
1) Алфавит. В тексте указано: «все европейские алфавиты произошли от греческого». Кириллица, которой мы пользуемся, была создана на основе греческого алфавита.
2) Способы словообразования (модели создания новых слов). В тексте приведены примеры калек (летопись, добродушие), а также современный принцип создания новых научных терминов из греческих корней (фотография, микроскоп).
Изучи данные в таблице и выполни задания 3–5.

Задание 3. Объясни с помощью информации в таблице, как перевести с греческого подчёркнутое слово «Новейшая фантастика. Том 1». Впиши одно слово.
Ответ: часть
Объяснение: В таблице указано, что греческий корень том означает «часть, рассечение».
Слово «Том 1» в названии книги как раз и означает «часть 1».
Задание 4. Перечитай в третьем абзаце объяснение термина калька. Образуй русское слово-кальку к слову симпатия.
Ответ: сочувствие
Объяснение: В тексте сказано, что калька — это слово, сделанное по образцу иностранного из своих, русских частей.
Потому, что в таблице указано, что приставка сим- означает «со, вместе».
Корень пат-/паф- означает «чувство, страдание».
Буквально «симпатия» — это «со-чувствие». Это слово и является русской калькой (ну мы так поняли)
Задание 5. Какие выражения неправильны, потому что содержат смысловой повтор (например, как выражение «масло масляное»)? Обведи номера двух таких примеров.
1) монолитный дом
2) монолитный камень + (неправильно, так как «монолит» по определению и есть «цельный камень» («моно» — один, «лит» — камень). Получается «цельный камень из цельного камня».)
3) монолитный коллектив
4) автобиография писателя
5) автограф артиста
6) моя автобиография + (неправильно, так как «авто» означает «сам», то есть автобиография — это «моя собственная биография, написанная мной». Слово «моя» является избыточным.)
Используя информацию из текста и таблицы, выполни задания 6–7.
Задание 6. Верны ли, с точки зрения информации из текста и таблицы, следующие утверждения?
Слово косметика ведёт происхождение от слова космос = да
Слово космонавт образовано с помощью греческих корней – косм («космос») и авт («сам») = нет
Значение слова школа поначалу не было связано с учёбой = да
Задание 7. В современной Греции можно увидеть вывеску ΜΕΤΑΦΟΡΑ. О каких услугах таким образом объявляют?
1) услуги переводчиков
2) услуги экскурсоводов
3) услуги грузчиков + (или, в более широком смысле, грузоперевозки).
4) аренда автомобилей
Прочитай текст и выполни задания 1–4.
Таёжное проклятие:
В начале 1930-х годов в Москву стали поступать тревожные сообщения о странной болезни на Дальнем Востоке, которая поражала геологов, военных, лесорубов и других работавших в тайге. Она начиналась с сильнейшей головной боли, рвоты, потери сознания. Выжившие чаще всего оставались инвалидами. Природа и причины заболевания были неизвестны. Люди стали бояться ходить в тайгу. Весной 1937 года на Дальний Восток была отправлена экспедиция под руководством вирусолога Льва Зи́льбера. Предстояло найти причину заболевания и способы защиты. Лев Александрович честно предупредил всех об опасности, но учёные не отказались ехать. (сокращенно)
Задание 1. Впиши в таблицу фамилии двух учёных, под руководством которых было снято «таёжное проклятие».
Разработал вакцину = Зильбер
Разгадал причину болезни = Смородинцев
Пояснение: Лев Зильбер руководил экспедицией, которая установила переносчика болезни (клеща), а Анатолий Смородинцев разработал эффективную вакцину.
Задание 2. Грипп часто распространяют птицы, чуму – грызуны. Почему приехавшие на Дальний Восток учёные решили, что переносчиками неизвестной инфекции в тайге являются не звери и не птицы?
1) Неизвестной болезнью заболевали только в апреле – августе.
2) Только у насекомых и паукообразных много контактов с человеком. +
3) Болезнь поражала только побывавших в определённых районах тайги.
4) Пока учёные охотились на неведомого врага, тот охотился на них.
Пояснение: В тексте прямо указано: «Быстро стало понятно, что разносчики инфекции – насекомые или паукообразные: только у них множество контактов с человеком».
Задание 3. Работа вирусологов названа в тексте героической. Приведи два факта, которые это подтверждают.
1. Учёные знали об опасности, но добровольно поехали в экспедицию и работали по 12 часов в сутки в очаге заражения.
2. Некоторые участники экспедиции (как Михаил Чумаков) тяжело переболели, стали инвалидами, но продолжали работу. Также они испытали вакцину на себе.
Задание 4. Сравнив график заболеваний с графиком активности комаров, слепней и клещей, Л.А. Зильбер «снял подозрения» с комаров и слепней. В каком месяце люди не могли заразиться неизвестной болезнью из-за комаров? Обведи номер одного верного ответа.
1) в августе
2) в июне
3) в апреле +
4) в июле
Пояснение: В тексте сказано, что болезнь регистрировалась с апреля по август, но подозрения с комаров и слепней сняли, потому что их активность начинается в жаркий период. Апрель на Дальнем Востоке еще не жаркий месяц, комары в это время не активны, а болезни уже регистрировались. Значит, комары не могли быть причиной заражения в апреле.
Задание 5. Как человек может заразиться клещевым энцефалитом, если укуса клеща не было? Приведи два примера.
1. При раздавливании присосавшегося клеща (например, при его снятии с другого человека или животного) и последующем попадании вируса на слизистые оболочки или поврежденную кожу.
2. При употреблении в пищу сырого молока от зараженных животных (коз, коров).
Задание 6. Соответствуют ли тексту данные ниже утверждения? Отметь знаком ответ «Да» или «Нет» в каждой строке.
Экспедицию отправили на Дальний Восток, чтобы создать вакцину от клещевого энцефалита = нет
Клещи прыгают на человека с деревьев = нет
Клещи реже кусают людей в светлой одежде = да
Вещества-акарициды нельзя наносить на кожу = да
Задание 7. Какая информация из текста «Таёжное проклятие» противоречит информации из листовки?
1) о переносчиках энцефалита
2) о местах обитания клещей +
3) о периоде активности клещей
4) о борьбе с клещами
Пояснение:
В тексте говорится, что болезнь поражала тех, кто побывал «в гуще тайги». Это создает впечатление, что клещи обитают исключительно в глухой лесной чаще.
В листовке же указано, что клещи обитают «в лесопарках, на садовых участках, в траве у дорог», то есть не только в глубине тайги, но и на обычных дачах и в городских парках. Это прямо противоречит узкому представлению о месте обитания клещей, которое можно вынести из текста.
