1 Ответ
Здесь даны ответы исходя из собственных поисков информации на просторах интернета, исторических источников. Ответы даны не на все задания, так как не нашли конкретную информацию. Остальные ответы даны в качестве ознакомления, не являются официальными.
Задание 1. В XVIII и XIX веках археологические изыскания часто проводились по заказу крупных аристократов или царствующих особ. Наибольшее внимание уделялось артефактам, имеющим художественную значимость — они пополняли личную коллекцию заказчика или использовались как дипломатические дары. Так археология, в первую очередь классическая, позволяла создать образ просвещённого правления и поднять международный престиж государства, поэтому некоторые правители, даже не будучи лично заинтересованы в раскопках, продолжали формально им покровительствовать. Другие же ставили перед исследованием древности совершенно иную задачу: не извлечь наиболее привлекательные образцы искусства, а максимально полно изучить жизнь людей прошлого. И результаты этого изучения должны были стать доступными для образованной публики, а не оставаться достоянием узкого круга приближённых к покровителю знатоков. Поэтому роль покровителей раскопок Помпей в истории их исследования нельзя недооценивать.
Кто из покровителей раскопок в Помпеях проявлял наибольшую активность в организации работ и способствовал широкой известности памятника?
Каролина Бонапарт
Карл VII Бурбон, король Неаполя и Сицилии +
Мария Амалия Саксонская
Фердинанд I, король Обеих Сицилий
Иоахим Мюрат
Жозеф Бонапарт
Франциск I, король Обеих Сицилий
Уильям Гамильтон
Александр Дюма-отец
Джузеппе Гарибальди
Задание 2. Раскопки в окрестностях Неаполя были самым масштабным археологическим исследованием XVIII века, поэтому в ходе работ их методика и цели многократно корректировались. Отчасти это было связано с заказчиками, но большую роль играла и личность руководителя. Благодаря их деятельности памятники постепенно открывались сначала учёным, а затем и широкой публике.
Оцените, в каком состоянии находились археологические памятники в окрестностях Везувия к моменту их посещения К. П. Брюлловым и какие важные открытия ещё не были сделаны.
Ответ: К моменту приезда К.П. Брюллова (примерно 1828 год) была раскопана примерно треть города. Открыты многие знаменитые виллы, форум, театры. Однако многие ключевые открытия (например, дом Веттиев, раскопанный только в 1874-1876 гг.) еще не были сделаны. Раскопки велись хаотично, часто без должной фиксации контекста.
Сопоставьте имена руководителей раскопок в Помпеях и Геркулануме с их достижениями.
К сожалению у нас нет списка и работ, которые надо сопоставить, но исходя из истории, мы составили примерный список, который мог быть в оф. заданиях.
1. Рокко Джоаккино де Алькубьерре (начальник раскопок с 1748 г.) – Начал систематические раскопки в Помпеях, но его методы были грубыми (искал в основном сокровища).
2. Карл Вебер (инженер, работал под началом Алькубьерре) – Ввёл более научный подход: первые планы раскопок, фиксация находок in situ.
3. Франческо ла Вега (главный инженер с 1764 г.) – Систематизировал раскопки, ввёл регистрацию находок, начал консервацию фресок и зданий.
4. Микеле Ардити и Пьетро ла Вега (руководили в конце XVIII в.) – Увеличили масштаб работ, стали оставлять раскопанные здания на виду, а не закапывать их обратно.
Задание 3. Самыми ценными находками в Помпеях долгое время считались статуи, фрески и мозаики. Остальные артефакты (например, предметы быта или инструменты) часто не фиксировались и даже уничтожались, не получая должного внимания археологов. Однако и к произведениям искусства подход мог различаться: часть фресок тщательно документировалась, а часть — нет, в зависимости от их художественной значимости в глазах исследователей.
Как чаще всего происходила фиксация античных фресок в Помпеях во второй половине XVIII века? Выберите все верные ответы:
Наиболее ценные в художественном отношении фрески сразу срезали со стены и переносили во дворец Портичи, где они хранились в подвале.
Наиболее интересные изображения зарисовывали, а потом срезали со стены и переносили во дворец Портичи, где они хранились в подвале. +
Наиболее ценные фрески зарисовывали, а потом срезали со стены и переносили во дворец Портичи, где они покрывались защитным составом и выставлялись для обозрения.
Фрески, не представлявшие особого интереса для заказчиков, срезали со стены и переносили во дворец Портичи, где они хранились в подвале.
Фрески, не заинтересовавшие исследователей, зарисовывали, покрывали восковым защитным составом и оставляли на месте.
Фрески, не считавшиеся ценными, не фиксировали и могли разрушить в ходе работ. +
Задание 4. Формирование европейского неоклассицизма и отдельных декоративных направлений внутри него, позже превратившихся в историзирующие стили XIX века, проходило в тесной связи с развитием знаний об античности и древности в целом. Помпейский, этрусский, а позже и египетский стили, равно как и ориентированные на эллинское и римское столичное искусство неоклассицизм и ампир как таковые, опирались на всё возраставшее количество археологических открытий.
В контексте тех же находок творил и К. П. Брюллов, поэтому выбор сюжета гибели Помпей нельзя назвать абсолютно очевидным — к 1820–1830 годам уже был накоплен значительный массив достоверных сведений о древних временах и событиях в разных уголках Средиземноморья, способных вдохновить художника. В то же время, часть крупных открытий была сделана несколькими десятилетиями ранее и уже не впечатляла современников, а некоторые были совершены через годы и даже десятилетия после завершения работы над картиной.
Определите, когда произошло указанное событие: до, во время или после работы Карла Брюллова над картиной «Последний день Помпеи» (1827—1833).
Копирование фресок Золотого дома Нерона Джованни да Удине
Раскопки дома Фавна Карло Бонуччи
Раскопки дома Трагического поэта Антонио Бонуччи
Раскопки гробниц этрусков в Вульчи Люсьеном Бонапартом
Раскопки гробницы Мавзола в Галикарнасе Чарлзом Ньютоном
Обследование древностей Пелопоннеса Морейской научной экспедицией под руководством Жана-Батиста Бори де Сен-Венсана
Обследование древностей Афин Джеймсом Стюартом и Николасом Реветтом
Обнаружение города Ксанфа Чарльзом Феллоузом
Создание рисунков храмов Пестума Жаком-Жерменом Суффло
Открытие храма Абу-Симбел Иоганном Людвигом Буркхардтом
Попытка очистить Большого Сфинкса в Гизе от песка, предпринятая Джованни Кавильей
Расшифровка иероглифов Розеттского камня Жаном-Франсуа Шампольоном
Первые раскопки Херсонеса Таврического Карлом Крузе
Обнаружение «Клада Приама» Генрихом Шлиманом
Публикация «Древностей Пальмиры» Роберта Вуда
Обоснование полихромии античной архитектуры в статье «Полихромная архитектура у греков, или полное восстановление храма Эмпедокла на акрополе Селинунта» Жака Иньяса Гитторфа
Ответ:
ДО работы Брюллова:
Копирование фресок Золотого дома Нерона Джованни да Удине (Эпоха Возрождения)
Обследование древностей Афин Джеймсом Стюартом и Николасом Реветтом (1751-1754)
Создание рисунков храмов Пестума Жаком-Жерменом Суффло (середина XVIII в.)
Публикация «Древностей Пальмиры» Роберта Вуда (1753)
Обоснование полихромии античной архитектуры… Жака Иньяса Гитторфа (опубликовано в 1822-1830, то есть ДО и во время работы Брюллова, что могло повлиять на его цветовое решение)
ВО ВРЕМЯ работы Брюллова:
Раскопки дома Фавна Карло Бонуччи (1829-1830)
Раскопки дома Трагического поэта Антонио Бонуччи (1824-1831)
Обследование древностей Пелопоннеса Морейской научной экспедицией… (1829-1831)
Расшифровка иероглифов Розеттского камня Жаном-Франсуа Шампольоном (окончательно в 1822 г., но труд опубликован позже)
ПОСЛЕ работы Брюллова:
Раскопки гробницы Мавзола в Галикарнасе Чарлзом Ньютоном (1856-1857)
Обнаружение города Ксанфа Чарльзом Феллоузом (1838)
Открытие храма Абу-Симбел Иоганном Людвигом Буркхардтом (уже открыт в 1813, но расчистка начата позже)
Попытка очистить Большого Сфинкса в Гизе от песка… Джованни Кавильей (около 1816-1818, но масштабные работы позже)
Первые раскопки Херсонеса Таврического Карлом Крузе (1827, но систематические — позже)
Обнаружение «Клада Приама» Генрихом Шлиманом (1873)
Задание 5. Из каких источников во второй половине XVIII — первой четверти XIX вв. деятели европейского искусства черпали вдохновение для работ в помпейском стиле?
Выберите все верные ответы:
Собрания античного искусства в галереях и кабинетах частных лиц +
Личные посещения археологических памятников +
Издания с изображениями находок и зданий +
Публичные музеи
Фотоальбомы
Подробные научные отчёты об археологических раскопках, доступные широкой аудитории
Ежегодные издания с описаниями и изображениями предметов быта и произведений искусства античного периода +
Слепки деревянных предметов мебели, полученные путём заливки гипса в пустоты в толще вулканического пепла
Задание 6. Предками К. П. Брюллова по отцовской линии были французы-гугеноты, которые в конце XVII столетия вынужденно покинули историческую родину, спасаясь от религиозных преследований. В поисках убежища они перебрались в Люнебург. Там они онемечились и изменили написание своей французской фамилии Bruleleau на немецкое — Brailo.
В семье Брюлло все были представителями творческих профессий. Поэтому со временем, в поиске работы, они оказались в столичном Петербурге, где со времён основания города остро ощущалась нехватка собственных художественных кадров для его благоустройства и украшения.
Сразу по приезде на новое место жительства глава семейства Георг Брюлло (родился около 1720 г.) приобрёл на Васильевском острове участок земли, где и укоренилась русская ветвь династии.
Какой творческой профессией владел прадед Карла Брюллова — Георг Брюлло?
скульптор +
архитектор
живописец
театральный декоратор
костюмер
литограф
медальер
Задание 7. Карл и Александр Брюлловы вошли в историю искусства как непревзойдённые мастера акварельного портрета, получившего широкое распространение в первой половине XIX века. При этом братья демонстрировали разный подход к работе.
Для того чтобы Карл с воодушевлением взялся за портрет, маэстро должен был ощущать интригу при взаимодействии с моделью. Он неохотно работал на заказ, а к выбору моделей, особенно женщин, подходил как педантичный эстет, который замечал все несовершенства внешности. В отличие от младшего брата, Александр Брюллов художественными средствами без особого труда превращал физические недостатки людей в их достоинства.
Он успешно практиковал как архитектор и оставил потомкам около сотни графических образов ярких представителей Золотого века русской культуры.
В приведённом списке портретов, написанных братьями Брюлловыми, выберите четырёх моделей, изображённых Карлом Павловичем Брюлловым:
Е. П. Салтыкова +
А. Д. Абамелек-Лазарева +
Н. Н. Пушкина +
М. И. Бутенева
Е. И. Загряжская
М. Г. Разумовская
О. П. Ферзен+
Выберите двух моделей, портреты которых Карл Брюллов написал и маслом, и акварелью:
Е. П. Салтыкова +
А. Д. Абамелек-Лазарева +
Н. Н. Пушкина
М. И. Бутенева
Е. И. Загряжская
М. Г. Разумовская
О. П. Ферзен
Задание 8. Все сыновья П. И. Брюлло прошли обучение в Императорской Академии художеств и зарабатывали на жизнь творчеством. Проживая в Санкт-Петербурге, они неоднократно пересекались на профессиональном поприще при работе над совместными проектами. Так сложился семейный подряд, где каждый трудился в своей области: Фёдор — как резчик по дереву и художник, Александр — как архитектор, Карл — как живописец-монументалист.
Выберите четыре культурно-исторических объекта Санкт-Петербурга, в оформлении которых принимали участие не менее двух представителей творческого семейства Брюлло—Брюлловых:
Лютеранская церковь Святых апостолов Петра и Павла на Невском проспекте +
Михайловский театр +
Штаб гвардейского корпуса на Дворцовой площади
Исаакиевский собор +
Зимний дворец +
Церковь Святых апостолов Петра и Павла в Парголово
Служебный дом Мраморного дворца
Задание 9. Великий Карл появился на свет в простом деревянном флигеле Академии художеств, который не сохранился до наших дней. Именно там поначалу жил его отец, который с октября 1793 года занимал должность преподавателя по орнаментальной скульптуре.
В 1799 году из-за недостатка желающих обучаться резьбе по дереву класс академика Брюлло был закрыт, а сам мастер уволен. Лишившись казённой академической квартиры, П. И. Брюлло приобрёл дом № 17, неподалёку от Академии художеств, на Среднем проспекте Васильевского острова, который на долгие годы стал приютом для большой семьи.
Здание, где когда-то квартировал П. И. Брюлло, существует по сей день.
Зная адрес, изучите фотографии зданий Васильевского острова и выберите дом П. И. Брюлло.

Задание 10. После экспонирования картины «Последний день Помпеи» в 1833 году в галерее Пинакотека Брера К. П. Брюллов был избран почётным членом Академий изящных искусств в Милане, Болонье, Флоренции и Парме.
Вслед за всемирным триумфом флорентийская галерея Уффици затребовала портрет художника для музейного собрания автопортретов. Как известно, автопортрет неизбежно связан с процессом совершенствования мастерства и творческого самосознания. Он всегда представляет собой некий «самозаказ», связанный с важными биографическими событиями, и зачастую с эмоциональным настроем автора, испытавшего подъём или спад творческих сил.
В течение жизни Карл Брюллов писал самого себя более 30 раз.
Из представленных автопортретов К. П. Брюллова выберите тот, который предназначался для галереи Уффици во Флоренции, но так и не попал в её залы.

Задание 11. Брюлловский круг общения за границей был достаточно разнообразен. В Европе он встречался с И. С. и Н. И. Тургеневыми, библиофилом С. А. Соболевским, поэтами В. А. Жуковским и П. А. Вяземским.
В Италии застал художника О. А. Кипренского, поддерживал контакты с архитекторами Н. Е. Ефимовым, В. А. Глинкой и А. А. Тоном, живописцем Сильвестром Феодосиевичем Щедриным, посещал салоны князя Г. И. Гагарина и княгини З. А. Волконской.
На своих творческих вечерах, называемых на итальянский лад «академиями», Зинаида Александровна устраивала состязания поэтов, музыкантов и художников.
По преданию, именно в доме З. А. Волконской К. П. Брюллов познакомился с графиней Ю. П. Самойловой, которая на долгие годы стала вдохновляющей его музой.
Из предложенных портретов дам, родственных семейству Волконских, выберите образ княгини Зинаиды Александровны Волконской, созданный К. П. Брюлловым.

Задание 12. Музыкальные предпочтения Брюллова касались преимущественно вокального искусства. Итальянские годы жизни художника были связаны с посещением оперных спектаклей как раз в то время, когда оперный стиль бельканто (от итал. «прекрасное пение») переживал период своего расцвета. Но и в России Брюллов оставался ценителем певческого искусства, обращая внимание как на собственно вокальную, так и на драматическую его составляющую. Впечатлившие Брюллова певицы становились героинями его портретов. Рассмотрите изображения. Выберите из представленных портретов кисти Брюллова два, которые хранятся в музее миланского оперного театра Ла Скала. Каждая из представленных на портретах певиц исполняла яркие партии в рамках премьерных постановок опер первой половины — середины XIX века. Установите соответствие между портретами певиц (отмечены буквами) и фрагментами оперных номеров, которые непосредственно ими были впервые исполнены на публике.
